Информационное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:33, реферат

Описание

Информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта; служит основой для принятия управленческих решений.
Основой информационного обеспечения является информация. В теории машинной обработки информация рассматривается в отношении технологии ее преобразования в целях управления, т.е. как совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки. Информация может быть зафиксирована в документах и на машинных носителях; является предметом и средством труда.

Работа состоит из  1 файл

информационное обеспечение.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

 

Под внутримашинным информационным обеспечением (ИО) по­нимают систему специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хране­нию, поиску, передаче в виде, удобном для восприятия техниче­скими средствами. Это могут быть информационные файлы (мас­сивы), базы данных, хранилища данных, базы знаний

Файл — это именованная совокупность однородной информации по составу и последовательности полей, записанной на машинном носителе.

Информационные массивы (файлы) могут храниться в памяти компьютера и на машинных носителях. Более сложной организацией является база данных, которая включает массивы для решения рег­ламентных задач, выдачи справок и обмена информацией между пользователями.

Информационный массив — совокупность зафиксированной ин­формации, предназначенная для хранения и использования и рас­сматриваемая как единое целое. Информация может быть представ­лена в виде публикаций, отчетов, электронных записей и т.д. Обыч­но на предприятиях и в учреждениях информационные массивы формируются по функциональному признаку.

Назначение массивов зависит от задач, стоящих перед ИТ и от­ражает их специфику.

Информационные массивы по их роли в машинной обработке и технологии использования классифицируются следующим образом.

•      Постоянные массивы относятся к категории нормативно-спра­вочных, составляют информационный базис ИТ и содержат отно­сительно редко меняющиеся сведения. В их состав входят массивы классификаторов, справочников, каталогов и другой условно-пос­тоянной информации. В массивах классификаторов хранятся коды и тексты показателей хозяйствующего субъекта. Они формируются до начала эксплуатации системы, в процессе работы обновляются и по мере надобности изменяются.

Текущие {переменные) массивы включают переменную информа­цию, которая поступает в систему от управляемого объекта и характе­ризует как состояние внешней среды, так и сам процесс управления объектом. Чаще всего текущие массивы образуются на основе первичных  документов,   например,   массив  отчетных  авизо,   расчета проекта плана поступления налога с оборота и т.п.

•     Промежуточные массивы возникают на этапах решения задач и выполняют роль механизма, передающего информацию от задачи к задаче или внутри задач. Формирование этих массивов связано с потребностью в промежуточной информации, которая не имеет са­мостоятельного значения для целей управления.

•     Выходные массивы хранят информацию, полученную в резуль­тате обработки исходной информации. Они содержат совокупность показателей, необходимых для анализа и принятия управленческих решений на уровне руководителей подразделений, например дан­ные по лицевым счетам, численности работающих, фонду заработ­ной платы и т.д.

•     Хранимые массивы чаще всего формируются на основе выход­ных и содержат информацию, необходимую для обработки в буду­щих отчетных периодах, сопоставления данных за разные отчетные периоды, расчетов нарастающим итогом.

•     Поисковые (информационные) массивы представляют собой со­вокупность показателей, записей, ключей поиска, характеризующих либо содержание определенных документов, либо конкретный объ­ект, систему, организацию и т.д.

•     Служебные массивы содержат вспомогательную информацию, необходимую для обработки всех остальных видов массивов.

•       

 

для ИС целесообразна организация хранения хо­рошо структурированных данных, доступных различным прикладным программам. Этим средством хранения являются базы данных.

База данных — это организованная в соответствии с определен­ными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера имено­ванная совокупность данных, которая характеризует актуальное со­стояние некоторой предметной области.

Банк данных представляет собой автоматизированную систему, представляющую совокупность информационных, программных, тех­нических средств, персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. Главными составляющими банка данных являются база данных и программный продукт, называемый системой управления базой данных.

Для преобразования больших объемов детализированных данных, накопленных в БД, в форму, удобную для стратегического планиро­вания, реорганизации бизнеса и необходимую лицам, принимающим решения, используют хранилища данных.

Хранилище данных — это система, которая предназначена для информационного обеспечения управления крупной корпорацией или иной организацией и интегрирует в себе данные из учетных автоматизированных систем, внешних источников, консолидирует данные филиалов. Предоставляет разнообразные инструментальные средства для анализа данных.

Базу знаний можно представить как семантическую модель, пред­назначенную для представления в компьютере знаний, накоплен­ных человеком в определенной предметной области. В экспертных системах, основанных на правилах продукции {если описание ситуа­ции, то описание действия), база знаний состоит из базы правил и базы данных, содержащей известные факты, касающиеся предмет­ной области

 

Банк данных (БнД) — это автоматизированная система специ­альным образом организованных данных — баз данных, программ­ных, технических, языковых, организационно-методических средств и персонала, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.

Банк данных призван обеспечивать интегрированность и цело­стность баз данных, независимость и минимальную избыточность хранимых данных, их защиту от несанкционированного доступа или случайного уничтожения.

Организация данных в базе данных требует предварительного мо­делирования, т.е. построения логической модели данных.

Модель данных — это некоторая абстракция, которая, будучи приложима к конкретным данным, позволяет разработчикам и поль­зователям трактовать их уже как информацию — сведения, содержа­щие не только данные, но взаимосвязь между ними. Главное назна­чение модели данных — систематизация разнообразной информации и отражение ее свойств по содержанию, структуре, объему, связям, динамике с учетом удовлетворения информационных потребностей всех категорий пользователей.

К классическим моделям представления данных относят иерар­хическую, сетевую и реляционную.

Иерархическая модель данных представляет информационные отображения объектов реального мира — сущности и их связи в виде ориентированного графа, или дерева

 

Система управления базами данных (СУБД) — комплекс программ­ных и языковых средств, предназначенный для создания, ведения и совместного использования БД многими пользователями. СУБД раз­личают по используемой модели данных. Они обеспечивают многоце­левой характер использования БД, защиту и восстановление дан­ных. Наличие развитых диалоговых средств и языка запросов делает СУБД удобным средством для конечного пользователя.

Язык структурированных запросов SQL (Structured Query Language) является стандартным языком запросов по работе с реляционными БД.  Он предназначен для выполнения операций над таблицами

Банк данных и БД в случае расположения на одном компьютере называются локальными, при расположении на нескольких компью­терах, соединенных компьютерной сетью, — распределенными.

 

 

на сегодняшний день наиболее востребованной технологией, исполь­зуемой при реализации аналитической информационной системы, являются хранилища данных, с помощью которых решается задача сбора, очистки и преобразования первичных данных.

Основными идеями, лежащими в основе концепции хранилища данных, являются:

•     интеграция разъединенных детализированных данных, кото­рые описывают некоторые конкретные факты, свойства, со­бытия и т.д., в едином хранилище;

•     разделение наборов данных и приложений на используемые для оперативной обработки и применяемые для решения за­дач анализа.

 

Хранилище данных (ХД) — это система, содержащая непротиво­речивую   интегрированную   предметно-ориентированную  совокупность исторических данных крупной корпорации или иной органи­зации с целью поддержки принятия стратегических решений

Информационные ресурсы ХД формируются путем извлечения моментальных снимков БД операционной ИС организации и раз­личных внешних источников. ХД собирает, очищает, загружает, агрегирует, хранит данные и предоставляет к ним быстрый доступ.

При эффективном использовании ХД может быть одним из ос­новных источников достоверной информации для руководителей и специалистов всех подразделений организации. Это обеспечит со­гласованность, своевременность и обоснованность принятия управ­ленческих решений, облегчит выверку обязательной отчетности, выпуск управленческой отчетности.

Под базой знаний (БЗ) понимают совокупность знаний, накоп­ленных человеком в определенной предметной области, выраженную с помощью некоторого языка представления знаний.

Для создания БЗ разрабатываются соответствующие программ­ные средства. Они позволяют обеспечивать загрузку, актуализацию, поддержание в достоверном состоянии, расширение БЗ, формиро­вание, обработку и включение новых знаний, соответствующих те­кущей ситуации. Базы знаний составляют основу экспертных сис­тем при подготовке управленческих решений.

Экспертные системы (ЭС) — прикладные системы искусствен­ного интеллекта, в которых база знаний представляет собой форма­лизованные эмпирические знания высококвалифицированных спе­циалистов (экспертов) в какой-либо узкой предметной области, а также может содержать результатную информацию, полученную при решении экономических задач.

База знаний предназначена для хранения экспертных знаний о предметной области, которые используются при решении задач экспертной системой. База знаний состоит из набора фреймов и правил-продукций. Фрейм — это структура данных, состоящая из слотов (полей). Фреймы используются в базе знаний для описания объектов, событий, ситуаций, прочих понятий и взаимосвязей меж­ду ними. Правила используются в базе знаний для описания отно­шений между объектами, событиями, ситуациями и прочими понятиями. На основе отношений, задаваемых в правилах, выполняется логический вывод. В условиях и заключениях правил присутствуют ссылки на фреймы и их слоты.

 



Информация о работе Информационное обеспечение