Информационная система. Структура ИС.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:15, реферат

Описание

Цель работы – рассмотреть информационные системы, их содержание и виды, жизненный цикл ИС, потоки связей и механизм действий. В связи с этим нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие информационной системы вообще и информационной системы в частности;

Содержание

Введение 2
1. Определение понятия «Информационная система» 3
2. Структура ИС 2
3. Классификация ИС 3
4. Жизненный цикл информационных систем 5
Рис.2 - Каскадная модель ЖЦ ИС 8
Рис. 3 - Поэтапная модель с промежуточным контролем 9
Рис. 4 - Спиральная модель ЖЦ ИС 9
Заключение 10
Список использованной литературы: 11

Работа состоит из  1 файл

реферат ит.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Основным нормативным  документом, регламентирующим ЖЦ ИС, является международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС.

Структура ЖЦ ПО по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов:

основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

Основные  процессы ЖЦ

Среди основных процессов ЖЦ наибольшую важность имеют  три: разработка, эксплуатация и сопровождение.

Разработка  ИС включает в себя все работы по созданию информационного ПО и его  компонентов в соответствии с  заданными требованиями, включая  оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов, и разработку материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

Эксплуатация  включает в себя работы по внедрению компонентов ИС в эксплуатацию, в том числе конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей, обеспечение пользователей эксплуатационной документацией, проведение обучения персонала и т.д., и непосредственно эксплуатацию, в том числе локализацию проблем и устранение причин их возникновения, модификацию ПО в рамках установленного регламента, подготовку предложений по совершенствованию, развитию и модернизации системы.

Сопровождение включает в себя техническую поддержку  ИС. Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания ИС являются: выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя (это позволит выделить наиболее критичные составляющие ИС и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания); определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние, решаемые силами обслуживающего подразделения, и внешние, решаемые специализированными сервисными организациями (т. о. производится четкое определение исполняемых функций и разделение ответственности); подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей. Обеспечение качественного технического обслуживания ИС требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоянии не только решать каждодневные проблемы, но и быстро восстанавливать работу системы при сбоях.

Вспомогательные процессы ЖЦ

Управление конфигурацией является одним из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла ИС, прежде всего процессы разработки и сопровождения. При разработке проектов сложных ИС, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может иметь разновидности или версии, возникает проблема учета их связей и функций, создания унифицированной (т. е. единой) структуры и обеспечения развития всей системы. Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты ИС на всех стадиях ее ЖЦ.

Организационные процессы ЖЦ

Управление  проектом связано с вопросами  планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков  и контроля за сроками и качеством  выполняемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта, определение методов описания промежуточных состояний разработки, разработку методов и средств испытаний созданного ПО, обучение персонала и т.п. Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования компонентов ИС.

Верификация - это  процесс определения того, отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе, требованиям этого этапа.

Проверка позволяет  оценить соответствие параметров разработки с исходными требованиями. Проверка частично совпадает с тестированием, которое проводится для определения  различий между действительными  и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик ИС исходным требованиям. В процессе реализации проекта важное место занимают вопросы идентификации, описания и контроля конфигурации отдельных компонентов и всей системы в целом.

Стадии (этапы) ЖЦ

Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет». Совокупность ступеней развития от возникновения идеи до полного завершения проекта принято разделять на стадии (фазы, этапы).

Суть ЖЦ разработки ИС в различных подходах одинакова  и сводится к выполнению следующих  стадий:

Планирование  и анализ требований (предпроектная стадия) – системный анализ. Исследование и анализ существующей ИС, определение требований к создаваемой ИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ИС.

Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ИС.

Часто второй и  третий этапы объединяют в одну стадию, называемую технорабочим проектированием или системным синтезом.

Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение базы данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.

Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем, обучение персонала, поэтапное внедрение ИС в Эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ИС.

Эксплуатация  ИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ИС и ее выполнение (повторение стадий 2-5).

Модели  жизненного цикла ПО ИС

Стандарт ISO/IEC 12207 не предлагает конкретную модель ЖЦ и  методы разработки ИС под моделью  ЖЦ понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи  процессов, действий и задач, выполняемых  на протяжении ЖЦ. Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует. Его регламенты являются общими для любых моделей ЖЦ, методологий и технологий разработки. Стандарт ISO/IEC 12207 лишь описывает структуры процессов ЖЦ ИС, но не конкретизирует в деталях, как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.

Среди известных  моделей ЖЦ можно выделить следующие:

• Каскадная  модель (см. рис. 2.) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.

Рисунок 2 Каскадная модель ЖЦ ИС

• Итерационная модель (поэтапная модель с промежуточным  контролем см. рис. 3.) (70-е – 80-е гг.). Разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.

 

Рисунок 3 Поэтапная модель с промежуточным контролем

• Спиральная модель (80-е – 90-е гг., см. рис. 4.) в каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки - анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования).

 

Рисунок 4 Спиральная модель ЖЦ ИС

Заключение

 

Возможности человека в обработке информации резко  возросли с использованием компьютеров. В применении ЭВМ для решения  задач информационного обслуживания можно выделить два периода:

- начальный  период, когда решением задач  обработки информации, организацией  данных занимался небольшой круг  людей - системные программисты. Этот период характерен тем,  что создавались программные  средства для решения конкретной задачи обработки данных. При этом для решения другой задачи, в которой использовались эти же данные, нужно было создавать новые программы;

- период системного  применения ЭВМ. Для решения  на ЭВМ комплекса задач создаются  программные средства, оперирующие одними и теми же данными, использующие единую информационную модель объекта. Эти средства не зависят от характера объекта, его модели, их можно применять для информационного обслуживания различных задач. Человечество пришло к организации информации в информационных системах.

В зависимости  от предметной области информационные системы могут весьма значительно  различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить ряд свойств, которые являются общими:

- Информационные системы предназначены для сбора, хранения и обработки информации, поэтому в основе любой из них лежит среда хранения и доступа к данным.

- Информационные системы ориентированы на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области вычислительной техники.

Список  использованной литературы:

  1. Википедия. http://ru.wikipedia.org
  2. Гагарина Л.Г. Основы технологии и разработки программных продуктов: Учебник - М ФОРУМ - ИНФРА - М. 2006.
  3. ИНТУИТ, http://www.intuit.ru
  4. Избачков С.Ю., Петров В.Н. Информационные системы-СПб.: Питер, 2008.
  5. Информатика: Учебник под редакцией Макаровой Н.В. - М.: Финансы и статистика., 2005.
  6. Лекции по информатике. http://smitu.cef.spbstu.ru
  7. Советов Б.Я. Цеханковский В.В. Информационные технологии - М Высшая школа, 2003.

 

 

 


Информация о работе Информационная система. Структура ИС.