Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:32, лекция
При выборе места строительства промышленных предприятий учитывают технико-экономические требования к размещению и планировке их территорий.Для правильного выбора заводской площадки проводятся детальные изыскания: сбор климатических, топографических, геологических и гидрогеологических данных.
Топографические данные складываются из горизонтальной и вертикальной съемки. Геологические данные состоят из продольных и поперечных геологических разрезов территории, а также карт качества грунтов, характеристику которых получают в результате шурфования и бурения.
В промышленном районе следует также предусматривать сеть объектов обслуживания трудящихся, куда могут войти комбинаты бытового обслуживания, столовые, кафетерии, поликлиники, сберкассы, почта, магазины со столами заказов и т. п. Необходимо предусматривать также места для стоянок автомобилей индивидуального пользования, мотоциклов и велосипедов, которые следует располагать на отдельных площадках, как правило, вне территории предприятий.
Строительные нормы и правила предусматривают необходимость размещения в промышленном районе предприятий с огнеопасным и взрывоопасным производством с подветренной стороны по отношению к другим предприятиям, с устройством разрывов и запретных зон в соответствии с нормами.
Тепловые электростанции должны располагаться на территории промышленных районов по возможности ближе к центру тепловых и энергетических нагрузок, с учетом возможного приближения их к железнодорожным путям и источникам водоснабжения. При выборе мощностей ТЭЦ должна учитываться возможность теплофикации других районов города.
Участки для складов легко воспламеняющихся и горючих жидкостей следует выбирать с таким расчетом, чтобы при аварии резервуаров растекание жидкостей не угрожало предприятиям и жилой застройке.
Пожарные депо следует располагать на отдельных участках с радиусом обслужив ания 1,5 км для предприятий категорий А, Б, В ,по пожарной опасности и до 3 и для категорий Г и Д (СНиП 11-М. 1-62).
При планировке промышленного района следует предусматривать очередность застройки его территории, поскольку строительство крупного промышленного района, продолжается в течение нескольких лет. Как показывает практика, одновременно осваиваемая территория комплексного промышленного района обычно не превышает 100 га. Это в значительной степени определяет наличие и расположение основных транспортных магистралей, связывающих промышленный и селитебные районы. Расстояние между соседними основными магистралями обычно принимается не менее 700 и не более 1500 м.
При строительстве современных промышленных районов вначале устраивают дороги и прокладывают вдоль них все магистральные инженерные коммуникации. Затем уже приступают к строительству отдельных заводов.
В случае необходимости размещения мелких предприятий в кварталах промышленного района их застройка может осуществляться периметрально либо с двух сторон квартала, подобно тому, например, как это выполнено при застройке «суперблоков» (кварталов) северо-восточного промышленного района г. Харлоу в Англии.
Интересен прием застройки каждого квартала с углов, поскольку угловое положение предприятий наиболее выгодно для решения транспортных вопросов, подключения к ин женерным сетям с двух магистралей. При этом могут комплексно решаться вопросы использования и расширения резервных территорий внутри квартала.
При входе на территорию промышленного предприятия возможно устройство предзавод-ской площади, размеры и планировка которой обусловливаются следующими требованиями:
принятием потоков рабочих и служащих, прибывающих на различных видах транспорта;
организацией подхода для большого количества рабочих к административно-бытовым и общественным зданиям, расположенным в этой зоне: заводоуправлениям, проходным, заводской столовой, научно-исследовательским, учебно-техническим и культурно-общественным зданиям;
выделением места стоянки личного транспорта (велосипеды, мотоциклы, автомашины) ;
организацией места для отдыха рабочих (скверы, цветники, фонтаны), места для установления досок почета, для монументальной пропаганды (скульптура, стенды) и информации ( газеты, бюллетени, объявления);
образование места для проведения митингов заводского коллектива, а также праздничных демонстраций.
Примерами могут служить предзаводские площади, сооруженные при крупных машиностроительных заводах в Волгограде (тракторный завод), Горьком (Горьковский автозавод), Челябинске (Челябинский тракторный завод), Свердловске и др.
Примеры промышленных районов городов
В практике строительства СССР имеется немало интересных решений промышленных районов.
Хорошим примером промышленного района ленточной конфигурации является комплекс машиностроительных предприятий Волгограда. Весь городской ансамбль получил хорошее благоустройство и связь с Волгой, а линейное расположение промышленности не затрудняет развития города параллельно реке. Аналогично этому, по линейной системе решен промышленный район г. Харькова. Промышленный район нового города Зеленограда решен очень компактно, расположен на окраине города, имеет хорошую связь с селитебной территорией города посредством главной магистрали, с тыльной стороны имеется удобный железнодорожный ввод. Благодаря блокировке отдельных предприятий в крупные промышленные здания этот промышленный район решен экономично по использованию территории.
К хорошим примерам можно отнести южный промышленный район г. Варшавы «Слу-жевец»1 размером более 200 га (лист 4, рис. 1). На его территории сосредоточено более десятка предприятий промышленности и городского хозяйства. Территория района имеет форму многоугольника. Существующий железнодорожный ввод в южной зоне территории используется по преимуществу для размещения складской, группы. Ряд предприятий блокируется в непосредственном соседстве друг с другом, образуя северный клин района. Общая предзаводская площадь вблизи пересечения уличных магистралей хорошо связана с подходом к наиболее крупным предприятиям. На ней размещается группа административно-общественных зданий для всего района. По границам примыкания к жилому району, а т.акже по главным магистралям предусматривается озеленение.
Интересным является опыт планировки одного из семи промышленных районов г. Чикаго под названием «Клиринг». Он объединяет на одной ленте шириной 350 м одиннадцать предприятий с площадью каждого участка до 20 га (лист 4, рис. 2). С одной стороны лента ограничена кооперированной линией железной дороги, с другой — автодорогой. Такое разделение видов транспорта исключает пересечение их потоков. Вводы железной дороги на заводские площадки устраиваются под углом 45°.
За последнее время в США возникли комплексные промышленные районы в штате Теннессии (электрометаллургия, химия, атомная энергия), а во Франции в районе г. Лак (газохимия) (лист 4, рис. 3).
В США осуществлен целый ряд так называемых «индустриальных парков», например, в Далласе и Бостоне, Гетеборо («Стэнд-форд-парк», Калифорния), Чикаго («Франклин-парк», «Мельроуз-парк», «Большой юго-западный индустриальный центр») и др.
В современной практике строительства новых городов в Великобритании разработаны приемы размещения промышленных районов и их планировочной структуры для городов средних размеров (50—-100 тыс. жителей). В таких городах промышленность чаще сосредоточивается в одном промышленном районе на окраине городской территории (города Базилдон, Стивенедж, Кроули и др.), реже — в двух промышленных районах (г. Харлоу).
Территория промышленного района г. Ба-зилдона (лист 5) составит после завершения строительства города около 300 га, т. е. 10% всей территории города. Количество работающих в промышленном районе — 26 тыс. человек при общем количестве населения в городе 106 тыс.^жителей, т. е. около одной четверти.
Промышленный район г. Базилдон удобно размещается' между автомобильной магистралью и селитебной частью города. Транспортные операции осуществляются исключи
Примеры, размещения и планировки промышленных районов (из зарубежной практики)
Рис. 1. Планировка промышленного района «служевец» в Варшаве (Польша)
1 — промышленность; 2— санитарно - защитная зона; 3 — жилая застройка; 4—железная дорога
Рис. 2. Промышленный район «клиринг» в Чикаго (США)
1— промышленность; 2 — железная дорога; 3 — жилая застройка
Рис. 3. Химические предприятия промышленного района города лак (Франция)
а — предзаводская территория; б — промышленный район
Промышленный район города Базилдон (Англия)
Рис. 1. Генеральный план города
Рис. 2 Общий вид восточной зоны промышленного района
Промышленный район города
Рис. 1. Генеральный план города
Лекция №10. Реконструкция промышленных районов в сложившихся городах
В сложившихся городах вопросы упорядочения планировки, застройки, благоустройства существующих, особенно старых промышленных районов, приобретают очень большое значение в связи с реконструкцией городов. Тем более это необходимо в период технического перевооружения действующих предприятий, их перевода на более современную технологию, механизацию и автоматизацию производства.
Произвести реконструкцию часто бывает весьма сложно, значительно сложнее, чем , спланировать новый промышленный район.
При реконструкции старых промышленных районов необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к строительству новых промышленных районов. Однако они не всегда легко выполнимы, а подчас вообще невыполнимы без сноса предприятия или отдельных сооружений.
При реконструкции городов следует наиболее четко выделить промышленные районы
города с учетом перспектив их развития, при этом не рекомендуется допускать чрезмерного развития отдельных промышленных районов.
Необходимо также учитывать перенос или ликвидацию давно сложившихся старых и мелких предприятий, вредных производств и заводов, случайно разбросанных на территории города. Следует одновременно принимать меры к сокращению вредных выделений в остающихся на старых местах предприятиях: переходить на новые виды топлива и энергии (газ, электричество), устраивать фильтрацию и систему дымо- и золоудаления и т. п.
В отдельных случаях возможен
полный вывод ряда предприятий из
городов. Одной из важнейших задач
вновь сооружаемых городов-
В первую очередь следует выносить промышленные предприятия, выделяющие наибольшие производственные вредности, расположенные по отношению к селитебным территориям с надветренной стороны, а также предприятия, расположенные в центральной части города и имеющие большой грузооборот.
При планировке реконструируемых промышленных районов городов следует улучшать их озеленение и благоустройство, создавать санитарно-защитные разрывы между жилой и промышленной застройкой, озеленять эти разрывы, превращая их в парки.
Одновременно с реконструкцией и упо рядочением старых промышленных районов следует проводить и реконструкцию транспортных магистралей, улучшать условия для грузового и городского транспорта.
При решении вопроса о
перемещении предприятия в