Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:00, реферат
Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
1.Введение стр.1
2.Романская архитектура стр.2-5
3.Романская скульптура стр.5-6
4.Романская живопись стр.7-8
5.Романский орнамент стр.9-11
6.Заключение стр.11
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт
инжен
Контрольная работа
Факультет: Региональной экономики и управления
Кафедра: Экономики и менеджмента в строительстве
Тема: Романская
архитектура
Студент
_4_курса___________спец.______
группа___7/873________№ зачет.книжки________________
Подпись:______________________
Преподаватель:__Половникова Надежда Анатольевна__
Должность ___доцент,кандидат экономических наук______
Оценка:_________________Дата:_
Подпись:______________________
Санкт-Петербург
2010
Содержание.
Введение.
Первым из крупных исторических стилей, обозначивших основные этапы развития художественной культуры Европы, явился романский стиль, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII—XIII века. Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства. Термин был введен французскими археологами XIX в., считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства.
Особенности
романского стиля
Романский
период - время возникновения
При
сохранении местных особенностей романскому
искусству присущи общие черты:
ведущая роль архитектуры, отличавшейся
суровым крепостным характером, подчиненность
ей живописи и монументальной скульптуры,
условных по стилю, назидательных и экспрессивных.
Значительное развитие получила книжная
миниатюра, ювелирная пластика, изделия
прикладного искусства.
Романская архитектура
Собор
св. Петра в Вормсе.
Ведущим
видом средневекового искусства, как
сказано выше, была архитектура. Ее
формирование связано с монументальным
строительством, начавшимся в Западной
Европе в пору образования государств
и оживления хозяйственной деятельности.
В условиях постоянных феодальных междоусобиц
архитектура, естественно, принимала укрепленный,
крепостной характер. Строились массивные
замки, монастыри, церкви из местного серого
камня. Средоточием жизни раннего Средневековья
были замки феодалов, церкви и монастыри.
В стихийно возникавших городах архитектура
лишь зарождалась, жилые дома были глиняными
или деревянными.
Основные
принципы романской архитектуры
выражены в соборе, в монастырской
церкви, которые были почти единственными
видами общественных зданий эпохи. Храм
был призван объединять «человеческое
стадо» в молитвенной покорности Богу,
как «символ вселенной», олицетворяя собой
торжество и универсальность христианской
религии.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют “нартекс”), корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная - олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная - посвящалась Новому Завету. В то же время сам
Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.
Интерьер
романской церкви. (Мария-Лаах)
Композицию
в средневековье понимали буквально,
как складывание, составление нового
из готовых форм. И сегодня романский
собор кажется нам как бы составленным
из нескольких самостоятельных объемов
(как из кубиков). Одну из важнейших особенностей
романской архитектуры составляет употребление
сводов для потолочных покрытий. Недаром
многие современные историки архитектуры
называют романский стиль “стилем полукруглой
арки”. Массивные башни с шатровыми вершинами;
толстые стены узкими окнами, почти лишенные
украшений; простота и строгость линий,
подчеркивающих устремленность вверх,
внушали мысль о бессилии человека и помогали
верующему сосредоточиться на происходящем
богослужении Ясность силуэта, преобладание
горизонталей, спокойная, суровая сила
романского зодчества были ярким воплощением
религиозного идеала этого времени, говорившем
о грозном всемогуществе божества.
Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу. Как снаружи, так и внутри — ясность членений массивных форм, суровая непроницаемость толстых стен, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды,
чувствуешь суровую мощь в каждой архитектурной детали, часто выявляющей и свою
необходимость,
и свою самостоятельность.
Замок
в Виртумбурге.
В
эту эпоху окончательно складывается
и тип феодального замка — жилище феодала
и одновременно крепость, защищавшая его
владения, где в случае нападения спасались
и жители окрестных деревень, крепостные
этого феодала. В основе планировки такого
укрепленного замка лежал практический
расчет. Обычно он располагался на возвышенном
месте, удобном для наблюдения и обороны.
Он был как бы символом власти феодала
над окрестными землями. Замок с подъемным
мостом и укрепленным порталом был окружен
рвом, монолитными каменными стенами,
увенчанными зубцами, башнями и бойницами.
Ядро крепости составляла круглая или
четырехугольная башня — донжон — основное
жилище феодала: нижний этаж ее служил
кладовыми, второй — жильем владельца,
третий — помещением для слуг и охраны,
подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора.
С XII века донжон заселяется только во
время осады, а рядом с ним строится дом
феодала. В комплекс замка входила капелла,
масса хозяйственных помещений размещалась
во внутреннем дворе.
Замкнутую
асимметричную композицию замка, живописную
компактную группировку его ясных объемов
часто завершали отвесные скалы, которые
были естественной его защитой. Возвышаясь
над убогими хижинами, замок воспринимался
как воплощение незыблемой силы.
Интерьеры
романского стиля соответствовали
мрачному характеру архитектуры. Преобладание
темных цветов, сводчатые потолки, деревянные
панели, полы из цветных терракотовых
плит, покрытые шкурами, камин, служивший
для освещения и отопления, горящие факелы,
прикрепленные к стенам при помощи железных
колец, — все создавало впечатление мрачности
и тяжеловесности. Мебель романского стиля
была тяжелой и примитивной, изготовлялась
она из точеных деревянных балясин. Ее
было очень мало. Обстановку комнат составляли
скамьи, кресла, широкие кровати с навесом
над изголовьем, сундуки, столы, иногда
украшенные резьбой или раскрашенные.
Романская скульптура
Капитель
пилястры в романской церкви.
Пробуждение
пластического чувства, осознание
эстетической ценности камня и его
декоративных возможностей приводит к
возникновению монументальной, вырастающей
из тела здания каменной скульптуры, которая
развивается в это время под влиянием
миниатюры и в которой проявляется синтез
условно-декоративного начала и изобразительного.
Расцвет монументальной скульптуры начался
на рубеже XI—XII веков.
Рельефная
скульптура не только украшала храмы,
приглушая их суровость и делая их даже
порой нарядными, она была также мощным
средством воздействия церкви на сознание
верующих. Основной темой романской скульптуры
было прославление могущества Бога, его
грозной и безграничной власти над смертными.
Разрабатывалась тема борьбы добра и зла,
выраженная в аллегорических образах
сражающихся добродетелей и пороков, в
сплошном каменном ковре скульптуры часто
причудливо уживаются легенды христианства,
назидательные притчи, жуткие апокалиптические
видения, сцены страшного суда с мифологическими
образами древних поверий.
Связь
с миниатюрой в рельефе просматривается
в тех же деформациях пропорций
фигур, в том же чрезмерном увеличении
частей тела, выражающих жест или духовность
персонажа — рук и глаз, в той же иерархии
размеров фигур в зависимости от их идейной
значимости (главные — большие, второстепенные
— меньше, третьестепенные — крошечные),
в той же угловатости движений и драпировок.
Однако
целостность и четкость объемов
и лаконичный геометризм профилей архитектуры
требовали от скульптуры безоговорочного
подчинения, и в результате в рельефе человеческая
фигура подвергалась еще большей деформации,
чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг
верхнего контура властно подчиняет фигуры,
заставляя их корчиться, на дверных же
косяках фигуры непомерно вытягиваются.
С
распространением ересей в скульптуру
проникают темы нерелигиозного содержания,
где главными действующими лицами становятся
крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты,
появляются и эпизоды из древней и средневековой
истории. Предметом особого интереса романских
скульпторов становятся образы народной
фантастики: полузвериные, получеловеческие
маски, наделенные острой выразительностью,
насмешливые фантастические лики с гримасами.
Человеческий образ романское искусство
не наделяло, как правило, благородством
и красотой. Романская скульптура открыла
новые стороны действительности — образы
чудовищного и безобразного.