Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 02:25, курсовая работа
В курсовой работе разработана типология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителю сориентироваться в электронных программах для создания электронных средств обучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урока информатики.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики
Курсовая работа
Орск 2010г.
Реферат
В курсовой работе разработана
типология ЦОР (цифровые образовательные
ресурсы), которая поможет учителю
сориентироваться в электронных
программах для создания электронных
средств обучения. ЦОР, созданные
в различных электронных
Введение
Актуальность темы объясняется
тем, что в настоящее время
в России идет становление новой
системы образования, ориентированного
на вхождение в мировое
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Особое значение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовывать их на практике.
В связи с этим возрастает роль учителя информатики в школе. Во-первых, его миссия в школе - организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации. Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе: информационное обеспечение (учебный план, расписание занятий, аттестация учащихся, загрузка классов); учебно-методическое обеспечение (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предметам, по темам, разработки лабораторных и практических занятий, контрольные вопросы и т.п.); информационная обучающая среда (тесты, телесеминары (on-line), телеконференция (off- line), доска объявлений, поддержка получения заданий и отчеты и т.п.). Поэтому важно, чтобы он обладал знаниями и умениями использовать возможности электронных программ.
Во-вторых, возрастает актуальность
школьного курса информатики, требующая
от учителя информатики
В данной курсовой работе обращается внимание на учебно методическое обеспечение, а именно, формирование и применение ЦОР на различных этапах и видах уроков. К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР по предметам, по темам, по урокам. Существенно более слабым звеном в образовательном процессе является их внедрение в образовательный процесс, т.к. учебных материалов (в электронном виде)мало, а доступ к тем, которые есть, требует достаточно высокой квалификации. Таким образом, создание или накопление электронных источников информации наравне с упрощением процедуры доступа к ним является наиболее актуальной задачей. При этом учитель должен уметь не только выбирать оптимальный набор средств обучения, адекватных изучаемому учебному материалу, но и создавать их, используя различные электронные ресурсы.
Объект: икт в образовании.
Предмет: ЦОР на уроке информатики.
Цель курсовой работы – разработать типологию ЦОР по различным инструментальным средам.
Задачи:
1. Изучить использованную литературу и источники сети интернет.
2. Выявить возможности применения программных средств инструментальных Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР
3. Рассмотреть требования к созданию ЦОР.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения
Глава I. Теоретические аспекты применения ЦОР на уроках информатики в соответствии с возможностями электронных программ
1.1 Цифровые образовательные
ресурсы и их виды по
Цифровой образовательный ресурс – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
Динамично развивающиеся
информационные технологии предоставляют
новые, эффективно дополняющие традиционные
средства для образовательного процесса,
которые многие педагоги все с
большей готовностью включают в
свою методическую систему. Использование
ЦОР дает принципиально новые
возможности для повышения
Особенностью
Использование ЦОР в сфере
образования позволяет
Целью цифровых образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Можно выделить следующие основные педагогические цели использования ЦОР:
- интенсификация всех
уровней учебно-
- развитие личности обучаемого,
подготовка индивида к
На этапах урока, когда
основное обучающее воздействие
и управление передается компьютеру,
учитель получает возможность наблюдать,
фиксировать проявление таких качеств
у учащихся, как осознание цели
поиска, активное воспроизведение ранее
изученных знаний, интерес к пополнению
недостающих знаний из готовых источников,
самостоятельный поиск. Это позволит
учителю проектировать
Перечисленные возможности ЦОР могут способствовать выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.
В соответствии с целями применения ЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР:
- Электронная библиотека
– распределенная
- Библиотека электронных
наглядных пособий – пособие,
в котором содержание
- Электронная энциклопедия
– пособие, содержащее
- Репетиторы, тренажеры,
практикумы – это учебно-
- Мультимедийные учебники
– это программно-методический
комплекс, обеспечивающий возможность
самостоятельного или при
- Виртуальные лаборатории
– представляет собой
Конвекционный ЦОР включает в себя:
¾ рисунки
¾ фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры;
¾ фотопортреты;
¾ фотоизображения окружающего мира;
¾ таблицы (разъяснительные, сравнительные, обобщающие);
¾ схемы; диаграммы; графики; карты;
¾ интерактивные таблицы, рисунки, карты, схемы;
¾ тексты определения понятий, процессов, явлений;
¾ математические, химические формулы;
¾ математические, химические уравнения;
¾ текстовые комментарии к описываемому процессу, явлению;
¾ текст, дублирующий содержание учебника;
¾ текст, дополняющий содержание учебника;
¾ фрагменты из литературных произведений;
¾ критические статьи; исторические документы
¾ анимации процессов, анимации природных явлений, событий, социальных явлений,
¾ аудиолекция; речевые фрагменты персоналий;
¾ видеофрагменты,
¾ аудиовидеофрагменты явлений, процессов, событий.
Инструмент учебной
¾ геоинформационную систему
¾ лабораторию
¾ среду Вики-Вики
¾ рутьюб.
Программированный ЦОР состоит из:
¾ модели процессов;
¾ модели природных явлений;
¾ модели лабораторных работ;
¾ модели экспериментов;
¾ интерактивные практические задания.
Проблемный ЦОР:
¾ интерактивная моделируемая среда
Комбинированный ЦОР.
1.3 Педагогические инструменты
цифровых образовательных
Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:
- интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;
- мультимедиа - представление
ресурсов и процессов не
- моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;
- коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;
- производительность - автоматизация
нетворческих, рутинных операций, отнимающих
у человека много сил и
Универсальной технологии создания
ЦОР не существует. Каждый автор
применяет собственную
Этапы производства ЦОР Таблица 1
Этап |
Содержание этапа |
Предварительная работа |
Формулировка исходной идеи Оценка существующих элементов |
Сбор необходимой информации |
Анализ потребностей Выделение главной дидактической цели Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнению с обычным печатным учебным пособием |
Подготовка содержания |
Выделение дидактических подцелей Составление плана Представление содержания в форме модулей |
Дизайн |
Разработка общей концепции Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.) Написание сценария Детальный дизайн + подключение интерактивности |
Производство |
Программирование и оцифровка содержания Создание изображений, звука и т.п. Компоновка готовых материалов в модули |
Тестирование |
Тестирование и оценка продукта |
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики