Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:00, контрольная работа
Представленная тема очень актуальна в наши дни, поскольку при том, что не потеряло своей важности живое общение, большую популярность приобрело общение on-line (социальные сети, чаты, форумы, телефонные разговоры, смс-общение и т.д.). В связи с этим появилось множество «интернет-языков», которые стремительно развиваются. Так же следует отметить, что общение on-line происходит на невербальном уровне и исключает визуальный контакт между собеседниками, следовательно, отсутствуют те факторы, которые играют важную роль в восприятии собеседниками друг друга при обычной коммуникации.
Введение.
Информационное взаимодействие.
Информации. Понятие, основные аспекты.
Информационное взаимодействие. Понятие, основные аспекты.
Информационные барьеры.
Понятие информационных барьеров и их классификации.
Способы преодоления информационных барьеров.
Реализация знаний об информационных взаимодействиях, информационных барьерах и их преодолении на практике.
Заключение.
Список используемой литературы.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Социально-гуманитарный
факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебному курсу «Социальная информатика»
на тему:
«Информационное
Выполнила: студентка
группы РИС-ДБ-1-2
Данилушкина. А. Ю.
Проверила:
ст. преп. Чеканова М. С.
МОСКВА
2011
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список
используемой литературы.
Введение.
Представленная тема очень актуальна в наши дни, поскольку при том, что не потеряло своей важности живое общение, большую популярность приобрело общение on-line (социальные сети, чаты, форумы, телефонные разговоры, смс-общение и т.д.). В связи с этим появилось множество «интернет-языков», которые стремительно развиваются. Так же следует отметить, что общение on-line происходит на невербальном уровне и исключает визуальный контакт между собеседниками, следовательно, отсутствуют те факторы, которые играют важную роль в восприятии собеседниками друг друга при обычной коммуникации. Таким образом, появляются информационные барьеры, мешающие свободному протеканию информационных взаимодействий.
Кроме
того, большое влияние имеют
Информация – сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.
Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (в бытовом смысле).1
В современной науке принято рассматривать два вида информации:
Существует так же еще несколько критериев классификации информации:
- по истинности:
- по способу восприятия:
- по форме представления:
- по назначению:
Информация не может существовать сама по себе. Она проявляет себя в информационных процессах, протекающих в системах и средах различной природы. Таким образом, информация не является статичной, поскольку целиком и полностью находится в процессе передачи, обработки. Так же понятно, что информация оказывает огромное влияние на развитие общества. Его жизнь постоянно усложняется, благодаря чему растет объем информации. А это в свою очередь ведет к увеличению потребности в информационном взаимодействии.3
Информационное взаимодействие – это процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них. Следует отметить, что информационное взаимодействие будет максимально продуктивным только в том случае, когда тезаурусы (своды знаков, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями, сообщениями) субъектов данного взаимодействия будут полностью совпадать.
Т.е., если адресант использует в своем сообщении какой-либо термин, то в памяти получателя должно быть понятие, отражающее смысл получаемого термина. В противном случае могут возникнуть трудности в понимании собеседника.
Процесс информационного обмена (взаимодействия) происходит по следующей схеме:
Коммуникатор (адресант) à сообщение à кодировка (кодирование) à канал à декодировка (декодирование) à реципиент (адресат) à коммуникатор4.
Дадим определения слагаемым данной схемы:
Коммуникатор (адресант) – источник сообщения. Тот, кто создает информацию и хочет донести ее до реципиента.
Сообщение – та информация, которую коммуникатор хочет донести до реципиента.
Кодировка (кодирование) – символы и знаки, в которые коммуникатор переводит свое сообщение, чтобы донести его до реципиента. Коды могут быть вербальные и невербальные.
Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к реципиенту. Каналы делятся на два типа: технические (средства массовой коммуникации) и межличностные (непосредственное общение).
Декодировка
(декодирование) – это процесс
перевода кода, использованного
Реципиент (адресат) – лицо или группа лиц, которым направленно сообщение.
Обратная связь – эффект коммуникации. Изменения в поведении реципиента, которые происходят в результате приема сообщения.
Итак, не всегда информационное взаимодействие может оказаться продуктивным: иногда могут возникать проблемы, связанные с непониманием собеседниками друг друга. Эти проблемы называются информационными барьерами. Речь о них пойдет в следующей главе.
Информационные барьеры – препятствия, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.5
Именно эти препятствия имелись в виду, когда речь шла о совпадении тезаурусов адресанта и адресата сообщения в п. 1.2. Это значит, что, если словарный запас получателя информации не включает в себя термины и понятия, существующие в словарном запасе отправителя, то субъекты информационного взаимодействия столкнуться с информационным барьером. Так же появление информационного барьера может быть связано с неверной декодировкой сообщения реципиентом.
Информационные
барьеры имеют несколько
В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:
Информация о работе Информационное взаимодействие: проблемы информационных барьеров