Графические среды Linux и Windows XP2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 08:29, реферат

Описание

Развитие компьютерных систем во второй половине XX века привело к переводу многих промышленных систем с человеческого полуавтоматизированного труда к полностью автоматизированному. Автоматизация коснулась также профессий, связанных с медициной, сферами управления, развлечений. Наиболее активно компьютеры используются в научной сфере.

Работа состоит из  1 файл

Графические среды Linux и Windows XP2.doc

— 493.50 Кб (Скачать документ)

    Итак, теперь в общих чертах можно представить, из каких основных частей формируется графический интерфейс в Linux. Он строится  по модульному принципу, причем существует достаточно много вариантов выбора для каждой из основных компонент. Однако тут возникают некоторые проблемы.

    Первая  такая проблема связана с разнообразием  тех подходов к взаимодействию с пользователем, которые применяются в разных программах. Некоторые приложения, работающие в графическом режиме, используют широко распространенные библиотеки графических элементов типа Qt или GTk, а другие строятся на основе собственных наборов графических элементов. Наборы графических элементов обычно не являются взаимозаменяемыми, поскольку используют различные программные интерфейсы. С другой стороны, не существует никаких ограничений или требований для разработчиков приложений как в части употребления тех или иных наборов графических элементов, так и в части, например, способов запуска программ (через меню, командную строку или набором определенной комбинации клавиш). Это, естественно, вызывает трудности в работе пользователей. Но более существенно то, что это вызывает нерациональные траты ресурсов компьютера. Если 6 разных приложений используют 6 разных библиотек графических элементов, то мы вынуждены как хранить эти 6 библиотек на диске.

    Эти недостатки отсутствуют в так  называемых интегрированных графических средах или оболочках. В таких средах все основные компоненты графического интерфейса, а также множество специально разработанных приложений, строятся на основе единой графической библиотеки и единого подхода к организации интерфейса. При этом графические среды типа CDE, KDE, GNOME, GNUStep и т.д. строятся по тем же принципам, которые были кратко описаны выше, и не замещают перечисленные выше компоненты системы X Window, а расширяют и дополняют их. KDE, например, использует библиотеку графических функций Qt и собственный менеджер окон kwm, который управляет поведением всех окон. Кроме того, KDE дополняет Qt своей особой библиотекой (kdelibs) для выполнения таких задач, как создание меню, диалоговых окон или окон сообщений, организации взаимодействия программ, печати, и других задач.

KDE

     KDE (K Desktop Environment) — популярный рабочий стол для UNIX. Начиная с четвертой версии интерфейс должен работать в Microsoft Windows и Mac OS X, но эксперты утверждают, что говорить о достижении кроссплатформенности пока рано, так как под управлением этих систем основные библиотеки пока работают нестабильно.

     История KDE началась в 1996 г. Автор  интерфейса — Маттиас Эттрих (в  то время студент Тюбингенского  университета). Идея заключалась в  том, чтобы разработать не просто графическую оболочку, а создать некую законченную рабочую среду, в которой все приложения будут вести себя одинаково. Таким образом предполагалось, что пользователь сможет существенно сэкономить время за счет минимизации изучения того, что по сути представляет собой условность, и сможет быстрее приступить к выполнению своих обязанностей.

    В качестве инструментария для разработки интерфейса был выбран Qt. Это и  стало главным препятствием для  широкого распространения интерфейса. Дело в том, что до ноября 1998 г. Qt распространялся под закрытой лицензией. Участники проекта вполне обоснованно опасались, что это может привести к определенным трудностям.

    Частично  сомнения скептиков рассеялись, когда  инструментарий Qt стал доступен под Оpen Source Q Public License. При этом специально оговаривалось, что если разработка Qt будет по каким-либо причинам прекращена, то заинтересованные в ее существовании лица смогут сменить лицензию на BSD.

    Окончательно  вопрос был решен в 2000 г., когда  Qt стал распространяться под GPL. Все препятствия на пути KDE были сняты. В настоящее время этот десктоп используется в качестве основного в дистрибутивах Mandriva, MOPS, OpenSUSE и некоторых других. Свой вклад в повышение его популярности внес даже сам Линус Торвальдс, однажды заявив, что предпочитает именно его, а не GNOME.

    KDE — не просто оконный менеджер, а интегрированная графическая  среда. Ее преимущество заключается  не только в единообразии интерфейса  входящих в ее состав приложений, но и в наличии механизма взаимодействия между ними. Проще говоря, если есть инструмент для решения какой-либо задачи, то запущенная программа перекладывает функции на него, а не пытается действовать самостоятельно.

    Например, если в системе присутствует KDE-приложение для проверки орфографии, то к нему обращаются все программы, где эта функция будет востребована, — текстовый редактор, почтовый клиент и т. п. Таким образом, достигается определенная компактность рабочей среды.

    Основные  достоинства KDE:

  • большой набор прикладных программ с единообразным пользовательским интерфейсом;
  • единый инструментарий настройки, при помощи которого можно не только сконфигурировать рабочий стол, но и задать некоторые общесистемные параметры;
  • высококачественный перевод на множество языков, включая русский;
  • тесная интеграция всех приложений;
  • простота использования.

Рабочий стол KDE

     Пользователь Windwos не должен испытывать каких-либо затруднений  при работе в среде KDE. По крайней  мере, принципы организации рабочей среды те же самые — главное иерархическое меню, вызываемое одной кнопкой; перемещаемые окна; операции, вызываемые щелчком мыши.

     Разумеется, есть и отличия. Главное  заключается в том, что в свободной  ОС по умолчанию используется несколько  виртуальных рабочих столов.

    Главное меню по умолчанию является иерархическим. Иконки для запуска приложений объединены в группы для того, чтобы пользователю было удобнее найти нужное (а заодно для предотвращения неоправданного роста этого элемента интерфейса).

    Любители  оригинальных решений могут использовать стиль Kickoff, принятый в OpenSUSE. В этом случае в построении главного меню используются вкладки, что удобно при большом количестве установленных приложений. Таким образом, основой принцип свободного ПО, состоящий в том, что у потребителя всегда должен быть выбор, соблюдается довольно точно.

    Редактор  главного меню активируется из контекстного меню, вызываемого щелчком правой клавишей мыши на кнопке запуска. Если щелкнуть правой кнопкой мыши на свободном  месте рабочего стола, откроется  меню, при помощи которого можно создать значки запуска приложений, упорядочить иконки, изменить фон и даже выбрать оптимальное разрешение экрана — все очень близко к тому, что привык видеть пользователь Windows после того же самого действия. Казалось бы, мелочь, но это как раз то, что упрощает жизнь мигранту, для которого вроде бы незначительные трудности в сумме формируют одну большую проблему.

    Традиционно для Linux-интерфейсов в KDE задействована  средняя кнопка мыши. С ее помощью  вызывается меню управления окнами. Команд там всего две: выстроить окна и расположить их каскадом. Также отображаются все запущенные программы с указанием рабочего стола, на котором их можно найти.

    Еще один элемент интерфейса — панели. По умолчанию активна только одна. Она называется “панель меню”. На ней располагаются иконки для запуска приложений и отображаются свернутые окна (фактически мы имеем почти точный аналог панели быстрого запуска Windows). При желании пользователь может создать дополнительные панели. Расположить их можно у любого края рабочего стола. За настройку каждого из этих элементов отвечает графический инструмент с богатым набором функций. Помимо месторасположения и размера есть возможность задать условия, при которых панель будет убираться с экрана, и определить ее внешний вид — фон, прозрачность.

    Конечно, главный элемент интерфейса —  само окно. Над ним пользователь может совершать множество операций. Помимо привычной троицы “свернуть-развернуть-закрыть” дозволяется убрать рамку (полезно  на небольших мониторах), свернуть в заголовок, задать специальные параметры, как окна, так и запущенного в нем приложения.

    За  тонкую настройку окна отвечает особый графический инструмент. Он предлагает пользователю активизировать множество  удобных функций, упрощающих работу, например, приписать каждой кнопке мыши какое-либо действие, совершаемое как над активным, так и над неактивным объектом.

Приложения KDE

    В состав KDE входит большое количество прикладных программ. Перечислить все  не представляется возможным, поэтому  остановлюсь на наиболее интересных. Их широкому распространению препятствует только то, что эти приложения не работают в Windows, так что потенциальный мигрант не имеет возможности заранее подготовиться к их использованию.

    Konqueror — очень симпатичный браузер,  по возможностям не уступающий Firefox. Веб-страницы отображаются правильно, поддерживаются вкладки.

    KMail — почтовый клиент. По внешнему  виду и возможностям он похож  на знаменитый The Bat!.

    Kate — удобный текстовый редактор. Он позволяет одновременно работать с несколькими файлами.

    KOffice — полноценный офисный пакет.  По системным требованиям он  выигрывает как у MS Office, так  и у OpenOffice.org.

    AmaroK — удобный музыкальный проигрыватель.  Предоставляет пользователю удобные  средства для заполнения множества тегов.

GNOME

     GNOME (GNU Network Object Model Environment) — основной рабочий  стол нескольких популярных дистрибутивов.  Именно его выбрали создатели  ASPLinux, Dedian, Fedora, Ubuntu. Главное достоинство  интерфейса — дружелюбие к  конечному пользователю. Для мигранта с Windows интегрированная графическая среда GNOME будет наиболее предпочтительным решением.

     Проект был основан в 1997 г. Мигель де Иказа и Федерик Мен поставили  перед собой задачу создать удобную  для пользователя и полностью  свободную среду. На тот момент таких еще не существовало, поскольку в KDE, основном конкуренте GNOME, использовался инструментарий Qt, выходивший под закрытой лицензией до 2000 г.

    Вторая  версия GNOME стала в некотором смысле революционной. Разработчики решили отказаться от ряда базовых принципов, приписываемых свободному ПО. Например, от эргономически немотивированного права на выбор, которое для обычного пользователя является не правом, а обязанностью.

    Другими словами, если имеется множество  вариантов поведения какого-либо элемента рабочей среды, то для потребителя порой предпочтительней, чтобы оптимальный вариант выбрал разработчик, а не он сам. В таком случае пользователю не придется принимать решения в той области, в которой он может не быть специалистом.

    Эта концепция была озвучена в “Руководстве по созданию человеческого интерфейса GNOME” (GNOME Human Interface Guidelines, или просто HIG). Предполагалось, что оно должно помочь разработчикам в создании графических сред, удобных для конечного пользователя. Повлияло это руководство и на объект нашего рассказа — из GNOME были удалены кое-какие настройки, которые только загромождали систему конфигурирования, не имея при этом никакой практической ценности для большинства потребителей.

    Конечно, это решение до сих пор вызывает споры. Даже сам Линус Торвалдс внес свою лепту в обсуждение, сообщив о предпочтении KDE. В качестве основных причин он назвал следующие особенности GNOME: простота, ограниченность и плохие возможности конфигурирования. У этой точки зрения нашлись как сторонники, так и противники, это в результате привело к образованию еще одной темы, которую модераторы всех уважающих себя специализированных форумов причислили к HollyWar, а потому на корню пресекают попытки дискуссий по этому вопросу. Да и выбор дистрибутива вовсе не означает, что пользователя обрекают на работу в конкретном графическом окружении. В репозиториях имеется масса альтернативных вариантов в расчете на то, что человек все попробует и на чем-то остановится.

    Рабочая среда GNOME основана на инструментарии GTK+, в котором имеется средство для создания графических приложений. Популярность этого интерфейса привела к тому, что прикладные программы, созданные с использованием той же технологии, стали называть GNOME-приложениями. Разумеется, это не всегда так. Например, текстовый процессор AbiWord и электронные таблицы Gnumeric официально в состав оболочки не входят (хотя иногда их называют одним словом — Gnome Office).

Рабочий стол GNOME

    Рабочий стол GNOME организован таким образом, что мигранту с Windows практически не придется тратить время на его освоение. Иконки запуска приложений и панели — вот и вся премудрость. Причем все пользовательские действия достаточно очевидны. Например, чтобы создать кнопку запуска, надо щелкнуть правой кнопкой по рабочему столу и в открывшемся меню выбрать соответствующий пункт. Затем при помощи файлового менеджера назначается требуемое приложение, находится иконка — и дело сделано.

Информация о работе Графические среды Linux и Windows XP2