Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 02:25, курсовая работа

Описание

В курсовой работе разработана типология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителю сориентироваться в электронных программах для создания электронных средств обучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урока информатики.

Работа состоит из  1 файл

цор.docx

— 490.89 Кб (Скачать документ)

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  университет»

Цифровые образовательные  ресурсы на уроках информатики

Курсовая работа 

 

Орск 2010г.

 

Реферат

В курсовой работе разработана  типология ЦОР (цифровые образовательные  ресурсы), которая поможет учителю  сориентироваться в электронных  программах для создания электронных  средств обучения. ЦОР, созданные  в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный  вариант для его использования  на том или ином этапе урока  информатики.

 

Введение

Актуальность темы объясняется  тем, что в настоящее время  в России идет становление новой  системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное  пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в  педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса, связанными с внесением  корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны  современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению  ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Особое значение при этом приобретает  подготовка кадров, способных освоить  эти изменения и реализовывать  их на практике.

В связи с этим возрастает роль учителя информатики в школе. Во-первых, его миссия в школе - организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных  средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации. Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе: информационное обеспечение (учебный план, расписание занятий, аттестация учащихся, загрузка классов); учебно-методическое обеспечение (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предметам, по темам, разработки лабораторных и практических занятий, контрольные вопросы и т.п.); информационная обучающая среда (тесты, телесеминары (on-line), телеконференция (off- line), доска объявлений, поддержка получения заданий и отчеты и т.п.). Поэтому важно, чтобы он обладал знаниями и умениями использовать возможности электронных программ.

Во-вторых, возрастает актуальность школьного курса информатики, требующая  от учителя информатики вариативности. Учитель в роли сценариста определяет материал урока и прогнозирует результат. Как режиссер он стыкует задачи урока  с возможностями их выполнения, разрабатывает  методы и формы, необходимые для  достижения цели урока. Как программист, знающий все возможности компьютерных технологий, выполняет поставленные задачи и производит необходимый  программный продукт. При этом учитываются  личностные потребности и интересы учащихся, подбирается необходимое  программное обеспечение и строится индивидуальная образовательная траектория. Важную роль в оптимизации образовательного процесса играют цифровые образовательные  ресурсы. Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями  бумажных изданий, имеют ряд положительных  отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

В данной курсовой работе обращается внимание на учебно методическое обеспечение, а именно, формирование и применение ЦОР на различных этапах и видах уроков. К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам. Существенно более слабым звеном в образовательном процессе является их внедрение в образовательный процесс, т.к. учебных материалов (в электронном виде)мало, а доступ к тем, которые есть, требует достаточно высокой квалификации. Таким образом, создание или накопление электронных источников информации наравне с упрощением процедуры доступа к ним является наиболее актуальной задачей. При этом учитель должен уметь не только выбирать оптимальный набор средств обучения, адекватных изучаемому учебному материалу, но и создавать их, используя различные электронные ресурсы.

Объект: икт в образовании.

Предмет: ЦОР на уроке  информатики.

Цель курсовой работы –  разработать типологию ЦОР по различным инструментальным средам.

Задачи:

1.  Изучить использованную литературу и источники сети интернет.

2.  Выявить возможности применения программных средств инструментальных Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР

3.  Рассмотреть требования к созданию ЦОР.

Курсовая работа состоит  из введения, 2 глав, заключения

 

Глава I. Теоретические аспекты  применения ЦОР на уроках информатики  в соответствии с возможностями  электронных программ 

 

1.1 Цифровые образовательные  ресурсы и их виды по представлению  и содержанию

Цифровой образовательный  ресурс – продукт, используемый в  образовательных целях, для воспроизведения  которого нужен компьютер.

Динамично развивающиеся  информационные технологии предоставляют  новые, эффективно дополняющие традиционные средства для образовательного процесса, которые многие педагоги все с  большей готовностью включают в  свою методическую систему. Использование  ЦОР дает принципиально новые  возможности для повышения эффективности  учебного процесса. ЦОР — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью программированного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Использование ЦОР в сфере  образования позволяет педагогам  качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности, повышаются качество и  эффективность обучения. ЦОР имеют  массу достоинств по сравнению с  традиционными средствами обучения:

Целью цифровых образовательных  ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной  системы.

Можно выделить следующие  основные педагогические цели использования  ЦОР:

- интенсификация всех  уровней учебно-воспитательного  процесса за счет применения  средств современных информационных  технологий (повышение эффективности  и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательно деятельности);

- развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной  жизни в условиях информационного  общества (развитие различных видов  мышления; развитие коммуникативных  способностей; эстетическое воспитание  за счет использования компьютерной  графики, технологии мультимедиа;  формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации).

На этапах урока, когда  основное обучающее воздействие  и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств  у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее  изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную  деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения  учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через  учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа  причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и  самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Перечисленные возможности  ЦОР могут способствовать выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.

В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном  процессе и их возможностями различают  следующие виды ЦОР:

- Электронная библиотека  – распределенная информационная  система, позволяющая надежно  сохранять и эффективно использовать  разнородные коллекции электронных  документов (электронные издания,  содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)

- Библиотека электронных  наглядных пособий – пособие,  в котором содержание передается  при помощи набора мультимедиа  компонентов, отображающих объекты,  процессы, явления в данной предметной  области. 

- Электронная энциклопедия  – пособие, содержащее огромное  количество информации по различным  направлениям, охватывающим определенные  области знаний. Издания снабжены  обилием иллюстраций, видео- и  аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.

- Репетиторы, тренажеры,  практикумы – это учебно-методические  комплексы, позволяющие самостоятельно  подготовиться к занятиям, экзаменам,  объективно оценить свои знания.

- Мультимедийные учебники  – это программно-методический  комплекс, обеспечивающий возможность  самостоятельного или при участии  преподавателя усвоения учебного  курса или его большого раздела  с помощью компьютера.

- Виртуальные лаборатории  – представляет собой обучающий  комплекс, позволяет осуществлять  предметные эксперименты, в том  числе те, проведение которых  в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования  либо является слишком дорогостоящим. 

Конвекционный ЦОР включает в себя:

¾  рисунки

¾  фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры;

¾  фотопортреты;

¾  фотоизображения окружающего мира;

¾  таблицы (разъяснительные, сравнительные, обобщающие);

¾  схемы; диаграммы; графики; карты;

¾  интерактивные таблицы, рисунки, карты, схемы;

¾  тексты определения понятий, процессов, явлений;

¾  математические, химические формулы;

¾  математические, химические уравнения;

¾  текстовые комментарии к описываемому процессу, явлению;

¾  текст, дублирующий содержание учебника;

¾  текст, дополняющий содержание учебника;

¾  фрагменты из литературных произведений;

¾  критические статьи; исторические документы

¾  анимации процессов, анимации природных явлений, событий, социальных явлений,

¾  аудиолекция; речевые фрагменты персоналий;

¾  видеофрагменты,

¾  аудиовидеофрагменты явлений, процессов, событий.

Инструмент учебной деятельности представляет собой:

¾  геоинформационную систему

¾  лабораторию

¾  среду Вики-Вики

¾  рутьюб.

Программированный ЦОР состоит  из:

¾  модели процессов;

¾  модели природных явлений;

¾  модели лабораторных работ;

¾  модели экспериментов;

¾  интерактивные практические задания.

Проблемный ЦОР:

¾  интерактивная моделируемая среда

Комбинированный ЦОР. 

 

 

1.3 Педагогические инструменты  цифровых образовательных ресурсов

Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:

- интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;

- мультимедиа - представление  ресурсов и процессов не традиционном  текстовым описанием, а с помощью  фото, видео, графики, анимации, звука; 

- моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;

- коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;

- производительность - автоматизация  нетворческих, рутинных операций, отнимающих  у человека много сил и времени.  Быстрый поиск информации по  ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям  справочно-информационного характера  [3].

Универсальной технологии создания ЦОР не существует. Каждый автор  применяет собственную технологию. В данном разделе приведены некоторые  принципиальные положения, которые  можно адаптировать к созданию электронного учебного пособия любого типа. Создание ЦОР зависит от таких факторов, как дидактическая цель, знание предмета, тип тематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующие средства и т.д. При создании ЦОР приходится сталкиваться с двумя полярными мнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, что автору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их в компьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению, квалифицированный программист может взять любой традиционный учебник и без помощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случае абсолютизируется содержательная часть, во втором ее программная реализация.

Этапы производства ЦОР Таблица 1

Этап

Содержание этапа

Предварительная работа

Формулировка исходной идеи

Оценка существующих элементов

Сбор необходимой информации

Анализ потребностей

Выделение главной дидактической  цели

Обоснование необходимости  и того нового, что внесет продукт  по сравнению с обычным печатным учебным пособием

Подготовка содержания

Выделение дидактических  подцелей

Составление плана

Представление содержания в  форме модулей

Дизайн

Разработка общей концепции

Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.)

Написание сценария

Детальный дизайн + подключение  интерактивности

Производство

Программирование и оцифровка  содержания

Создание изображений, звука  и т.п.

Компоновка готовых материалов в модули

Тестирование

Тестирование и оценка продукта

Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики