- История
формирования в Казахстане
Отечественным
родоначальником считается Восточно-Казахстанский
областной этнографический музей, который
был создан в 1968 г. Изначально предполагался
как школьный музей в селе Бутаково. С
10 мая 1978 года Распоряжением Совета Министров
Казахской ССР № 197-р «Об организации музея
этнографии в г. Усть-Каменогорске» музею
присвоен статус областного этнографического
музея. Профиль музея:Комплексный музей
состоит из таких профилей как: этнографический;
естественноисторический этнопарк Кирова
с архитектурно-этнографической экспозицией
под открытым небом и природно-ландшафтными
зонами; зоолого-экологический парк Жамбыла
и детский спортивно-игровой комплекс
«Фэнтэзи – спорт», расположенный на живописном
берегу Иртыша. Говоря о структурно-экспозиционном,
музейно-образовательном пространстве,
то музей располагает 3-мя зданиями,
где размещены экспозиции и выставки.
В реконструированном парке Кирова размещается
архитектурно-этнографическая экспозиция
под открытым небом. При музее создан кукольный
этнотеатр. Постановки пишутся на местном
этно-материале, в них включаются фольклорные
моменты (народные песни, игры, сказки,
загадки, пословицы, и т.д.), обычаи и обряды.
Спектакли играются в народные календарные
праздники, в школах, детских садах и в
экспозициях музея.[3].
- Исторические
аспекты
Историческим
аспектом является растущий интерес
различных слоев населения к
своему прошлому, к истокам создания
национальных культур и бытовых традиций
заставил обратить серьезное внимание
на образовательную и воспитательную
роль этнографических музеев под открытым
небом, поэтому во многих местах стали
создаваться подобные экспозиции, рассказывающие
истории республики, края или области.[3].
- ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
- Природно-климатические
факторы
Природно-климатический
фактор является одним из важнейших
факторов, оказывающих существенное
давление на формирование городского
ландшафта.
На заре человеческой цивилизации
градостроительная деятельность
разворачивалась на территориях
с благоприятным климатом, таким
как в Средиземноморское побережье,
Греции, Италии, Малой Азии, междуречье
Тигра и Евфрата.
В этих местах климатические условия не
оказывали значительного влияния на развитие
городов центров, на формирование их планировочной
структуры.
В связи с проблемой учета
природно-климатических факторов
в формировании городских ландшафтов
хотелось бы отметить, что
необоснованное копирование зарубежных
образцов, как планировочных, так
и объемно-пространственных структур
а также широкое применение неадаптированных
к местным климатическим условиям строительных
материалов, приводит к значительным материальным
издержкам, ведущим за собой дорогостоящие
переделки и исправления.
Наиболее полно программа учета
природно-климатических условий
отражена в высказывании известного
советского теоретика и практика
архитектуры Ф.Новикова: “Наверное, нельзя
безнаказанно игнорировать климатические
условия. Напротив, органическая связь
архитектуры с климатическим содержанием
среды способна породить новаторские
творческие явления, обогатить зодчество
новыми формами, соответствующими климату
и вместе с тем современному образу жизни”
- Социально-экономические
факторы
Социальные
факторы относятся к тем факторам, которые
играют все большую роль в вопросах формирования
этнографических центров. Приоритет социального
фактора сказывается, прежде всего, в тенденции
всестороннего изучения потребностей
общества, как духовные, так и физические.
При этом учитываются потребности групповые,
национальные, возрастные, профессиональные.
Эти данные, получаемые в результате социологических
опросов, анкетирования, групповых бесед
оказывают значительное влияние на выбор
альтернативных проектных решений.
Усиление влияния социального
фактора обусловлено также переходом
к рыночным отношениям. В новых
экономических условиях архитектура
становится товаром и должна
как можно полнее учитывать
интересы заказчиков и потребителей.
А значит учитывать вкусы, интересы
и реагировать на конъюнктуру
рынка.
2.3Культурно-исторические
факторы
Культурно-исторический
фактор опосредовано влияет на формирование
этнографического центра. По точному
выражению Э.Цайдлера: “Архитектура
выражает культуру народа, его прошлое
и настоящее, и здания становятся свидетелями
этой культуры”.
При формировании этнографического
центра необходимо учитывать
принципы историко-культурной преемственности,
которые становятся особенно
актуальными при проведении работ,
связанных с реконструкцией и
уплотнением существующей застройки.
Понятие культура в архитектуре
неотрывно от понятий национальная
самобытность и традиции. “Национальность
есть выражение коллективной личности
народа”,- пишет А.Косинский., а финский
архитектор К.Петяйя добавляет: “Только
теперь начали понимать, что национальные
черты качественно обогащают международную
архитектуру, вносят в нее разнообразие”,
и даже “…исчезновение национальной
самобытности обедняет не только местную
культуру, но и всю культуру в целом”
Развитие и обогащение культуры
оказывает существенное влияние
на формирование системы архитектурного
мировоззрения, включающее философию,
эстетику, искусство, природу.
Говоря о преемственности в
архитектуре, необходимо отметить,
что исторически сложившаяся
застройка несет в себе черты,
которые не утрачивают своей
ценности с течением времени-это
выразительность, неповторимость, пластическое
богатство архитектурных форм, декоративность.
Отношение к проблеме преемственности
в архитектуре четко выражено доктором
архитектуры И.Л.Лежавой : “По всей видимости,
современная застройка должна кроме освоения
новых масштабных сочетаний аккумулировать
достижения предшествующих эпох и быть
в конечном итоге конкурентоспособной
старым городским районам по всем параметрам”.
[1].
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВА ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА
- Принципы
и приемы планировки
пространства
Особенности
проектирования этнографических центров
для крупных городов определяется
экспозицией и состоит из универсальности
и гибкости объемно-планировочных
решений. Разнообразие композиционных
приемов и средств образного
выражения содержания зависит прежде
всего от тематической структуры и экспонатов.
Анализ современной практики
устройства и опыта организации
выставок в областных и республиканских
городах позволяет выявить специфические
особенности их проектирования.
Для этнографических центров
можно выявить три основные типа
размещения в зависимости от градостроительной
ситуации:
- в парковой зоне-островное, свободное
размещение;
Этнографический центр должен изолирован
от внешней городской среды, защищен зелеными
насаждениями и оборудованиями, оборудован
системой фильтрации воздуха и концентрирования.
Участок этнографического центра при
размещении его в городской застройке
должен быть четко выделен.
По функциональным зонам делиться
на: входную, экспозиционную, рекреационную
и хозяйственную.
Входная зона. Вход в здание
этнографического центра должно
быть удалено на 15 м от «красной
линии», образуя зону для психологической
перестройки, иногда с экспонатами
под открытым небом. При подходе
к зданию в благоустройстве
входной зоны используются малые
архитектурные формы, средства
информации и рекламы, иногда
и крупные экспозиции. В близи от
входной зоны должна располагаться стоянка
для экскурсионных автобусов и автомашин.
Автомобильные стоянки принимаются из
расчета 10-15 мест на100 единовременных посетителей.
Экспозиционная зона наиболее
значима с функциональной и
композиционной точки зрения. Экспозиция
на участке музея может располагаться
вблизи здания, а может быть
связана с улицей, с целью привлечения
публики. Для этой зоны наиболее характерна
живописная планировочная структура с
использованием природных возможностей
рельефа, а также его организации и элементов
благоустройства.
Рекреационная зона предназначена
для отдыха после осмотра экспозиций,
может совмещаться с входной
зоной в случае достаточной
изолированности последней от
города, а также смыкаться с
открытой экспозицией.
Хозяйственная зона предназначена
для размещения инженерных служб,
необходимых этнографическому центру:
теплового пункта, трансформаторной
подстанции, а также складов и
гаражей. Необходимо отметить, что
современные тенденции направлены
на отказ от развитой хозяйственной
зоны: технические помещения,
по возможности, следует встраивать
в подвальные и цокольные этажи
здания. Размещение хозяйственной
зоны целесообразно со стороны
приема и отправки этнографических
экспонатов.
- Формирование
взаимодействий пространства
этнографического центра
Основными
видами деятельности этнографического
центра являются: формирование и хранение
коллекций, научно- исследовательская
работа, организация постоянной экспозиции,
устройство выставок, культурно- просветительская
деятельность.
Формирование и хранение коллекций.
Функциональную программу этнографический
центр выполняет специфическими
средствами. Вещественный памятник-
основа различных по виду этнографических
центров. Выявление, взятие на учет и комплектование
фондов проводится по профильной принадлежности этнографического
центра.
Научно- исследовательская деятельность
складывается из нескольких последовательных
фаз. Первая ступень- определение
и классификация материала, его возможное
использование для дальнейшей обработки
и в культурно- просветительских целях,
размещение поступлений в фондах и экспозиции.
Основу этнографического центра
составляет постоянная экспозиция.
Она формируется преимущественно
из подлинных экспонатов, прошедших
предварительную научную обработку.
Выставочная деятельность является
оперативной формой участия музея
в современной жизни, выставки
организуются из фондов как самого
этнографического центра, так и других
центров.
К культурно- просветительской
работе относится организация
выставок, экскурсий, проведения
лекций, конференций, семинаров,
встреч, вечеров, бесед, показ
документальных кинофильмов, работа
кружков, что обуславливает необходимость
включения в структуру этнографического
центра клубных помещений- кинолекционного
зала, кружковых, а также универсальных
пространств.
На основе анализа объемно-планировочных
композиций могут быть предложены
принципиальные схемы универсальных
выставочных зданий, разработанные
с учетом гибкости внутренней
планировки, возможности дальнейшего
развития комплекса без нарушения
цельности архитектурной композиции,
четкости функционального зонирования,
простоты ориентации посетителей
в сложном комплексе, соответствия
объемно- планировочного решения оптимальным
схемам размещения экспонатов.
Универсальное использование основных
помещений и возможности органичного
возрастания по мере расширения
экспозиций важны не только
с точки зрения эффективности
капиталовложений при установлении
очередности поэтапного строительства,
но и отвечают требованиям
ежегодного увеличения количества
и тематического изменения выставок.