Анализ рынка антивирусной защиты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:55, контрольная работа

Описание

Антивирусы появились более десяти лет назад. Однако первое время они распространялись как бесплатное противоядие. Не было должной поддержки сервиса, поскольку проекты были некоммерческими. Как индустрия служба создания и представления антивирусных программ оформилась примерно в 1992 году. За это время возник совсем новый рынок, сформировался определенный перечень продуктов, появилось такое количество терминов, что их хватило бы на целую энциклопедию. В этой контрольной работе я расскажу, какие основные группы вирусов сформировались на сегодняшний день, какие принципы заложены в алгоритмы вредоносных программ и как поделены мировой и российский антивирусный рынок.

Содержание

1.Введение
2. Фирмы, представляющие антивирусный рынок в России
2.1. Объем продаж и доли рынка в 2008-2009 году
2.2. Развитие антивирусного рынка в 2010 году
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИРУСОВ И АНТИВИРУСНЫХ ПРОГРАММ
3.1.Вредоносные программы
3.2.Классификация антивирусов
3.3.Недостатки
4.Заключение
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Анализ рынка антивирусной защиты в России 2009.docx

— 35.51 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1.Введение

2. Фирмы, представляющие  антивирусный рынок в России

2.1. Объем продаж  и доли рынка в 2008-2009 году

2.2. Развитие антивирусного рынка в  2010 году

3. КЛАССИФИКАЦИЯ  ВИРУСОВ И АНТИВИРУСНЫХ ПРОГРАММ

3.1.Вредоносные  программы

3.2.Классификация  антивирусов

3.3.Недостатки

4.Заключение

5. Список использованной  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Антивирусы появились  более десяти лет назад. Однако первое время они распространялись как  бесплатное противоядие. Не было должной  поддержки сервиса, поскольку проекты  были некоммерческими. Как индустрия  служба создания и представления  антивирусных программ оформилась примерно в 1992 году. За это время возник совсем новый рынок, сформировался определенный перечень продуктов, появилось такое количество терминов, что их хватило бы на целую энциклопедию. В этой контрольной работе я расскажу, какие основные группы вирусов сформировались на сегодняшний день, какие принципы заложены в алгоритмы вредоносных программ  и как поделены мировой и российский антивирусный рынок.

За последние  несколько лет антивирусная индустрия  претерпела значительные изменения.

Основные факторы, влияющие на современную антивирусную индустрию.

Фактор 1. Продолжающаяся криминализация Интернета

Лидером по написанию  «вредоносов» является Китай, за ним следует Латинская Америка, затем идёт Россия плюс страны восточной Европы. Как следствие возрастает нагрузка на антивирусные компании - им приходится обрабатывать всё большее и большее количество зловредного материала. Те компании, которые не будут успевать отслеживать новое вредоносное П О и оставят своих клиентов незащищенными (что естественным образом уменьшит долю рынка, которую занимает их антивирус), не смогут выстоять в этой «гонке вооружений».

Фактор 2. Рост разнообразия типов и реализаций атак

Десять лет  назад  все зловредные программы, среди которых тогда еще не было криминальных, были только двух видов: вирусы и примитивные троянские программы. Сейчас всё стало гораздо сложнее и многообразнее. Антивирусные компании должны иметь в виду все это разнообразие. Причём не только выпускать соответствующие продукты, но и постоянно поддерживать их: тестировать, выпускать обновления.

Фактор 3. Microsoft

Компания Microsoft собирается со всей серьёзностью заняться решениями по безопасности, включая  безопасность антивирусную. Что Microsoft выводит на рынок:

антивирус для  домашних компьютеров;

антивирус для  рабочих станций (в дальнейшем);

решения для MS Exchange (на базе многоядерного продукта Antigen от компании Sybari).  
 
 

2. Фирмы представляющие  антивирусный рынок в России.

В 1992 году было создано АОЗТ  '' ДиалогНаука '', положившее начало активному продвижению на  отечественный рынок знаменитой программы Лозинского Aidstest ; начиная с этого времени Aidstest стала распространяться на коммерческой основе. Примерно в тоже время Евгений Касперский организовывает небольшой коммерческий отдел в рамках КАМИ, в котором поначалу работали три человека. Также в 1992 году американский рынок завоевывает программа McAfee VirusScan. В России рынок тогда развивался достаточно медленно, и к 1994 году картина примерно следующим образом: доминирующее положение занимала компания «ДиалогНаука» около 80%, Антивирусу Касперского принадлежало менее 5% рынка, всем остальным еще 15% рынка. В 1995 году 3% Евгений Касперский перенес свой антивирус на 32- битные интеловские платформы Windows, Novell NetWare   и  OS/2, в результате продукт начал активно продвигаться на рынок. В 1997 году Антивирус Касперского занимал уже 30% рынка, а на долю компании «ДиалогНаука» приходилось 50% рынка. В 1998 году Антивирус Касперского догнал по объёму продаж «ДиалогНауки», и вместе они покрыли 80% рынка, а к 2001 году Антивирус Касперского завоевал уже около 60% рынка. Из западных компаний на российском рынке достаточно прочно обосновалась компания «Symantec», которой сегодня принадлежит от 20 до 25% рынка занимает компания «ДиалогНаука».           

В 1999 году объем  рынка продаж антивирусных продуктов  и услуг в России  составил 1, 5 млн.долл  и за последние 5 лет  увеличивался в среднем на 30% в  год.

2.1. Объем продаж  и доли рынка в 2008-2009 году1

Несмотря на разгар глобального экономического кризиса и падение ИТ-рынка  в России в целом, рынок антивирусного  программного обеспечения в 2009 году показал небольшой рост. Его суммарный  объем превысил отметку $218 млн., что  на 8.7% больше показателя 2008 года.

В условиях экономического кризиса многие предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, были вынуждены  сократить бюджеты на ИТ. Этот процесс  сокращения затронул безопасность в  меньшей степени, так как большинство  корпоративных клиентов прекрасно  понимают опасность экономии на информационной безопасности. Вместо отказа от продления  лицензий на антивирусное ПО корпоративные  клиенты искали любые возможности  для экономии в условии дефицита бюджета, выбивая из продавцов специальные  цены, используя скидки при переходе с одного продукта на другой и т.д.

Сильнее кризис затронул сегмент персональных пользователей. Клиенты в этом сегменте стали активнее смотреть в сторону бесплатных продуктов (например, Avast, Avira и Microsoft), процесс «обеления» рынка практически остановился.

Относительными  островками стабильности для рынка, как в российской экономике в  целом, оставались государственные  структуры, гос.монополии и предприятия крупного бизнеса. Они перенесли разгар кризиса легче, а сокращения бюджетов на ИТ и безопасность не носили там серьезного или критического характера.Ниже приведены данные по объемам продаж различных вендоров на антивирусном рынке в России в 2008-2009 годах (в ценах для конечных пользователей) и их темпы роста.

Таблица 1: Объем  продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России за 2008-2009 годы 

Производитель Объем продаж млн.

долл., 2008

Объем продаж млн.

долл., 2009

Рост

2008-2009

Лаборатория Касперского  98,0 109,0  11,2%
Eset 43,0 52,0 20,9%
Symantec* 22,0 23,0 4,5%
Доктор  Веб 15,5  16,5 6,5%
Trend Micro 9,5 9,8 3,2%
McAfee 3,5 3,4  2,9%
Panda Security 2,2 1,5 -31,8%
Другие  производители 7,5 3,5 -53,3%
Весь  рынок 201,2 218,7   
            8,7%
 

Как видно из таблицы 1, значительно лучше других в кризисный год себя чувствовали  лидеры рынка – «Лаборатория Касперского» и Eset. Объемы продаж этих компаний увеличились  на 11 и 20% соответственно, что значительно  лучше, чем у остальных конкурентов. Конечно, эти цифры не идут ни в  какое сравнение с докризисными, но на фоне общего падения ИТ-рынка  они выделяются в положительную  сторону (в 2008 году среднерыночные темпы  роста составляли 57%, а в 2007 году –  94%).

Компании Symantec, «Доктор Веб» и Trend Micro фактически остались на уровне предыдущего года, балансируя на уровне своих объемов продаж прошлого года. Для этой группы принципиальным моментом является тот факт, что  им удалось избежать падения.

Для игроков  имеющих небольшие доли рынка 2009 год оказался сложным. По моей оценке эта группа вендоров находилась под  наибольшим давлением. По моей оценке компании Panda Security, McAfee, а также «другие производители» потеряли часть своего объема продаж. Исключением в этой группе является корпорация Microsoft, которая смогла показать хорошие темпы роста продаж своих корпоративных антивирусных продуктов под маркой Forefront.

В категории  «Другие производители» учитывались  продажи таких компаний, как Microsoft, Aladdin, Agnitum, S.N.Safe&Software, Avast Software, BitDefender, Avira и других.  
 

Доли рынка  в 2008-2009 году

Таблица 2: Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2008-2009 годы

Производитель Доля рынка 2008 Доля рынка 2009 Изменение доли рынка 2008-2009
Лаборатория Касперского  48,7%  49,8% 1,1%
Eset 21,4% 23,8%       2,4%
Symantec* 10,9% 10,5% -0,4%
Доктор  Веб 7,7% 7,5% -0,2%
Trend Micro 4,7%  4,5% -0,2%
McAfee 1,7% 1,6% -0,7%
Panda Security 1,1% 0,7% -0,4%
Другие  производители 3,7% 1,6% -2,1%
 

Для понимания  расстановки сил на рынке удобнее  оперировать не цифрами объема продаж, а долями рынка, которые занимают вендоры, и их изменениями по сравнению  с предыдущим годом. Для этого  данные из таблицы 1 необходимо пересчитать  в проценты от общего объема рынка. Результаты вычислений представлены в таблице 2.

Как мы видим  из таблицы 2, в 2009 году на рынке не произошло  серьезных изменений. «Лаборатория Касперского» и Eset немного увеличили  свои доли рынка, что лишний раз подтверждает тезис о том, что лидеры рынка  имели больше возможностей и лучше  других переживают кризисные годы. 

  Лидерство на российском рынке продолжает прочно удерживать «Лаборатория Касперского», чья доля рынка составляет внушительные 49%. Компания удачно обновила линейку персональных продуктов. На руку компании играл сильный бренд, российское происхождение, внимание со стороны государства (официальное и неофициальное) и активный PR. Также произошло, хоть и частичное, но давно ожидаемое обновление корпоративной линейки продуктов, что также позитивно сказалось на продажах этого вендора.

Положение Eset в 2009 году было достаточно уязвимым из-за большой доли ритейла в объеме продаж компании. Однако положительно сказалась предварительная работа по укреплению узнаваемости бренда Eset в России и региональная экспансия. Компания стала восприниматься потребителями, как крепкий и зрелый игрок  на рынке. В результате темпы роста объема продаж Eset в России существенно упали, но доля рынка все же немного выросла.

Корпорация Symantec имела хорошие шансы увеличить  свое присутствие на российском антивирусном рынке. Продуктовая линейка компании по безопасности является, пожалуй, лучшей. Антивирусные технологии за последние  пару лет сильно подтянулись: вырос  уровень обнаружения, возросла скорость работы, появилась «облачная» технология Quorum. В лучшую сторону переработана вся персональная линейка продуктов Norton. Корпоративные продукты корпорации остаются по своим возможностям высококонкурентыми на рынке. По нашему мнению, корпорации не хватает в России гибкости и скорости принятия решений, и это не позволяет им бороться за лидирующие позиции.

Доля рынка  компания Trend Micro в 2009 году практически  не изменилась. Компания открыла официальное  представительство в России, но необходимость  выстраивать почти с нуля все  рабочие  процессы, отсутствие четкого  рыночного фокуса и кадровый вопрос оказались сдерживающими факторами  для роста продаж этого вендора.

Похожие проблемы продолжает испытывать и компания McAfee. В 2008 году заработало официальное представительство McAfee в России, но региональное руководство  компании не смогло в условиях кризиса  выделить инвестиции, достаточные для  активного продвижения на рынке.

Информация о работе Анализ рынка антивирусной защиты в России