Информационное взаимодействие: проблемы информационных барьеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание

Представленная тема очень актуальна в наши дни, поскольку при том, что не потеряло своей важности живое общение, большую популярность приобрело общение on-line (социальные сети, чаты, форумы, телефонные разговоры, смс-общение и т.д.). В связи с этим появилось множество «интернет-языков», которые стремительно развиваются. Так же следует отметить, что общение on-line происходит на невербальном уровне и исключает визуальный контакт между собеседниками, следовательно, отсутствуют те факторы, которые играют важную роль в восприятии собеседниками друг друга при обычной коммуникации.

Содержание

Введение.
Информационное взаимодействие.
Информации. Понятие, основные аспекты.
Информационное взаимодействие. Понятие, основные аспекты.
Информационные барьеры.
Понятие информационных барьеров и их классификации.
Способы преодоления информационных барьеров.
Реализация знаний об информационных взаимодействиях, информационных барьерах и их преодолении на практике.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа, Данилушкина, РИС-ДБ-1-2.docx

— 32.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Социально-гуманитарный факультет 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебному курсу «Социальная информатика»

на тему: «Информационное взаимодействие: проблемы информационных барьеров». 
 
 

Выполнила: студентка

группы  РИС-ДБ-1-2

Данилушкина. А. Ю.

Проверила: ст. преп. Чеканова М. С. 
 
 
 

МОСКВА

2011

Содержание:

    Введение.

  1. Информационное взаимодействие.
    1. Информации. Понятие, основные аспекты.
    2. Информационное взаимодействие. Понятие, основные аспекты.
  2. Информационные барьеры.
    1. Понятие информационных барьеров и их классификации.
    2. Способы преодоления информационных барьеров.
  3. Реализация знаний об информационных взаимодействиях, информационных барьерах и их преодолении на практике.

    Заключение.

    Список  используемой литературы. 

   Введение.

   Представленная  тема очень актуальна в наши дни, поскольку при том, что не потеряло своей важности живое общение, большую популярность приобрело общение on-line (социальные сети, чаты, форумы, телефонные разговоры, смс-общение и т.д.). В связи с этим появилось множество «интернет-языков», которые стремительно развиваются. Так же следует отметить, что общение on-line происходит на невербальном уровне и исключает визуальный контакт между собеседниками, следовательно, отсутствуют те факторы, которые играют важную роль в восприятии собеседниками друг друга при обычной коммуникации. Таким образом, появляются информационные барьеры, мешающие свободному протеканию информационных взаимодействий.

   Кроме того, большое влияние имеют различные  виды СМИ (радио, телевидение), интернет-ресурсы, благодаря чему современный человек регулярно находится в окружении информационных потоков, информационное воздействие и взаимодействие осуществляются постоянно.

 

  1. Информационное  взаимодействие.
    1. Ключевым понятием информационного взаимодействия является понятие информации. Поэтому для наиболее полного освещения темы данной работы необходимо дать определение информации:

      Информация  – сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

           Информация  – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (в бытовом смысле).1

           В современной науке принято рассматривать два вида информации:

      • Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
      • Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.2

           Существует  так же еще несколько критериев  классификации информации:

                     - по истинности:

      • истинная;
      • ложная;

      - по  способу восприятия:

      • визуальная — зрение;
      • аудиальная — слух;
      • тактильная — тактильные рецепторы;
      • обонятельная — обонятельные рецепторы;
      • вкусовая — вкусовые рецепторы;

      - по форме представления:

      • текстовая — символы, обозначающие лексемы языка;
      • числовая — цифры и знаки, обозначающие математические действия;
      • графическая — изображения, предметы, графики;
      • звуковая — передача лексем языка аудиальным путём;

      - по  назначению:

      • массовая — тривиальные сведения, предназначена для большей части социума;
      • специальная — специфический набор понятий, предназначена для узкой социальной группы, непонятна большей части социума;
      • секретная — передается узкому кругу лиц по закрытым (защищённым) каналам;
      • личная (приватная) — сведения о какой-либо личности, определяет социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

           Информация  не может существовать сама по себе. Она проявляет               себя в информационных процессах, протекающих в системах и средах различной природы. Таким образом, информация не является статичной, поскольку целиком и полностью находится в процессе передачи, обработки. Так же понятно, что информация оказывает огромное влияние на развитие общества. Его жизнь постоянно усложняется, благодаря чему растет объем информации. А это в свою очередь ведет к увеличению потребности в информационном взаимодействии.3

    1. Что же такое информационное взаимодействие?

      Информационное  взаимодействие – это процесс взаимодействия двух и более субъектов, целью и основным содержанием которого является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них. Следует отметить, что информационное взаимодействие будет максимально продуктивным только в том случае, когда тезаурусы (своды знаков, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями, сообщениями) субъектов данного взаимодействия будут полностью совпадать.

           Т.е., если адресант использует в своем сообщении какой-либо термин, то в памяти получателя должно быть понятие, отражающее смысл получаемого термина. В противном случае могут возникнуть трудности в понимании собеседника.

      Процесс информационного обмена (взаимодействия) происходит по следующей схеме:

           Коммуникатор (адресант) à сообщение à кодировка (кодирование) à канал à декодировка (декодирование) à реципиент (адресат) à коммуникатор4.

      Дадим определения слагаемым данной схемы:

      Коммуникатор (адресант) – источник сообщения. Тот, кто создает информацию и хочет  донести ее до реципиента.

           Сообщение – та информация, которую коммуникатор хочет донести до реципиента.

           Кодировка (кодирование) – символы и знаки, в которые коммуникатор переводит свое сообщение, чтобы донести его до реципиента. Коды могут быть вербальные и невербальные.

           Канал – средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора  к реципиенту. Каналы делятся на два типа: технические (средства массовой коммуникации) и межличностные (непосредственное общение).

           Декодировка (декодирование) – это процесс  перевода кода, использованного коммуникатором, в знаки и символы, понятные реципиенту. Непосредственное общение позволяет провести процесс декодирования с минимальным искажением первичной информации. При  общении же on-line существует большая вероятность того, что смысл декодированного сообщения не будет соответствовать смыслу его первичного аналога.

           Реципиент (адресат) – лицо или группа лиц, которым направленно сообщение.

           Обратная  связь – эффект коммуникации. Изменения  в поведении реципиента, которые  происходят в результате приема сообщения.

           Итак, не всегда информационное взаимодействие может оказаться продуктивным: иногда могут возникать проблемы, связанные с непониманием собеседниками друг друга. Эти проблемы называются информационными барьерами. Речь о них пойдет в следующей главе.

 

  1. Информационные  барьеры.
    1. Итак, пришло время пояснить, что такое информационные барьеры.

           Информационные  барьеры – препятствия, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.5

           Именно  эти препятствия имелись в  виду, когда речь шла о совпадении тезаурусов адресанта и адресата сообщения в п. 1.2. Это значит, что, если словарный запас получателя информации не включает в себя термины и понятия, существующие в словарном запасе отправителя, то субъекты информационного взаимодействия столкнуться с информационным барьером. Так же появление информационного барьера может быть связано с неверной декодировкой сообщения реципиентом.

           Информационные  барьеры имеют несколько классификаций. Например, различают объективные информационные барьеры, возникающие и существующие независимо от человека; субъективные информационные барьеры, создаваемые источником информации; субъективные информационные барьеры, возникающие за счет приемника информации.

           В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них  являются:

      • Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
      • Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
      • Государственно-политические барьеры – тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
      • Режимные барьеры – ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
      • Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
      • Экономические барьеры – связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
      • Технические барьеры – возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
      • Семантические (терминологические) барьеры – появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
      • Языковые (национально-языковые) барьеры – обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
      • Идеологические барьеры – возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
      • Психологические барьеры – связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.6

Информация о работе Информационное взаимодействие: проблемы информационных барьеров