Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 02:25, курсовая работа
В курсовой работе разработана типология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителю сориентироваться в электронных программах для создания электронных средств обучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбрать оптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урока информатики.
Программа Microsoft Power Point служит для составления эффективных и наглядных презентаций. Использование программы «Power Point» в процессе создания презентации является самым лучшим способом при работе с большой публикой. С помощью всевозможных функций программы вы с лёгкостью можете делать свою презентацию, а самое главное с помощью возможностей этой программы вы сможете привлечь внимание каждого члена вашей публики. Система демонстрационных возможностей программы позволяет быстро и качественно подготовить презентационный материал любой степени сложности.
Документ Microsoft Power Point – это презентация. Он состоит из отдельных слайдов. На экран их можно выводить в разных режимах, которые имеют различное назначение. У вас есть вся необходимая информация, но нет соответствующего дизайна? Самый лучший способ начать презентацию - это правильно выбрать фон слайдов вашей презентации. Получив Интернет доступ к сайту microsoft.com, где размещено огромное количество фонов для слайдов, можно сделать свою презентацию уникальной. Поиск и скачивание каких-либо определенных видов фонов для слайдов придаст необходимую креативность в усовершенствовании содержания презентации. Наличие всевозможных указателей и диаграмм в разных электронных источниках придаст новые идеи в создании профессионального вида презентации. При рассмотрении примеров фонов, слайдов, графиков, диаграмм, следует принять во внимание, что эти фоны, которые привлекли ваше внимание, могут также привлечь внимание вашей публики. Живые цвета, яркая графика, стильные фотографии – всё это может положительно отразиться на уникальности презентации.
Следует остерегаться использования
больших количеств картинок. Несмотря
на то, что наличие картинок придаёт
презентации более интересный вид,
нужно учитывать, что их переизбыток
может сделать презентацию
Раздатки (раздаточный материал) также являются очень важной частью презентации, так как с помощью них можно обеспечить публику дополнительной информацией. Кроме предоставления дополнительной информации.
Macromedia Flash - это программа, с помощью которой создают анимационные ролики, баннеры, интерактив сайта, вставляют звуковые эффекты, публикуют всевозможную информацию в интернете. Также с помощью flash разрабатываются flash презентации отличного качества, ведётся работа с векторными и растровыми изображениями.
Глава II. Использование типологии ЦОР на уроках информатики
2.1 Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР
Программа Microsoft Word очень проста в использовании. Составлять тесты, кроссворды, контрольные работы, лабораторные работы, викторины и другие ЦОР очень просто, достаточно знать эту программу на начальном уровне. Например, чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, и набирать текст. Поэтому учитель может дать ученикам в качестве самостоятельного задания создать кроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Таким образом, учитель развивает творческое мышление, интеллектуальную сообразительность и логику, формирует навыки самостоятельной работы, имеет возможность индивидуальной работы. В своей таблице я привела пример кроссворда, выполненный ученицей 10 класса. Тесты, приведенные в моей таблице, тоже очень просты в составлении, но минус тестов, сделанных в программе Microsoft Word в том, что компьютер не может сам проверить их и выдать результат, и учителю надо самому проверять и оценивать. Также в моей таблице представлена контрольная работа, которая включает в себя 17 вопросов. Задания представлены в различных формах: с выбором одного ответа из четырех, с дописанием определения, и т.п. Викторина, сделанная в Microsoft Word, тоже представляет собой набор заданий различного характера.
В этой программе также можно создавать модули. Цель модуля: формирование системы знаний и умений информационного поиска - действия, методы и процедуры, позволяющие осуществить отбор определенной информации из массива данных. Обучение в рамках модуля осуществляется в сотрудничестве с учителем. Учитель – не единственный источник и «транслятор» знаний, он - консультант, организатор, эксперт.
Модули являются компонентами электронного учебного пособия. В качестве примера хотелось бы привести разработку Лебедевой Э.В. «Практикум по решению задач в курсе информатики. Модуль 1. Информация и информационные процессы» (N 137670). Вид ЦОР - текст с иллюстрациями.
Данный ЦОР позволяет преподать доступно трудный материал. Текст, произнесенный учителем и написанный на мониторе компьютера, воспринимается несколькими органами чувств, что помогает учащимся с разными видами памяти усваивать материал. Символы, определения, выделенные в рамках, подчеркнутые слова позволяют акцентировать внимание на важном. Данный модуль в электронном виде имеет преимущества перед бумажным носителем в том, что нужный раздел не надо искать по страницам, достаточно нажать клавишу, чтобы найти необходимое. Особенно это удобно при самостоятельном решении задач: после каждого раздела даны примерные решения задач, в случае необходимости можно быстро найти нужную информацию. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Word, находятся на диске в приложении 2.
Рисунок 1. Кроссворд в программе Microsoft Word
Рисунок 2. Модуль, в программе Microsoft Word
2.2 Применение программы Microsoft Excel для создания ЦОР
В Microsoft Excel можно создавать много различных ЦОР. Эта программа удобна для учителя тем, что может считать результат и выдавать оценку по заданным учителем критериям. В своей классификации я привела примеры теста по информатике по теме Microsoft Excel. Нужно выбрать один вариант ответа из четырех. После выполнения теста нужно нажать на кнопку «результат». Компьютер покажет процент выполненных заданий и оценку, исходя из процента. Ни ученикам при выполнении теста, ни учителю при проверке не требуется много сил, но составлять эти тесты сложнее, чем в Microsoft Word, так как базовых знаний этой программы не хватит для составления тестов.
Для своего урока я составила и использовала при закреплении изложенного учебного материала и выяснения пробелов в знаниях учащихся терминологический диктант по теме «Алгоритмы». Диктант представляет собой короткое задание, реализованное в форме, позволяющей обучаемому дать короткий однозначный ответ. После того как ответ дан, учащийся должен нажать «Enter», и напротив ответа будет написано «верно» или «ошибка».
Для закрепления изложенного учебного материала, для выяснения пробелов в знаниях учащихся так же можно использовать викторины, сделанные в Microsoft Excel. В пример я привела викторину, в которой нужно отгадать все термины по ИКТ правильно, тогда из букв в выделенных клетках можно будет составить фамилии избранных персоналий в области компьютеростроения. Можно использовать ребусы. Я привела в пример числовые ребусы, сделанные в программе Microsoft Excel. В этих задачах вместо букв следует подставить цифры так, чтобы указанные равенства выполнялись. Одним и тем же буквам всегда должны соответствовать одинаковые цифры, разным буквам - разные цифры (отличные от использующихся в задаче).
Достоинства ЦОР, созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока, высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля, исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Excel, находятся на диске в приложении 3.
Рисунок 3. Тест в программе Microsoft Excel
Рисунок 4. Терминологический диктант в программе Microsoft Excel
2.3 Применение программы Microsoft Office Power Point для создания ЦОР
Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Для учеников 9 класса мною был разработан урок по теме «Алгоритмы». Для изложения нового материала была использована презентация, которая включала демонстрационные средства по теме, компьютерные модели, компьютерные компоненты, текстовые объекты. Использован проектор и компьютер.
Текстовый материал с использованием
анимации позволил компактно распределить
учебный материал, сократить время
изложения нового материала на уроке,
применить высвободившееся
Таким образом, данный ЦОР помог решить мне следующие образовательные задачи:
-обеспечить
А) организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
Б) качественное усвоение программного материала;
В) содержание материалов, ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
Г) компактность в изложении
учебного материала, что высвободило
время для закрепления и
Д) доступность и наглядность изучаемого материала;
-учитывать индивидуальные
особенности учащихся и
-воспитать интерес к предмету;
В своей практике я охотнее всего использую эту программу. С помощью Power point я делала также тесты, ребусы(см рис.5), которые в данной программе гораздо привлекательней и интересней.
Также в этой программе
можно создавать
Рисунок 5. Ребусы в программе Power Point
Рисунок 6. Игра «Своя игра» в программе Power Point
Использование данных ЦОР во внеклассной работе повысит интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Power Point, находятся на диске в приложении 4.
2.4 Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (см рис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки. Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий. В пример я привела видеоурок по теме «Алгоритмы». Также в моей таблице приведен пример демонстрации звука. Но делать ЦОР в программе Flash трудно, так как надо владеть языком программирования и затрачивается больше времени. Но если применять ЦОР в этой инструментальной среде, то урок будет интереснее и ярче.
Рисунок 7. Видеоурок по теме «Простые и составные условия» в программе Macromedia Flash
Рисунок 8. Тесты в программе Macromedia Flash
В основу технологии создания видеоуроков положен нелинейный монтаж, что позволяет показать в динамике все этапы урока, акцентировать внимание на методических приемах решения дидактических задач. При этом отдельные фрагменты видеоуроков могут использоваться и в качестве демонстраций на реальных занятиях.
Заключение
На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики может стать комплексный подход к использованию ЦОР на уроках. Типология ЦОР позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.
Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики