Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:13, контрольная работа
Первый этап в развитии русского искусства, то есть период с конца 90-х гг. 18 в. до 1825—1830 гг. был связан с расцветом зодчества, длящимся вплоть до 30-х гг., в отличие от западноевропейских стран с развитым капитализмом, где кризис зодчества как большого искусства наступил уже в начале 19 в. В основе этого расцвета лежал тот огромный национально-патриотический подъем, который был вызван борьбой с Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.
Введение.
1. Развитие архитектуры в России в начале XIX века.
2. Развитие и роль скульптуры России в первой половине XIX века.
Список литературы.
Еще не успев закончить работы, предназначенные для Казанского собора, Демут-Малиновский и Пименов приступают к выполнению новых ответственных заказов — монументальных скульптурных групп и барельефов для перестраиваемого Воронихиным здания Горного института. Особенно велика здесь была роль Демут-Малиновского, которому поручалось исполнение обоих барельефных фризов и группы «Похищение Прозерпины Плутоном» (Пименов исполнил группу «Геркулес и Антей»), Демут-Малиновский и Пименов приняли также участие в работах для Адмиралтейства, исполнив три колоссальные фигуры, олицетворяющие страны света, установленные на высоких гранитных постаментах со стороны набережной Невы (четвертая фигура, «Африка», была исполнена А. Анисимовым), фигуры лежащих «рек», шесть статуй на центральной башне Адмиралтейства у шпиля.
Теме народного героизма, самоотверженной борьбы с наполеоновскими полчищами посвящена статуя Демут-Малиновского «Русский Сцевола» (1813; ГРМ (ГРМ - Государственный Русский музей в Ленинграде.)), изображающая крестьянина, который, будучи схвачен неприятелем и заклеймен (на запястье левой руки виден след от клейма с латинской буквой N), из презрения к врагу отсекает клейменую руку. Безыменного русского героя художник сравнил с легендарным римлянином Муцием Сцеволой, пожертвовавшим рукой, чтобы доказать решимость и мужество защитников Рима.
Пименов и Демут-Малиновский активно сотрудничали с К. И. Росси, приняв участие в скульптурном оформлении Елагинского и Михайловского дворцов, ансамбля Александрийского театра и других сооружений. Вершиной творчества этих мастеров-монументалистов явилась созданная ими скульптура упоминавшейся выше арки Главного штаба.
Заметную роль в русской скульптуре первой половины 19 в. сыграло творчество скульптора Бориса Ивановича Орловского (1792—1837). Он родился в семье крепостного крестьянина Орловской губернии (отсюда и позднейшая фамилия — Орловский); в 1822 г. ему удается попасть в Академию художеств, вскоре же он был отправлен в Италию на правах пенсионера, закончившего Академию. Во время своего пребывания в Италии Орловский создал статуи «Парис» (1824) и «Фавн с цевницей» (1824—1826), а также скульптурную группу «Сатир и вакханка» (1828; все в ГРМ). В последней группе подкупает общее композиционное решение, чрезвычайно выразительна силуэтная линия, объединяющая склонившиеся друг к другу фигуры. Всей группе Орловский стремился придать романтико-лирический характер, что свидетельствовало уже о новых веяниях в русской скульптуре — стремлении смягчить несколько суровую героику классицизма и достигнуть непосредственной передачи человеческих чувств.
В 1829 г. Орловский возвращается в Петербург, где протекает основной период его творчества. Художник обращается к большим монументальным формам скульптуры.
Наиболее значительные произведения Орловского — памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором (1832—1835). Особенность этих двух памятников заключается в том, что, являясь на первый взгляд самостоятельными, они в то же время идейно и композиционно тесно связаны друг с другом. В образах Барклая и Кутузова скульптор представил как бы начало и завершение Отечественной войны 1812 г. Статуя Барклая передает стойкость и упорство полководца, ощущение большой собранности и внутреннего напряжения. Фигура Кутузова полна экспрессии и энергии, решителен и торжествен жест фельдмаршала, указывающий и зовущий вперед. Под ногами полководца— поверженные наполеоновские знамена и орлы.
Созданные Орловским памятники
перед Казанским собором
Как портретист в те годы больше всего работал скульптор Самуил Иванович Гальберг (1787—1839), ученик Мартоса. В образе человека Гальберг подчеркивает классически строгую, величавую простоту. Используя в качестве прообразов античные портреты, Гальберг, подобно ряду других русских и зарубежных скульпторов периода классицизма, композиционно строит портретный бюст по типу гермы, с прямой посадкой головы, обнаженной грудью и срезанными плечами.
С особым сочувствием встретило русское общество посмертный бюст Пушкина (на повторения этого бюста была организована специальная подписка). Помимо портретов и произведений камерного характера скульптор обращался также и к большим монументальным работам, однако произведениям Гальберга подобного рода явно недоставало той значительности, которой отличались работы Мартоса, Демут-Малиновского, Пименова.
Общий подъем русской скульптуры захватывает также и так называемые малые формы, как, например, медальерное искусство. Крупнейшим русским мастером-медальером был Федор Петрович Толстой (1783—1873), создавший серию медальонов, посвященных Отечественной войне, над которыми он работал с 1814 по 1836 г. Выразительность лепки сочетается в медальонах Толстого с ясностью и цельностью композиционного построения. Чувствуется, что скульптор на деле осуществляет слова, высказанные им о медальерном искусстве,— надо стремиться к тому, чтобы «всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к надписи, на какой случай она выбита». Так, на медали «Народное ополчение» (1816) изображена сидящая на троне женщина в старинном русском одеянии, протягивающая боевые мечи трем стоящим перед ней воинам,— аллегория России, вручающей оружие представителям «трех сословий», исполненным решимости «лететь на службу и спасение отечества». В основании трона помещена барельефная композиция, напоминающая один из рельефов памятника Минину и Пожарскому Мартоса и представляющая «граждан российских» жертвующих средства народному ополчению. Один из лучших медальонов этой серии —«Битва при Арсиз-сюр-Об» (1829), отличающийся экспрессией и сложным пространственным расположением фигур в рельефе.
В скульптуре в годы николаевской
реакции, наступившей после поражения
декабрьского восстания 1825 г., происходит
заметный спад, особенно в монументальной
скульптуре. Ей все более не хватает
общественного пафоса и обобщенности
художественных форм, которые составляли
ее сильную сторону в
Существенно, однако, что в середине 19 в. более ускоренно, чем прежде, шел процесс демократизации скульптуры. Расширяется ее тематика. Получают все большее развитие станковые формы скульптуры.
Список использованной литературы.
А. Н. Воронихин. Казанский собор
в Ленинграде. 1800—1811 гг. Вид с
востока.
А. Д. Захаров. Адмиралтейство в Ленинграде.
Павильон у Невы. 1806— 1823 гг.
А. Д. Захаров. Адмиралтейство в Ленинграде.
1806—1823 гг. Центральная часть главного
фасада. Скульптура Ф. Ф. Щедрина. 1812 г.
К. И. Росси. Арка здания Главного штаба
в Ленинграде. 1819—1829 гг. Скульптура
В.И.Демут-Малиновского и С. С. Пименова;
1828— 1829 гг. Вид со стороны Дворцовой площади.
К. И. Росси. Михайловский дворец в Ленинграде.
1819—1825 гг. Главный фасад
К. И. Росси. Михайловский дворец. Белоколонный
зал. 1819—1825 гг
К. И. Росси. Александрийский театр
в Ленинграде. 1828—1832 гг. Общий вид
О. И. Бове. Дом Н. С. Гагарина в Москве.
1817 г. Центральная часть фасада. Не
сохранился
А. А. Монферран. Исаакиевский собор в Ленинграде.
1818—1858 гг. Общий вид
И. П. Mapтос. Надгробие С. С. Волконской.
Мрамор. 1782 г. Москва, Третьяковская галлерея
И. П. Мартос. Надгробие Е. С. Куракиной.
Мрамор. 1792 г. Ленинград, Музей городской
скульптуры.
И. П. Mapтос. Памятник Минину и Пожарскому
в Москве. Бронза. 1804— 1818 гг
И. П. Мартос. Истечение воды из камня Моисеем
в пустыне. Модель рельефа на аттике Казанского
собора в Ленинграде. Фрагмент. Терракота.
1804—1807 гг. Ленинград, Русский музей.
Б. И. Орловский. Памятник Барклаю де
Толли в Ленинграде. Бронза. 1832—
1835 гг
С. И. Гальберг. Портрет И. П. Мартоса. Бронза.
1839 г. Ленинград, Русский музей
Ф. П. Толстой. Битва при Арсиз-сюр-Об.
Медальон из серии, посвященной Отечественной
войне 1812 года. Воск. 1829 г. Ленинград, Русский
музей.
Информация о работе Русская архитектура и скульптура первой половины XIX века