Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Возрастающие потребительские ожидания и конкурентное давление в мире коммерции существенно повышают значимость слаженной работы всех компонентов бизнеса. Решающее воздействие на конечный результат деятельности и конкурентоспособность оказывают проектирование и реализация всех процессов - поставки, производства, обслуживания клиентов и внутренней организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ РАБОТЫ 5
1.1. Постановка задачи 5
1.2. Цель работы 5
II. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6
III. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 7
3.1. Описание имитационной модели 7
3.2. Пользовательские интерфейсы 10
3.3. Описание анимационной модели 11
IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 13
4.1. Планирование экспериментов 13
4.2. Анализ результатов и определение эффективных параметров 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Приложение 1. 18
Приложение 2. 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФГОУ
ВПО “АСТРАХАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
“ИНСТИТУТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И КОММУНИКАЦИЙ”
Специальность:
" Прикладная информатика
в экономике "
Кафедра:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к
курсовой работе
по
дисциплине «Имитационное
моделирование экономических
процессов»
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОПОРТА НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Вариант
24.
Работу выполнил
ст-т. гр. ИЭ-42
Хачатуров
В.Ю.
Руководитель работы
Бондарева
И.О.
Допущена к защите
____ _______________ 2011 г.
Защищена с оценкой ____________ ____ _______________ 2011 г.
Астрахань
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ЦЕЛЬ РАБОТЫ 5
1.1. Постановка задачи 5
1.2. Цель работы 5
II. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6
III. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 7
3.1. Описание имитационной модели 7
3.2. Пользовательские интерфейсы 10
3.3. Описание анимационной модели 11
IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 13
4.1. Планирование экспериментов 13
4.2. Анализ результатов и определение эффективных параметров 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Приложение 1. 18
Приложение 2. 19
Возрастающие потребительские ожидания и конкурентное давление в мире коммерции существенно повышают значимость слаженной работы всех компонентов бизнеса. Решающее воздействие на конечный результат деятельности и конкурентоспособность оказывают проектирование и реализация всех процессов - поставки, производства, обслуживания клиентов и внутренней организации.
Последствия неудачно спланированной реализации могут оказаться катастрофическими и привести к разочарованию клиентов, краху бизнеса и потере прибыли.
Одним из участников бизнеса являются аэропорты - довольно сложные системы. Для выявления их оптимальных параметров функционирования невозможно использовать эксперименты на реально существующем объекте, поскольку для этого требуются значительные финансовые ресурсы, а результаты эксперимента трудно предсказать. В связи с этим одним из наиболее важных и полезных инструментов анализа сложных систем является имитационное моделирование.
Под имитационным моделированием системы понимается процесс исследования функционирования системы и ее оптимизации с помощью эксперимента, проводимого на предметной модели системы и включающего элементы имитации проявления и функционирования как отдельных компонентов и параметров системы, так и имитации отдельных этапов процесса исследования системы.
Имитационное
моделирование используется в случаях,
когда применение математических аналитических
моделей неадекватно или
Одним из инструментов имитационного моделирования являются системы имитационного моделирования.
Система
имитационного моделирования
Когда на карту ставится судьба предприятия, Arena помогает выбрать наиболее выгодные стратегии и дает уверенность при запуске в эксплуатацию, позволяя при этом устранить лишние расходы, оптимизировать инвестиции и укрепить отношения с заказчиками.
Arena позволила организациям в разных странах:
Учитывая вышеизложенное, для выполнения данной работы была использована система имитационного моделирования Arena 9.0.
Поток самолетов, требующих посадки в аэропорту, - пуассоновский с интенсивностью 10 самолетов в час. В аэропорту есть 2 посадочные полосы. Самолет, совершив посадку на полосу, освобождает ее через 35 минут. Если самолет, требующий посадки, застает все полосы занятыми, то он становится в «очередь» самолетов, ожидающих посадки. Через 70 ± 10 минут после затребования посадки самолет нуждается в дозаправке, что обходится аэропорту в 1000 ± 200 ед. стоимости. После 140 минут безуспешного ожидания самолет отправляется на посадку в другой аэропорт. За каждый самолет, совершивший посадку без ожидания, аэропорт получает прибыль 2000 ед. стоимости. За каждый самолет, севший после ожидания, - 1500 ± 100 ед. стоимости. Эксплуатация одной посадочной полосы обходится в 300 000 ед. стоимости в месяц.
Анализ функционирования и
Имитационная модель представлена диаграммой SADT (IDEF0) «Имитационная модель аэропорта» (см. приложение 1).
Диаграмма состоит из пяти основных блоков:
Входные данные:
Выходная информация:
Механизмы:
Управляющая информация:
Рис. 3.1.
Имитационная модель
Имитационная модель (см. рис. 3.1) состоит из следующих блоков:
- «Potok samoletov» – генерирует прибытие транзактов по пуассоновскому закону с интенсивностью 10.
- «Dozapravka» – производит дозаправку самолетов (Delay, Constant, Minutes, Value Added, 0).
- «Posadka» – осуществляет процесс просадки самолетов (Seize Delay Release; Set, Polosa,1, Cyclical, Constant, Minutes, Value added, 35).
-
«Nyzhna dozapravka?» - определяет, нуждается
ли самолет в дозаправке (2-way by Condition, Expression,
(TNOW-Entity.CreateTime)>=
- «Prowlo 140 minyt?» - проверяет время ожидания: при превышении 140 минут самолет отправляется на посадку в другой аэропорт (2-way by Condition, Expression, (TNOW-Entity.CreateTime)>=140)
- «Opredelenie vremeni do dozapravki» - генерирует случайное значение атрибута Vremya – время ожидания, после которого самолету может потребоваться дозаправка, - по нормальному закону с параметрами (60,80).
- «Zatratu na dozapravky» - генерирует случайное значение переменной Money1 по закону UNIF(800,1200); подсчитывает значение переменной S1S2 – затрат на дозаправку (S1S2=S1S2+money1).
- «Podschet samoletov v ocheredi_1» - подсчитывает число самолетов, вышедших из блока Дозаправки (t=t+1).
- «Podschet samoletov v ocheredi_2» - подсчитывает число самолетов, находящихся очереди заправленных самолетов (t=t-1).
- «Dohod bez ozhidaniya» - подсчитывает полученную прибыль за обслуживание самолетов, совершивших посадку без ожидания (S3=S3+2000).
- «Dohod posle ozhidaniya» - подсчитывает полученную прибыль за обслуживание самолетов, совершивших посадку после ожидания S4S5=S4S5+Money, где переменная Money – прибыль за обслуживание каждого севшего самолета, значение которой генерируется по закону UNIF(1400,1600).
- «Ozhidanie» - накапливает самолеты, пока самолету не понадобится дозаправка или освободится одна из полос (при этом блок «Ozhidanie posle dozapravki» должен быть пустым) (Scan for Condition, (Posadka.WIP<2 && t==0) || ((TNOW-Entity.CreateTime) >= vremya)).