Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:00, реферат
Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
1.Введение стр.1
2.Романская архитектура стр.2-5
3.Романская скульптура стр.5-6
4.Романская живопись стр.7-8
5.Романский орнамент стр.9-11
6.Заключение стр.11
Статуй
романская эпоха почти не создала.
Если они и возникали иногда, то предназначались
для интерьеров храмов и не были непосредственно
связаны с архитектурой, — делались из
иного материала, металла или дерева с
металлической облицовкой, имели небольшие
размеры и выполняли сугубо служебные
функции — реликвариев, пультов для книг,
подсвечников.
В
романском искусстве нашла
Искусство
дороманского Запада, как и византийское,
не знало изображений чертей. В
византийских и каролингских произведениях
Сатана предстает в виде падшего ангела,
отличающегося от небесных сил наготой
или темной окраской тела, или в виде связанного
пленника, а иногда походит на античного
сатира.
Романская живопись
Изображение Христа из церкви
Святого Климента в Тауле.
Около
1123 года.
Количество
храмов, в которых сохранились
романские росписи, считается ничтожно
малым. Во Франции насчитывается
около 140 церквей и капелл, в которых
сохранились более или менее
значительные фрагменты фресок. Но
даже в этой стране, кстати наиболее
богатой по числу романских памятников,
в замешательство приводит тот факт, что
на некоторых территориях романские росписи
не сохранились вовсе.
Сохранившаяся
до наших дней романская стенная
живопись относится к периоду, который
начинается приблизительно в последней
четверти XI в. и кончается, в зависимости
от районов, между 1150 и 1250 гг.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи - полосатые фоны.
Большая
часть сохранившихся
В
основу сюжетных программ настенных
росписей и скульптурного декора,
где доминирует повествовательное
начало, была положена идея непримиримой
борьбы божественного блага и греховности
человека как выражения дьявольского
зла, незыблемости мирового порядка, установленного
Богом, который вершит Страшный суд в конце
времен.
В
технике росписей, в трактовке
объёмов, плоскостности изображений
и постановке фигут заметен византийский
канон, сильно, однако, искажённый местными
влияниями. Примечательно, что в живописи,,
как и в скульптуре романского стиля фигуры
или непропорционально вытянуты , или
наоборот, у них большая голова, из-за чего
вся фигура кажется приземистой, "карликовой".
В отдельных случаях у фигур увеличены
ладони или ступни ног. Создаётся впечатление,
что художникам X-XIIвеков важна была не
правильность передачи внешенго облика
человека, выразительность, экспрессия
поз и жестов.
Романские
росписи из-за слабости красочного
грунта фресок сохранились фрагментарно.
Большим числом представлены скульптурные
каменные рельефы на порталах и капителях
колонн, а также надгробия, алтарные преграды,
триумфальные кресты, реликварии.
Романский орнамент
Орнамент
романского стиля
Одной
из основных отличительных особенностей
романского декора являлось то, что
в нем имела место полная сращенность
орнаментального и
Огромную
роль в декоре храма играла резьба,
гораздо более глубокая, чем византийская,
стремящаяся к выявлению
Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Также используются
охра желтая,
охра красная, кармин, свинцовые белила,
черный и серый цвета, но все они
довольно тусклые. В XII в. появляется зеленый,
а затем и синий цвет. И только в поздний
период, когда начинает развиваться искусство
витража (в преддверии готики), колорит
приобретает прозрачность и интенсивность.
Романский
орнамент свободнее всего развивался
в живописи в манускриптах, где блестящую
обработку получали главным образом, большие
заглавные буквы или инициалы. Здесь особенно
выступал в самых чудных изображениях
арабескового характера мир животных
в соединении с завитками. Особенно, драконы
и змеи, хитро переплетающиеся во множестве
завитков, а иногда такие завитки составлены
и из фантастических растений. При этом
фон в более раннее время делался золотой,
позднее - цветной.
Характер
мотивов, взятых из Мира растений и
животных, совершенно условный, что
было и на Востоке, и в Византии; на стеблях
и цветах делалось только некоторое оттенение,
обозначавшее их круглоту. Символизм почти
отсутствует.
Наибольшего
расцвета живопись в манускриптах достигла
к XI - XII столетиям, то есть к наиболее
совершенному времени романского искусства;
но в романскую эпоху живопись в манускриптах
достойна полного внимания даже и в более
раннее время: еще до X столетия эта отрасль
и в композиции и в рисунках достигла прекрасных
результатов. Инициалы в манускриптах
X столетия, когда уже проникший византийский
вкус соединяется в них с элементами кельтского
стиля, представляют богатую полноту орнаментальных
мотивов, скомбинированных с большой ловкостью;
в этих композициях твердость рисунка
и последовательность его распределения
сочетаются с умелым применением красок,
что делает, в общем, гармоничное впечатление
и нежность колорита. Вообще, смешение
мотивов византийского стиля с кельтским
дает лучшие мотивы орнаментации романских
манускриптов.
Основные
элементы романского орнамента —
геометрические мотивы (плетенка), розетки,
стилизованные цветы, фантастические
растения, ленты, извилистые стебли с виноградными
лозами, пальметки, птицы, животные. Большое
место занимают образы чудовищ, частично
занесенные с Востока.
В
романскую эпоху в
В
мозаичных полах чаще всего используются
такие мотивы орнамента, как знаки
зодиака, квадрат, шашечный узор, прямоугольник,
ромб, «ласточкин хвост», круг, многоконечная
звезда, все элементы которых располагаются
симметрично относительно оси.
Изображения юных рыцарей, прекрасных дам, доспехов, щитов, мечей, французских лилий, элементов активно развивавшейся в этот период гербовой семантики придали орнаментике своеобразный романтический и в то же время более светский вид. Вместе с тем заметно меняется сама стилистика декора. Из него уходят каменная застылость, грубоватость, языческая «дикость», плотность и пестрота, сменяясь лаконичной графической отточенностью, остроумием, четкостью ритмов, связанными с развитием гербового искусства.
Но
особенно много везде диковинных
зверей, фантастических существ и
чудовищ. Среди них экзотические
животные и птицы — слоны, верблюды,
страусы и заимствованные из античного
Мира грифоны, единороги, сирены и множество
других легендарных существ (псоглавы
— люди с собачьими головами, одноногие
сциаподы, четырехглазые эфиопы).
Заключение.
Пристрастие
к чудесному — одна из главных
и наиболее постоянных особенностей
романского искусства. Некоторые из них
имели символическое значение. Так, сирена,
которая своим пением губит моряков, является
символом мирских соблазнов, пеликан —
символ Христа, единорог — целомудрия,
аспид и василиск — сил зла. Следует заметить,
что именно в романском искусстве сильнее
всего проявились народные черты – декоративность,
сказочность, безудержная фантазия в сочетании
с грубоватым, но сочным юмором и выразительностью.
Наиболее яркое воплощение эти черты нашли
во второстепенных с точки зрения теологии
персонажах и сюжетах, трактованных с
большой правдивостью и наблюдательностью.
Со временем орнамент, используемый в
архитектуре и прикладном искусстве, усложняется
и плавно приобретает готические формы.