Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:23, реферат
Интерес к размерам и составу аудитории российского Интернета со стороны как российских, так и западных исследовательских фирм не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций.
Демографический портрет российской Интернет-аудитории.
Интерес к размерам и составу аудитории российского Интернета со стороны как российских, так и западных исследовательских фирм не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей от инвестиций. Этому есть несколько подтверждений. Во-первых, Интернет — самая бы-строразвивающаяся отрасль в России: темп роста составляет около 150% в год'. Российский Интернет пока находится в состоянии "младенчества", отставая в своем развитии от интернет-сектора США и Западной Европы соответственно на 5—7 лет и на 3—4 года. Темпы развития Сети в России ближайшие 3—5 лет останутся прежними. Рунет пятикратно увеличился в объеме за 1999 г., при этом количество серверов удвоилось, а количество веб-страниц возросло в 4 раза. Основная масса денег в 1999 г., зарабатываемых посредством Интернета, приходилась на долю интернет-провайдеров, однако развитие рекламы в Сети и электронной коммерции (темпы роста превышали 100% в год) позволяют прогнозировать объем доходов от данных видов деятельности примерно $460 млн в 2001 г.. Во-вторых, Россия обладает значительным интеллектуальным потенциалом, а также абсолютным преимуществом в области программирования. Этот потенциал не был полностью реализован внутри страны из-за массовой "утечки мозгов" в США и другие развитые страны. Быстрый рост интернет-технологий способен изменить ситуацию и сократить количество уезжающих за границу программистов, которые получат возможность плодотворно работать в родной стране. В-третьих, количество российских пользователей Интернета в период с 1996 по 1999 г. удваивалось каждый год. В 2001 г., по данным различных источников, российская аудитория Сети составила около 4,5—5 млн человек. Использующие Интернет россияне, а также русскоговорящие пользователи за границей (1—2 млн человек) с высоким уровнем дохода, хорошим образованием и активным покупательским поведением представляют собой очень привлекательную целевую группу для фирм, занимающихся электронной коммерцией и рекламой в Сети. Именно эти два направления бизнеса являются движущей силой развития Интернета и определяют размер инвестиций в отрасль. В-четвертых, существующее ценовое преимущество по начальным вложениям (относительно более низкие издержки на развитие и маркетинг интернет-проектов по сравнению с США и Западной Европой) и высокий уровень подготовки программистов позволяют российским провайдерам интернет-услуг предлагать услуги, конкурентоспособные на международном уровне. Перспективы развития российского Интернета и его внедрение в "реальную" экономику во многом определяются успехом различных коммерческих проектов в Рунете, ведь именно электронная коммерция и реклама в Сети служат катализаторами роста Всемирной паутины. Кроме технических и финансовых аспектов, для успешного ведения бизнеса в Сети предприниматель должен учитывать потребности пользователей. В такой среде, как Интернет, где сами пользователи управляют процессом навигации, знание своей аудитории, ее состава и характеристик становится серьезным оружием в конкурентной борьбе за посетителя сайта и потенциального клиента.
Анализ состава и характеристик российской аудитории Интернета
Учитывая достаточно частые обращения СМИ к теме развития сети Интернет в России, я предполагала найти достаточно однородные статистические данные. Как выяснилось, оценка численности аудитории Рунета разными исследовательскими фирмами может различаться в два, а то и в три (!) раза за один и тот же оцениваемый период. Посчитав, что читатель должен узнать "всю правду" о российском Интернете и сам сделать выводы, я решила объединить в сводную таблицу данные российских и зарубежных источников.
Разброс оценок достаточно велик (табл. 1) (пояснения к табл. 1 приведены в приложении). Например, на сайте Rle.ru утверждается, что, согласно полученным сведениям по оценке траффика, число пользователей Рунета составило в августе 2001 г. около 8,4 млн человек. Это превышает показатель в 6,6 млн человек, рассчитанный на основе исследований Monitoring.ru. Отличия в оценках обусловлены тем, что сайт Rle.ru оценивает всех посетителей российской части Интернета, независимо от их местонахождения. Таким образом, в итоговую оценку российской интернет-аудитории оказываются включенными и россияне, постоянно или временно проживающие за границей. Данные Monitoring.ru основаны на исследовании пользователей, находящихся исключительно в пределах России. Если основываться на наиболее реалистичных (или пессимистичных?) данных фирмы КОМКОН, можно утверждать, что численность пользователей российского Интернета остается небольшой и составляет 3% населения страны . Средний показатель по европейским странам равен 15%, по Западной Европе -30%. Однако количество жителей России, имеющих дома персональные компьютеры, составляет 7% населения.
География распределения пользователей Интернета в России
Пользователи Интернета в России распределены по территории страны крайне неравномерно. Это объясняется различиями как в доходах между жителями тех или иных регионов, городским и сельским населением, так и в уровнях развития инфраструктуры телекоммуникаций.
К
концу 2001 г. 3,8 млн пользователей (85%)
проживало в городах, причем доля
пользователей-москвичей
Основная часть пользователей приходится на европейскую часть России (около 25% -Москва и Санкт-Петербург), и ее доля в общей аудитории продолжает увеличиваться по сравнению с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Это объясняется более интенсивным развитием средств телекоммуникаций в данном регионе и высоким образовательным уровнем населения.
Растущий разрыв между количеством пользователей Интернета в крупных городах, таких, как Москва (обеспечивающая 15% аудитории Сети) и Санкт-Петербург (около 10%), и в регионах (3—4%) в сочетании с ожесточающейся ценовой конкуренцией между интернет-провайдерами двух столиц позволяет сделать.вывод о том, что регионы предоставляют более интересные возможности молодым компаниям, занимающимся обеспечением услуг доступа в Интернет.
Социально-демографические характеристики российских пользователей
Учитывая достаточно большое количество публикаций по данному вопросу, я дам здесь лишь обобщенный социально-демографический портрет среднего российского пользователя Интернета, а также укажу на наиболее интересные тенденции в изменении состава аудитории. По данным агентства Еигор-тесИа и исследовательского интернет-центра МУА КевеагсЪ, мужчины составляют 60% всех пользователей Сети в России. Доля женщин неуклонно растет (в 1998 г. их было всего 30%). Ти-нэйджеры также представляют увеличивающуюся категорию: с 1999 г. их число в Интернете утроилось.
Среди пользователей 68% имеют высшее или незаконченное высшее образование. Возраст россиян, подключенных к Интернету, чаще всего варьируется в диапазоне от 23 до 34 лет. Хорошо владеют английским языком 56% пользователей, что позволяет им читать иностранные сайты.
Структура интересов достаточно типична для молодой аудитории: новости, компьютеры, развлечения, наука и финансы. Только треть российских пользователей когда-либо покупала товары или услуги онлайн. Средняя сумма затрат на онлайновую покупку составила около $45. Средний уровень дохода не превышает $200 в месяц.
Что
касается профессий интернет-
Обобщенный
портрет российского
В целом, портрет пользователя достаточно типичен для стран, где распространение Интернета еще проходит начальную стадию. В этом отношении Россию можно сравнить с Китаем, с той лишь разницей, что основные китайские проекты опережают российские примерно на полгода-год. Попробуем теперь оценить перспективы развития Интернета в России, базируясь на данных о темпах роста Сети и возможных сценариях развития ситуации.
Перспективы развития сети Интернет в России
Россия с ее 145-миллионным населением и всего 3% населения, подключенными к Сети, обладает огромным потенциалом. Исследовательские компании, пристально следящие за ростом "интернет-проникновения" (долей пользователей Сети в общей численности населения) , строят прогнозы дальнейшего развития событий. На диаграмме 2 отражены оптимистический, усредненный и пессимистический сценарии развития российского Интернета на следующие два года (до 2004 г.). Оптимистический сценарий предполагает, что увеличение числа пользователей будет идти теми же темпами, что и в 2000 г. (50% в год). Усредненный прогноз основан на данных Международной корпорации информации, одного из самых известных мировых исследовательских центров, специализирующихся на интернет-исследованиях. Пессимистический прогноз предложен Российским общественным центром информационных технологий (РОЦИТ). По мнению представителей российского Министерства связи, число российских пользователей Интернета к 2010 г. может достичь 26 млн человек (почти одна пятая населения страны).
Развитие электронной коммерции в России: возможности и ограничения:
Возможности | Ограничения |
Недостаточно
широкий ассортимент
и отсутствие полной информации о товарах часто вызывают разочарование у потребителей, которые вынуждены тратить много времени на поиск нужного товара, а иногда и ехать в другой город, чтобы купить его. Электронная коммерция в России, основанная на возможностях сети Интернет, может стать эффективным решением данной проблемы, предлагая потребителям товарные каталоги, развитые поисковые функции, а также доставку товаров на дом |
Электронная коммерция зависит от количества пользователей Интернета (количества компьютеров, подключенных к Сети). Данный показатель колеблется от 1 до 5% взрослого населения, при этом существуют и большие региональные различия. Онлайновый покупатель вынужден оплачивать то время, которое он проводит в интернет-магазине, что является ограничивающим фактором, пока потребитель точно не знает, где именно в Сети он сможет найти нужный товар |
Электронная
коммерция
может связать удаленные регионы и заполнить существующий разрыв между спросом и предложением. Одновременно будет развиваться и система физической доставки как по России, так и в русскую диаспору за рубежом |
Огромные расстояния в России "бросают вызов" компаниям, специализирующимся на электронной коммерции. Предоставление услуг по физической доставке товаров в отдаленные российские регионы сведет на нет ценовые преимущества относительно недорогих товаров, предлагаемых через Интернет, так как покупателю придется оплачивать достаточно дорогие услуги по доставке |
Методики анализа интернет-аудитории
На
оценку численности интернет-
К тому же, используя онлайн-опросы, мы ограничены совокупностью интернет-пользователей и не можем анализировать характеристики данной совокупности по отношению к населению в целом, например определить количество пользователей.
В
1998 г. исследованием аудитории
Информация о работе Демографический портрет российской Интернет-аудитории