Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:32, лекция
При выборе места строительства промышленных предприятий учитывают технико-экономические требования к размещению и планировке их территорий.Для правильного выбора заводской площадки проводятся детальные изыскания: сбор климатических, топографических, геологических и гидрогеологических данных.
Топографические данные складываются из горизонтальной и вертикальной съемки. Геологические данные состоят из продольных и поперечных геологических разрезов территории, а также карт качества грунтов, характеристику которых получают в результате шурфования и бурения.
Однако при создании промышленного района города, кроме селитебных, учитывается также целый комплекс производственных, экономических, транспортных, административных и культурно-бытовых требований
Санитарные условия размещения промышленности
Рис. 1. Расположение промышленности с учетом господствующего направления ветров
Рис. 2. Роза повторяемости и силы ветров
Рис. 3. Зоны загрязненных воздушных потоков а — нижняя; б — верхняя
Рис. 4. Совмещенная схема движения загрязненных нижнего и верхнего потоков воздуха
Рис. 5 Схема размещения промышленных предприятии относительно границы жилого района по санитарным нормам
Рис. 6. Пример санитарно-защитной зеленой зоны между машиностроительным заводом
и жилым районом
Промышленные районы городов
Промышленным районом города называется территория, где сосредоточены промышленные предприятия, объединенные общностью производственного кооперирования, вспомогательных и транспортных устройств, экономического и административного управления, а также единой системой благоустройства и культурно-бытового обслуживания. Архитектурно-планировочная структура промышленного района города является комплексным решением производственных, вспомогательных, транспортных, экономических, административных, культурно-бытовых и композиционно-эстетических задач.
Проектирование групп соседних предприятий в виде кооперированных промышленных районов вместо проектирования разрозненных промышленных площадок отдельных фабрик и заводов имеет следующие преимущества:
использование общей сырьевой базы;
совместное использование железнодорожного транспорта, энергетических сооружений, сетей водоснабжения и канализации и других технических и вспомогательных устройств;
использование общей строительной базы;
наличие общей санитарно-защитной зеленой зоны между промышленными и жилыми районами;
благоустройство промышленного района в целом, с озеленением, правильным санитарным зонированием и отсутствием чересполосицы промышленных и жилых территорий;
наличие спланированных городских подъездов и главной скоростной магистрали город— промышленность, а также предзаводских площадей с развязкой различных видов транспорта.
Промышленный район, как правило, состоит из одного или нескольких предприятий
основных производств данного экономического района, предприятий по подготовке сырья и полуфабрикатов, кооперированных складских хозяйств, энергетических устройств, инженерных сооружений, сетей водоснабжения и очистки сточных вод и предприятий по переработке и утилизации отходов основных производств.
Кооперирование производств и вспомогательных устройств повышает уровень культуры труда на заводах, значительно сокращает расходы на строительство и издержки производства в процессе эксплуатации зданий, оборудования и транспорта.
В планировке городов большое место занимает размещение промышленных предприятий. Анализ планов различных городов показывает, что промышленная территория вместе с относящимися к ней железнодорожными и автотранспортными путями, вспомогательными сооружениями и складами составляет обычно не менее 15% всей городской территории, а нередко превышает половину всей территории, как, например, в Магнитогорске.
Крупная промышленность всесоюзного значения, размещаемая в том или ином месте на территории экономического района в соответствии с районной планировкой, является одним из основных градообразующих факторов в современных условиях социалистического планирования.
Однако этот фактор не является единственным. Возникновение города в определенном месте страны—результат воздействия целого ряда географических, экономических, исторических и политических факторов. Поэтому часто в городах отсутствует крупная общесоюзная промышленность, но имеется целый ряд предприятий областного и местного значения.
Часто преобладающая промышленность городов специализируется по исторически сложившемуся производственному профилю. Так, в Иванове сложилась крупная текстильная промышленность, в Туле—машиностроительная, в Новороссийске—цементная и т. д.
Даже в курортных городах, таких как Сочи или Кисловодск, имеются десятки предприятий, связанных с использованием местных природных богатств, благоприятными климатическими условиями и обслуживанием отдыхающих. Это —заводы минеральных вод, мясокомбинаты, холодильники, хлебозаводы, молочные заводы, кондитерские фабрики, типографии, переплетные, механические мастерские, предприятия бытового обслуживания, швейные и обувные фабрики, автобазы, ремонтные мастерские, деревообделочные цехи и др.
Таким образом, нет городов без промышленности. Если город возник не на базе крупной индустрии или большого энергетического узла, как Нижний Тагил либо Ангарск, или исторически, как Иваново либо Тула, а на базе использования природно-климатических богатств, как Сочи или Кисловодск, то в нем размещаются такие отрасли промышленности, которые обеспечивают население данного города необходимыми продуктами питания и товарами широкого потребления.
Крупные энергетические сооружения: гидроэлектростанции и теплоэлектростанции являются также градообразующим ядром города, так как на строительство привлекаются большие массы рабочих, для которых сооружаются крупные поселки, развивающиеся впоследствии в города. Дешевая электроэнергия является основой для создания в промышленном районе крупных энеогоемких производств, таких как алюминиевое, электрометаллургическое и связанного с ними машиностроения.
Строительство новых предприятий добывающей промышленности (шахты, карьеры, рудники, нефтяные скважины и т. п.) является также немаловажным градообразующим фактором, поскольку вызывает необходимость возведения поблизости новых посельков, а часто и городов. Характер промышленности существенно влияет на размещение и размеры городов и поселков.
Для удобства связи такие города и поселки стараются располагать возможно ближе
к промышленным районам добывающей промышленности, аналогично и промышленные районы в самих городах располагаются по возможности ближе к жилой застройке.
Однако встречающийся отрыв предприятий от жилья вызывается, как правило, стремлением обезопасить население от вредных выделений производства, либо разбросанностью отдельных объектов промышленности (например, шахты, нефтяные скважины к т. п.).
Наряду с улучшением санитарно-гигиенических условий жизни в городе следует добиваться сокращения времени, необходимого рабочему на проезд к месту труда.
Неоправданный отрыв промышленности от города так же вреден, как хаотическое размещение предприятий в жилых районах. Так, появление крупной промышленности в радиально-концентрической структуре города вдоль железнодорожных магистралей входит в противоречие с ростом города, который, развиваясь центробежно, поглощает заводские территории, расположенные вдоль радиусов (лист 2, рис. 1). Это привело, например, в дореволюционной Москве, к чересполосице заводских и жилых районов.
При отсутствии четкого зонирования городских территорий многие мелкие предприятия пищевой промышленности и местной промкооперации оказываются рассыпанными среди жилых кварталов. Следует учитывать, что площадь территории микрорайона или жилого квартала, как правило, значительно превышает площадь участка малого предприятия, и в случае рассредоточенного расположения мелких предприятий нарушается структура жилых районов. Поэтому необходимо укрупнять территории городских предприятий пищевой и местной промышленности, а также предприятий по коммунальному обслуживанию путем их блокирования и кооперирования, образуя промышленные районы, как это предусмотрено в Геленджике, Нижнекамске или в Хойерсверде (ГДР).
Таким образом, промышленный район является важным градостроительным элементом. Занимая значительную часть территории города, промышленный район должен органически войти в его планировочную структуру. Промышленный район должен иметь надежную и удобную связь с селитебной частью города, сетью магистралей, улиц, обеспечивающих проезд пассажирского транспорта.
Одновременно промышленный район должен иметь хорошие транспортные грузовые магистрали для обслуживания производства сырьем, полуфабрикатами и для вывоза го Принципиальные схемы развития промышленности в плане города
Рис. 1. Общие схемы развития города и размещение промышленных районов
а — центрическая система плана города; б — протяженная система плана города
Рис. 2. Образование промышленных районов вдоль линий железных дорог
а — при радиально-кольцевой струк-туре города; б — при протяженной структуре города с транзитной железной дорогой; в — в городе с тупиковой железнодорожной магистралью
Рис. 3. Принципиальные схемы развития промышленных районов относительно жилых районов города
а — развитие промышленного района параллельно границе жилого района; б — промышленный район с перпендикулярной осью развития относительно жилого района; в — смешанная схема развития промышленного района, 1 — территория промышленного района; 2 — зеленая защитная зона; 3 — жилая застройка города; 4 — железная дорога
товой продукции с заводов, железнодорожные вводы с сортировочными станциями, автомобильные дороги, а также, где это целесообразно, связь с водными путями.
Размещение грузовых магистралей не
должно .препятствовать дальнейшему развитию селитебных и промышленных территорий города, а также не должно нарушать санитарно-гигиенические условия проживания населения.
Классификация промышленных районов
В промышленные районы группируют предприятия с учетом однородности их производственного профиля, специализации производства, величины и характера грузооборота, степени выделения производственных вредностей. Смежные производства, связанные общностью производственного процесса, также должны размещаться в едином промышленном районе.
В зависимости
от степени выделения
Первая группа: промышленные районы, предназначаемые для размещения предприятий, выделяющих большое количество производственных вредностей и имеющих большой грузооборот железнодорожного транспорта. Это производства, относящиеся в основном к I классу вредностей и требующие санитарного разрыва между предприятием и жилой застройкой не менее 1 км.
Вторая группа: промышленные районы, предназначаемые для размещения менее вредных предприятий (производства II, III и IV классов вредности), требующих по действующим санитарным нормам разрывы 500, 300 и 100 м, а также предприятий, связанных с перевозкой грузов по железной дороге (с грузооборотом более 10 условных вагонов в сутки).
Третья группа: промышленные районы, предназначаемые для размещения безвредных предприятий или предприятий с незначительным выделением вредностей и небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта (менее 10 условных вагонов в сутки). Эти предприятия относятся к V классу вредностей и требуют сани-тарно-защитной зоны 50 м или совсем ее не требуют.
Промышленные районы первой группы располагаются в отрыве от селитебной территории города. Они могут включать металлургические, химические, нефтеперерабатывающие комбинаты, предприятия добываю-. щей промышленности, связанные с разработкой земных недр, крупные цементные заводы (производительностью более 150 000 т в год) (лист 3, рис. \-А).
Промышленные районы второй группы целесообразно располагать на окраине города с созданием между селитебной частью города и промышленным районом санитарно-защитной зеленой зоны. Эти промышленные районы могут включать различные машиностроительные заводы, текстильные предприятия, заводы легкой и пищевой промышленности (лист 3, рис. 1-5).
Промышленные районы третьей группы ввиду их безвредности располагают в пределах селитебной части города. В них могут размещаться следующие предприятия: заводы точной механики, оптики, приборостроения, типографии, швейные фабрики, ряд предприятий городской пищевой промышленности, предприятия местной промышленности, комбинаты бытового обслуживания и т. п. (лист 3, рас. \-В). Пятидесятиметровая по ширине санитарно-защитная зона может быть в виде озелененной магистрали либо бульвара, проходящих между промышленным районом и жилыми кварталами.
Тип промышленного района с явно выраженным определенным производственным профилем характерен для первой группы промышленных районов. Это объясняется тем, что предприятия промышленных районов этой группы, будь то металлургический комбинат или нефтеперерабатывающий завод, являются в большинстве случаев крупными предприятиями как по размерам своих территорий, так и по грузообороту, имеют развитую железнодорожную и другие транспортные сети.
Например, территория металлургических комбинатов достигает 500—600 и даже 900 га, а площади нефтеперерабатывающих заводов— до 1000—1800 га. Поэтому каждый крупный металлургический комбинат или нефтеперерабатывающий завод с сопутствующими им заводами обычно и занимает целиком отдельный промышленный район.