Геоинформационные системы в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:26, реферат

Описание

В настоящее время успех бизнеса и процветание дела, стойкость в конкурентной борьбе, планирование развития в большой степени связаны с обладанием разнообразной информацией и возможностью ее быстрого просмотра и анализа. Как показали специальные исследования, порядка 80-90% всей информации включает в себя геоданные, то есть различные сведения о распределенных в пространстве или по территории объектах, явлениях и процессах.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………..3

1. История развития геоинформационных систем и ГИС-технологий……..5

2. Цели, задачи возможности геоинформационных систем……….…….......9

3. Российские геоинформационные системы……...…………..…..….….....14

4. Применение программных гис-продуктов для решения

логистических задач………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………...…...……...22

Список использованных источников…………………………...…...…….…

Работа состоит из  1 файл

ГИС.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

     Как правило, стандартная ГИС поддерживается программным, аппаратным, информационным, нормативно-правовым, кадровым                           и организационным обеспечением.

     ГИС по территориальному охвату бывают:

      - глобальные (global GIS);

      - национальные (national GIS), зачастую имеющие статус государственных;

      - региональные (regional GIS);

      - локальные, или местные ГИС (local GIS).

     Сегодня ГИС различного территориального охвата являются                    самой перспективной информационной системой для решения                         задач бизнеса и управления. В их использовании есть две тенденции4.

     Первая  состоит в применение напрямую геоинформационных  данных в разных приложениях. Это  требует изучения пользователем         основ геоинформатики. В результате осуществления этой тенденции появилось новое направление в бизнесе - геомаркетинг.

     Вторая  состоит в создании прозрачных для  пользователя                            ГИС, что дает возможность ему оперировать известными понятиями,                     не прибегая к специальным знаниям в области геоинформатики.                           Это, с одной стороны, облегчает освоение и применение                                 ГИС для пользователей-неспециалистов в геоинформатике, но,                                 с другой стороны, делает их весьма зависимыми от качества самой системы и от правильности ее выбора для решения конкретных практических задач. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней научными и прикладными задачами.

     Научные, технические, технологические и  прикладные аспекты проектирования, создания и использования ГИС изучаются геоинформатикой.

     Программные ГИС-продукты помогают ответить на вопросы,                            где живут потребители тех или иных товаров и услуг, что им нужно, какими средствами они располагают, куда им удобнее пойти                             за покупками, как это все им доставить с наименьшими затратами,                                где выгоднее открыть новый магазин или сервисный центр, где находятся партнеры и конкуренты определенной фирмы.

     Технология  геоинформационных систем проникает в                              сферу предпринимательства быстрее, чем в большинстве других                  областей их применения. Объемы продаж ГИС-продуктов для обеспечения бизнеса в последнее десятилетие увеличились в мире более чем                     в 30 раз и превысили 300 млн. долл., при этом сегодня общемировой                                   объем продаж в области ГИС оценивается в 2 млрд. долл. в год.

     В конце XX века в США стал выходить специальный                              журнал «Business Geographies», приложение к GIS World, посвященный описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой технологии                         в предпринимательстве. В западной и отечественной печати все                              чаще встречается новое понятие «геомаркетинг» (Geo-marketing), связывающее в неразрывное целое бизнес и геоинформационные технологии.

     Главное преимущество ГИС перед другими  информационными технологиями заключено  в наборе средств создания и объединения                             баз данных с возможностями их географического анализа и                           наглядной визуализации в виде различных карт, графиков,                           диаграмм, прямой привязке друг к другу всех атрибутивных и графических данных. ГИС позволяет отображать и анализировать                       бизнес-информацию новыми методами, выявлять скрытые                                   ранее взаимосвязи, примеры и тренды.

     Специалисты в области логистики используют ГИС                               в разных областях своей деятельности: для анализа и отслеживания текущего состояния и тенденций изменения интересующей их                     области рынка; при планировании маркетинговой активности; для                    выбора оптимального по разным критериям местоположения                             новых торговых точек, складов, филиалов фирмы производственных мощностей; для выбора эффективных путей распределения продукции, кратчайших или наиболее безопасных маршрутов перевозок                                       и для демографических исследований, определения привязанного                             к территории спроса на продукцию.

     Эффективность решения перечисленных задач  с помощью                             ГИС значительно повышается, этому способствует растущая во                          всем мире, включая Россию и страны СНГ, доступность и достоверность исходных данных, а также постоянное появление на рынке все                            более мощных и одновременно вполне доступных по цене компьютеров                          и все более совершенных и дружественных по отношению к пользователю программных ГИС-продуктов.

     Для решения логистических задач  могут применяться                                         ГИС-продукты общего назначения, имеющие средства настройки под конкретные задачи и возможности взаимодействия с другими применяемыми в этой области программными средствами:                            пакетами управления активами предприятия, например SAP, R/3; программой генерирования отчетной документации, например Seagate Crystal Reports, программным средством компрессии данных, например MrSID, и др.

     Наряду  с ГИС-продуктами общего назначения имеются и                      готовые специализированные ГИС-пакеты, обеспечивающие решение типовых бизнес задач. Они, например, объединяют средства обычных пакетов картографического отображения, функции тематического представления информации на основе привязки табличных                             данных к адресам и улицам, возможности анализа географических                         данных с учетом дополнительной информации по находящимся                                   в этих местах объектам. Эта технология связывает воедино инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами,                               базами и хранилищами данных и функции пространственного анализа.

     Причем  связь карты с данными осуществляется динамическим образом. Это позволяет  создать новые бизнес-данные, легко                        обратиться к уже существующим и связать их с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности и взаимосвязи,                      которые не видны из таблиц, диаграмм и графиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. РОССИЙСКИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  

     Большинство известных ГИС российской разработки стали создаваться в начале 1990-х гг., когда потребность в ГИС стала очевидной уже и в нашей стране. Системам отечественной разработки, несмотря                      на сильную конкуренцию со стороны импортных ГИС, удалось занять и удерживать небольшую, но вполне устойчивую нишу.

     Активность  разработчика на рынке и Интернет,                                    качество Интернет-сайтов, посвященных соответствующим ГИС,                    которое находится в тесной связи с политикой компаний в отношении своих потребителей, интенсивность рекламной кампании, проводимой                        той или иной фирмой, регулярности участия в специализированных выставках, цену, особенности ГИС, число инсталляций системы         отражает, с одной стороны, маркетинговую активность компании, а с другой стороны - качество ГИС, поскольку продать неудачный                продукт гораздо сложнее, чем удачный. Таким образом, важной составляющей успеха продукта на рынке, кроме качества ГИС,                является рыночная активность компании.

     Следующий критерий - интерфейс (язык управления программой). Важная характеристика - наличие версии геоинформационной системы            на английском или других языках, поскольку ориентация на развитие в пределах одной отдельно взятой страны, даже такой большой,                          как Россия, в век глобализации - путь заведомо малоэффективный. Поэтому шансы на рынке компании, имеющей английскую и                                  другие иноязычные версии продукта, заметно повышаются, даже                       если на сегодняшний день она не продала за границу ни одной копии своей ГИС.

     Одним из критериев оценки представленных ГИС может служить подход к  проектированию системы, базовый программный  продукт, ибо использование процедурного программирования, будет затруднять ее последующую эффективную модификацию. Объектно-ориентированный подход лишен этого недостатка.

     Важным  критерием является развитие ГИС-продуктов  в                         русле основных мировых тенденций геоинформатики. Здесь показательным является поддержка Oracle 8i Spatial, а также клиент-серверных приложений - их поддержка давно стала стандартом                де-факто в мире ГИС.

     Самой популярной ГИС в России является «ГИС                          ГеоГраф / GeoDraw»5. Она разрабатывается с 1992 года и имеет к настоящему времени более 2700 инсталляций. Разработчики                        взяли за основу систему IDR1SI, реализовав в ней те же функции, что и у этой ГИС, но сделали это лучше. ГИС «ГеоГраф» поддерживает                клиент-серверные приложения, имеет двуязычный русско-английский интерфейс, работает с базами данных через ODBC. Копии «ГеоГраф» работают во многих странах Европы и Северной Америки.                                Есть у компании и очень хороший сайт, предоставляющий                     практически исчерпывающую информацию о ее продуктах.

     ГИС «Панорама», созданная специалистами  топографической службы Вооруженных  Сил РФ, имеет более 900 инсталляций  в России. Это очень хорошая по своим характеристикам система, о чем свидетельствует число инсталляций.

     ГИС «Парк» была создана в 1991 году. С момента появления                      первой версии было произведено около 600 инсталляций системы. Особенность ГИС - использование экспертных систем для прогнозирования пространственных явлений.

     ГИС Sinteks ABRIS, первая версия которой появилась в 1993 году, имеет почти 500 инсталляций. Неплохой результат для отечественной компании. Однако последнее время активность компании                                 резко упала. Есть основания полагать, что разработчики практически свернули работы по развитию Sinteks ABRIS, так как сочли невозможным создание полной линейки продуктов, ориентированных на                             клиент-серверные архитектуры. Расходы, необходимые для такой разработки, более чем на порядок превышают те, что нужны для                             создания настольной ГИС. По мнению специалистов фирмы «Трисофт», отечественный рынок ГИС в принципе не способен окупить такие вложения, а выход на западный рынок ГИС требует ресурсов еще больших, чем сама разработка.

     ГИС ObjectLand появилась в 1993 году и в настоящее время                          имеет более 300 инсталляций. Компанию «Радом-Т» отличает информационный сервис западного образца. По мнению специалистов, перспективы ObjectLand многообещающи.

     ГИС «ИнГЕО» уфимской компании «Интегро»  - это самая дорогая российская ГИС общего назначения - максимальная цена продукта составляет 9000 долларов. Система проектировалась как объектно-ориентированная и имеет около 100 инсталляций.

     ГИС CSI-MAP разработана Петербургской компанией                          «КСИ- технология». Это единственная в России фирма, разрабатывающая ГИС в среде MS Visual С++ 6.0. Компания активно работает в области картографических приложений для Интернета.

     Решая вопрос о выборе той или иной российской ГИС, как, впрочем, и зарубежной, следует  обратить внимание на ее соответствие действующим в стране и за рубежом  стандартам. Владение этим вопросом позволит избежать приобретения продукта, который в дальнейшем вызовет дополнительные хлопоты. В ситуации, когда эти вопросы                           не являются принципиальными для потребителя, он может добиться существенных скидок при покупке, доказав поставщику, что он поставляет ГИС не соответствующую действующим стандартам.

     В России вопросами стандартизации разработок в области пространственной информации занимаются:

      - Государственный комитет РФ по стандартизации и                   метрологии (Госстандарт). В структуре Госстандарта проблемами геоинформатики занимаются два тематических комитета: ТК-22 (информационные технологии) и ТК-394 (географическая информация/геоматика);

      - Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскар тография);

      - Государственный научно-внедренческий центр геоинформационных систем и технологий (Госгисцентр);

      - Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского (ЦНИИГАиК).

     Список  стандартов РФ, имеющих отношение  к ГИС-тематике, можно найти по адресу www.roskart.ru /activity/gost.htm.

     За  рубежом политику в области стандартизации пространственной информации определяют многие организации, но особое место занимает Open GIS Consortium (OGC), в дословном переводе с английского                          языка - Консорциум отрытых ГИС (www.opengis.org), который                                   с 1992 года стал заниматься вопросами взаимодействия между продуктами различных поставщиков. Его задачей является разработка                          спецификаций интерфейсов для работы с пространственными                              данными и предоставление их всем заинтересованным лицам.                      Продукты и услуги, разработанные с учетом спецификаций OGC,                          имеют возможность свободно обмениваться пространственной информацией независимо от типа используемой сети,                                    характера приложений, или платформы.

Информация о работе Геоинформационные системы в логистике