Теоретические основы градостроительной оценки территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:49, реферат

Описание

Градостроительство — базовая отрасль, обеспечивающая устойчивое развитие населенных пунктов и являющаяся самым мощным потребителем системных и спорадических информационных потоков. Градостроители анализируют демографическую ситуацию, миграцию населения; перспективы и направления развития агломераций и населенных пунктов; развитие сетей рекреации и обслуживания; существующие и новые транспортные системы и виды транспорта; потребность в жилье, качество жилой среды; развитие городских центров, градообразующей базы и в первую очередь промышленности; состояние воздушного и водного бассейнов, загрязненность почвы, состояние растительности, ее способность к воспроизводству и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………................
1. Исторические предпосылки территориального расселения…………………
2 Основы оценки городских земель……………………………………………...
2.1 Понятие недвижимости и земли……………………………………………...
2.2 Оценка объектов недвижимости……………………………………………..
3. Градостроительная оценка территории……………………………………….
3.1 Подходы к оценке территории………………………………………………..
3.2 Взаимосвязь и отличия кадастровой и градостроительной оценок территории…………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………...
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Теоретические основы градостроительной оценки территории.docx

— 62.81 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «ГСиАРХ»

 

 

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине “ Архитектура и градостроительство ”

на тему:

«Теоретические основы градостроительной  оценки территории»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студентка группы 760583с                

Покроева Е.А.

 

Проверил                                                      

 

 

Евтеева А.В.


 

 

 

 

 

 

Тула 2013 г.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………................

1. Исторические предпосылки  территориального расселения…………………

2 Основы оценки городских  земель……………………………………………...

2.1 Понятие недвижимости  и земли……………………………………………...

2.2 Оценка объектов недвижимости……………………………………………..

3. Градостроительная оценка  территории……………………………………….

3.1 Подходы к оценке  территории………………………………………………..

3.2 Взаимосвязь и отличия  кадастровой и градостроительной  оценок территории…………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………...

Список используемой литературы

 

3

4

10

10

12

19

21

 

24

29


 

Введение

Градостроительство  — базовая отрасль, обеспечивающая устойчивое развитие населенных пунктов и являющаяся самым мощным потребителем системных и спорадических информационных потоков. Градостроители анализируют демографическую ситуацию, миграцию населения; перспективы и направления развития агломераций и населенных пунктов; развитие сетей рекреации и обслуживания; существующие и новые транспортные системы и виды транспорта; потребность в жилье, качество жилой среды; развитие городских центров, градообразующей базы и в первую очередь промышленности; состояние воздушного и водного бассейнов, загрязненность почвы, состояние растительности, ее способность к воспроизводству и др.

Эффективное регулирование градостроительной  деятельности практически неосуществимо  без единой системы ее информационного  обеспечения, позволяющей согласовывать  градостроительные решения, принимаемые  на федеральном, субъекта Федерации и муниципальном уровнях. Естественно, практически неосуществимо без системы информационного обеспечения градостроительной деятельности и эффективное использование территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторические предпосылки территориального  расселения

Первые  концепции расселения носят ярко выраженный дуалистический характер. С одной стороны – это крайние  урбанистические взгляды на развитие городской структуры, с другой –  крайние дезурбанистические. Урбанистические  концепции направлены на упорядочение «хаотичных процессов роста городов, основанное на признании и конструктивном осмыслении этих процессов». Дезурбанистические – на «рассредоточение городской  застройки путем размещения жилищ  за пределами собственно города». Если первые предполагают поиск новых  форм и структуры городских образований, то вторые - поиск совершенно иных форм расселения, в противовес крупным  городам.

На развитие теории и практики расселения большое  значение оказали четыре урбанистические  концепции: линейного города, параллельного  города и, позже, регионального города, динамического города.

Концепция линейного города впервые была предложена испанским инженером путей сообщения, философом Артуро Сориа-и-Мата в 1884 г. Концепция основана на идее функциональной разгрузки быстро развивающегося города за счет выноса селитьбы. Формирование протяженных жилых поясов вдоль скоростных транспортных магистралей, соединяющих центрические города, обеспечивает максимально-экономическое использование территории. Современная система расселения в ряде европейских стран, например в Англии, основана на линейном развитии селитьбы, лучами исходящей из центрического города. Особое значение эта концепция получила в советской России, например, жилые пояса, соединяющие промышленные центры, предложенные группой советских архитекторов (М.О. Барщ, В.Н. Владимиров, М.А. Охитович, Н.Б. Соколов; 1929 г.), зональный поясной город Н. А. Милютина 1929 года, линейные города В.А. Лаврова 1928 года, И.И. Леонидова 1929 года и др.

Концепция параллельного города впервые была предложена чешским архитектором Владимиром Закрейсом (1922 г.). Параллельный город рассматривался как крупное урбанистическое образование, расположенное в непосредственной близости от города-центра. Основной идеей концепции создания «дублера» является, также как и в линейных городах, возможность разгрузки города-центра за счет передачи части свойственных ему функций новому урбанизированному образованию, а также решению экологических проблем, присущих процессу урбанизации. Примером может служить «Большой Свердловск», где формирование ряда промышленных полусателлитов близ Свердловска (соцгородков) привело к срастанию этих центров, что несет отрицательное экологическое воздействие, транспортные и др. проблемы. .

Идея  выноса производственных площадей из города-центра на территории близлежащих  автономных городов-сателлитов широко используется сегодня в ряде Европейских  стран, например, в Германии. Здесь  ежедневные трудовые миграционные процессы происходят из города-центра в города-сателлиты  с промышленной базой, обеспечивая, тем самым, единое функционирование системы расселения и решение  проблемы ресурсного «поглощения» крупными городами в агломерационных структурах. Дезурбанистические концепции, в отличие от урбанистических, непосредственно направлены на формирование и развитие системы расселения, присущей современному градостроительному состоянию, получили известное развитие. Можно выделить две наиболее значимых дезурбанистические концепции, определивших дальнейшее развитие градостроительства: децентрализации и городов-спутников. .

Концепция децентрализации получила свое развитие от идей социалистов-утопистов и  анархистов, полностью отрицавших право  города на жизнь (Ш. Фурье, Р. Оуэн, П. А. Кропоткин и др.).

Проект  новой столицы Австралии –  Канберры американского архитектора  Уолтера Верли Гриффина 1912 года основан  на идее использования матричной  полицентрической системы (система  восьмиугольных звезд). Тем не менее, в этом проекте уже ощущается  влияние концепции органической децентрализации – в стремлении использовать особенности рельефа  и водные поверхности, нарушающие жесткую  геометрию.

Концепция децентрализации не получила своего массового воплощения на практике, и тем не менее, сдерживая развитие крайнего урбанизма, оказала заметное влияние на теорию и практику градостроительства. Во-первых, - на структурное моделирование  системы расселения; во-вторых, - на понимание сложности и стохастичности системы расселения, в-третьих, - на экологические аспекты градостроительства.

Концепция городов-спутников основана на идее создания вокруг крупного города системы  сателлитов, ограничивающих развитие города-центра.

В качестве основных представителей этой концепции  рассматривают английского социолога  Эбенизера Говарда и британского  архитектора-урбаниста Реймона Энвина.

Идея  городов-спутников получила широкое  развитие в странах – в Швеции, Дании, Франции, России и т. д. В 20-е годы был разработан целый ряд новых схем городов-спутников, которые отличались размерами и удаленностью от города центра, транспортными системами и функциональным содержанием. Быстрый неупорядоченный рост городов спровоцировал катастрофическое состояние с точки зрения функционального, транспортного, экологического, социального и др. факторов. Это привело как к необходимости пересмотра сложившихся взглядов на формирование городской структуры и поиска кардинально новых градостроительных образований, так и рассмотрению возможности планировки больших территорий.

С середины XX века на планете быстро растут города (обычно это городские агломерации) с населением более 1 млн. жителей. Их количество увеличилось в 1950-1990 года с 77 до 281, а суммарная численность населения в них с 187 млн. человек до 800 млн. В результате в 1992 году треть всех горожан мира проживало в агломерациях-“миллионерах”. На сегодняшний день в РФ насчитывается 36 наиболее крупных городских агломераций.

Екатеринбургская  агломерация вошла в состав крупнейшей системы расселения на территории Среднего Урала. Она является центром региона, играющего важнейшую роль в народнохозяйственном комплексе страны, обладая мощным производственным и научным потенциалом.

В ее состав на сегодняшний день входят следующие  МО (на основе закона Свердловской области  об установлении границ муниципальных  образований, вступившего в силу 31.12.2004г.): г. Екатеринбург, г. Первоуральск, г. Верхняя Пышма, г. Среднеуральск, г. Березовский, Белоярский р-н, г. Заречный, г. Верхнее Дуброво, Сысертский район, г. Арамиль, г. Полевской, Ревдинский р-н, г. Дегтярск, г. Асбест.

Екатеринбург  – центр Уральского федерального округа и Свердловской области. Он является одним из самых крупных и индустриально развитых округов Российской Федерации. Имеет особое геополитическое положение в центре России: находится на стыке Западного и Восточного экономических макрорайонов страны. Существующее положение Екатеринбурга требует выполнения им роли связующего звена между городами Сибири и Дальнего Востока с Центральной Россией, а также - центра интеграции культур Востока и Запада.

Первыми шагами в данном направлении стали:

- проектирование  трансконтинентальной трассы Париж  – Дальний Восток через Екатеринбург;

- разработка общественных центров регионального и международного значения в соответствии со Стратегическим планом Екатеринбурга (“Большой Евразийский Университет”, международный аэропорт “Кольцово”, спортивный центр “Уктус”, транспортно-логистический центр, выставочный центр, туристический центр, детский рекреационно-ландшафтный центр, международный туристический центр и другие).

Екатеринбург  находится на пересечении важных широтных и меридиональных транспортных осей. Широтные оси связывают Европейскую и Азиатскую части страны; меридиональные - связывают районы Урала, обеспечивают связь с северным морским путем и южными республиками, входившими в состав СССР. Это обусловливает выполнение им ряда важнейших функций общеуральского и всероссийского масштаба. Укрепление таких связей согласуется с Генеральной схемой расселения Российской Федерации, утвержденной в 2000 году, основной задачей которой на территории Свердловской области является развитие меридиональных транспортных связей с выходом на север, а также широтных – для укрепления связи центра страны с Сибирью и Дальним востоком.

Генеральный план города является основным юридическим градостроительным документом, определяющим в интересах населения и с учетом государственных задач направления и границы территориального развития города, функциональное назначение и градостроительное зонирование территории, правила землепользования и застройки, принципиальные решения по размещению объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, транспортному обслуживанию, инженерному обеспечению и благоустройству, защите территории от опасных природных и техногенных процессов, охране природного и историко-культурного наследия, очередности освоения территории.

Согласно  Градостроительному кодексу РФ генеральный  план города (городского округа) является главным документом территориального планирования поселения (городского округа).

В Генеральном  плане Екатеринбурга, в разделе  “Схема положения г. Екатеринбурга  в системе расселения”, подготовленном мастерской генплана проектного института  ОАО “Уралгражданпроект” (рук. В. А. Путилов), впервые было детально рассмотрено развитие населенных мест Екатеринбургской агломерации в комплексе. До этого проекта все предложения по развитию агломерации носили лишь локальный характер. В проекте были рассмотрены три основных варианта возможного развития Екатеринбургской городской агломерации. Это планировочные и расселенческие альтернативы развития, направленные на решение проблемы взаимосвязанной территориальной организации производства и расселения.

Первый  вариант–центростремительное развитие. Этот вариант рассматривает развитие агломерации преимущественно как монолитного образования, “масляного пятна”, захватывающего все более обширную часть ее ядра.

Второй  вариант– развитие по выбранным направлениям. Он предусматривает развитие “лучей” агломерации, одновременное или последовательное “обрастание” урбанизированными зонами транспортных направлений.

Третий  вариант – центробежное развитие. Этот вариант рассматривает развитие периферии Екатеринбургской городской  агломерации, формирование агломераций-противовесов.

Наиболее  целесообразным был признан вариант, ориентированный на развитие города Екатеринбург вдоль оси юго-запад  – северо-восток, обеспечивающее равномерное  развитие городов 2-го пояса Екатеринбургской городской агломерации.

Первый  пояс наиболее плотный Он включает города: В. Пышма, Березовский, Среднеуральск, Арамиль. Эти города рассматриваются в планировочном единстве с городом центром.

Города-спутники второго пояса: Первоуральск, Ревда, Дегтярск, Полевской, Сысерть, Белоярский, Заречный, Асбест, Новоуральск. Они  расположены на расстоянии 45-55 км от Екатеринбурга и рассматриваются  как центры локальных систем расселения, способствующих консолидации и укреплению близлежащих поселений, что приведет к более интенсивному использованию  примагистральных территорий и сохранению рекреационных зон в межрадиальных  секторах.

Информация о работе Теоретические основы градостроительной оценки территории