Информационные процессы в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:08, реферат

Описание

Понятие «современное информационное общество» обрело свое конституционное значение совсем недавно, когда была осознана, и причем актуально, значимость протекающих в обществе информационных процессов. Как-то случалось так, что информация стала восприниматься как важнейшая составляющая часть общества, без которой сегодня оказываются невозможны сколько-нибудь значимые проекты, причем как социального, так и технического плана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
ПОНЯТИЕМ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………………………….4
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА………...7
НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА……………….8
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………

Работа состоит из  1 файл

инф. системы в экономики РЕФЕРАТ-экзамен.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Важнейшим моментом является запрещение производства и распространения  информации, представляющей угрозу для  личности, общества или государства. Особо следует подчеркнуть необходимость соблюдения нормы открытости информации. Другими словами, ни одна государственная структура не может ограничивать доступ к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией. Очень важная норма — оперативность предоставления информации, которая редко рассматривается в таком качестве. А важ­ность ее принципиальная. Это означает, что любая   организация, производящая информацию, должна собирать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять ее в установленные сроки потребителям. Сегодня уже ясно, что задержка информации может нанести существенный урон как отдельным личностям, социальным группам, так и обществу в целом в экономическом, политическом, нравственном и плане.

В качестве важнейшей  нормы информационных отношений  можно безусловно назвать отчуждение информации от ее создателя. Сущность данной нормы обусловливается тем, что субъекты, получившие информацию, в дальнейшем также несут ответственность  за неправомерное использование ее содержания. В этом плане особое место занимает такая категория, как обособленность информации от ее создателя, которая заключается в том, что информация, будучи обнародованной, становится частью большого информационного поля. Реализация этой нормы предполагает регулирование отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов всех участвующих в нем субъектов. Сегодня уже можно и необходимо говорить о правах собственника информации. Все они обладают традиционными правами на информационные объекты при обязательном соблюдении соответствующих обязательств относительно содержания информации. Одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания и объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу пользователей.

Для анализа возьмем  модель информационной сферы, в которой  выделяются следующие основные правовые группы субъектов инфор­мационных  отношений: производители, или создатели, информации; обладатели информации (информационных объектов); потребители информации. Данная модель дает возможность исследовать поведение субъектов информационных отношений в зависимости от способов производства и организации информации (а также информационных объектов) и тем самым классифицировать информационные отношения. Очевидно, что наиболее значимой группой информационных общественных отношений являются их субъекты — потребители информации. Выступая в роли потребителей информации, они реализуют свое конституционное право на поиск и получение любой информации, за исключением информации ограниченного доступа (порядок доступа к которой оговаривается особо). Одновременно потребители информации вступают в отношения с теми ее производителями, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (в первую очередь, к ним относятся государственные структуры). Подчеркнем, что потребители информации несут всю полноту ответственности за искажение или неправомерное использование полученной информации.

Поскольку информационное пространство приобретает глобальный характер, то для него уже во многом не существует геополитических и  географических границ государств, оказывается  возможным столкновение национальных законодательств. Данное противоречие, однако, можно снять при создании новейшего международного информационного законодательства. Западноевропейские державы склонны рассматривать единственным выходом в данной ситуации правовой контроль над информационным пространством вкупе с самоорганизацией сети. Надо сказать, что такое желание продиктовано, с одной стороны, необходимостью признать очевидное: ведь большая часть государств по тем или иным основаниям в принципе не обладает нужными юридическими инструментами, которые позволили бы поддерживать в порядке содержание глобальной паутины. Как показывает опыт, к решению любых противоречий, касающихся информационной деятельности в сети, в основном, привлекаются законодательные нормы тех территорий, на которых выявлены злоупотребления. Парадоксально, что некоторые поступки, осуществляющиеся в виртуальном пространстве, выглядят приемлемыми с точки зрения закона в пределах одного государства, но нелегитимны в другом. С другой стороны, принимается во внимание утверждение (вполне основательное) о том, что возможности Интернета еще не до конца использованы, поэтому излишняя суета и попытки правового урегулирования в данной сфере могут затормозить его развитие.

В связи с учетом всего  вышесказанного разорвать порочный круг всевозможных опасений, по мнению экспертов из Западной Европы, можно, лишь разработав стандартные для  всех стран пути правового урегулирования вопросов информатики. Начальные шаги в данном направлении уже предпринимаются. Так, в королевстве Великобритании одобрен кодекс поведения в виртуальной среде, и даже появилась следящая за его соблюдением независимая структура — фонд Безопасная сеть. Последний занимается, по большей части, критериями оценки содержания. Подобные попытки осуществляются также в Германии, Голландии и некоторых других странах.

Итак, мы видим, что информационное общество, по существу, становится новейшей средой обитания, своеобразной платформой дея­тельности государств, общества, различных социальных групп и образований, а также и личности.

Зададимся вопросом, можно  ли отнести такое сложное явление, как информационное общество и информационное пространство, к правовым системам? Ответить на этот вопрос поможет определение  данного понятия, данное законодателем. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» мы читаем: «Информационная система — это организационно упорядоченная со­вокупность документов и информационных технологий, в том числе с применением средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» .

В настоящей статье также  указано, что «средства обеспечения  автоматизированных информационных систем и их технологий — это программные, технические, лингвистические, правовые и организационные средства, применяемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию». Следовательно, в состав информационного пространства включаются ин­формационные технологии и упорядоченная совокупность документов, регламентирующих деятельность провайдеров и права пользователей. Средствами обеспечения такой автоматизированной информационной системы являются организационные, правовые, лингвистические, технические, программные и прочие средства.

В информационной среде, как и в обыденной жизни, как мы уже отмечали, функционируют и взаимодействуют разнообразные субъекты. Результатом их взаимодействия могут стать, в том числе, юридические последствия. В связи с этим на повестку дня выносится такая важная задача, как правовое урегулирование коллективных отношений в информационном обществе, ибо правовые отношения могут осуществляться только между социальными субъектами общества и различных социальных образований. Иначе говоря, появляется так называемое право информационной социальной среды, основой которой является специальное и особое информационное право.

Что же представляет собой  информационное общество с позиции  права? Существуют две точки зрения на данный вопрос. Одна из групп экспертов  полагает, что право рано или поздно займет достойное место в информационной сфере, необходимо только будет учитывать юридиче­ские свойства объектов и специфику их отношений с субъектами информационного пространства. Вторая группа настаивает на том, что Интернет является уникальной средой, к которой право в принципе не может применяться или же применяться в ограниченном объеме. При этом ни те, ни другие до сих пор не проводили детального системного анализа существующей информационной среды с целью выявления общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, и, самое главное, механизмов подобного урегулирования. Чтобы установить значение и местоправа в информационной среде, необходимо, прежде всего, осмыслить, что она собой представляет, какие порождает взаимоотношения и сле­дующие им юридические последствия.

Посмотрим, что есть информационное пространство с юридической точки  зрения, а для этого, в первую очередь, постараемся выяснить, является оно  субъектом права либо его объектом. Итак, может ли глобальная информационная сеть считаться объектом общественных отно­шений? Мы видим, что вся совокупность средств связи, информационных ресурсов и оборудования, которая в целом составляет информационное общество, никоим образом не обособлена, т.е. у нее нет единого определенного хозяина, или собственника. А поскольку нет хозяина, она не может являться объектом права, как считают некоторые юристы.

В таком случае можем  ли мы полагать информационное пространство субъектом права? Совокупность информационных ресурсов и оборудования представляет собой, как было указано выше, сформированную определенным образом структуру, а точнее — автоматизи­рованную информационную систему, представленную в виде информационной среды. Тем не менее, данная система в общем не является организацией либо объединением в привычном смысле этого слова, она неправомочна вступать в отношения с какой-либо другой структурой. Собственно говоря, еще одной структуры подобного ранга, кроме анализируемой, не существует. Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что информационное пространство имеет ограниченные возможности обладать качествами субъекта или объекта права. Но в то же время право не только может, но и обязано включать в свою область и юрисдикцию информационное пространство или его части и в целом все информационное общество.

Последнее обусловливается  тем, что имеется огромное количество объектов информационного пространства, принадлежащих определенным лицам (на праве владения или собственности), а также огромное число субъектов, вступающих друг с другом в правоотношения по их поводу. Интернет, следовательно, можно соотнести с обыкновенной вещественной средой, т. е. с нашей обыденной жизнью, в которой мы с вами совершаем ряд привычных действий. Постоянно общаемся друг с другом, ходим на службу, исполняем определенные обязанности; занимаемся научной, литературной, коммерческой и прочей деятельностью. Обучаемся в колледже, в университете, повышаем свою квалификацию; проводим досуг, поправляем здоровье; разыскиваем и продаем товары и услуги и т.п. Само собой разумеется, для того, чтобы воплощать в жизнь подобные операции, мы вступаем в некоторые отношения с субъектами реальности. Тот же порядок действий и те же взаимоотношения мы наблюдаем и в информационном пространстве. Только там мы покупаем или обмениваемся исключительно только информацией. В научной литературе и естественно, в практике информационных отношений часто эти две реальности и две системы отношений путаются.

Таким образом, мы можем  с уверенностью сказать, что информационное пространство в настоящее время  является такой же средой нашего обитания, как и любая другая среда. Изучать ее следует при помощи методов информационного подхода — правовой информатики. Только необходимо определить типы информационных отношений во всех областях рассматриваемой сферы и проанализировать поведение субъектов в информационном пространстве. При изучении правовых проблем информационных отношений необходимо основываться, прежде всего, на действующих нормах законодательства.

Сопоставив информационные отношения в информационной сфере, можно увидеть, что они обладают рядом различий. Это объясняется тем, что в различной информационной среде физические свойства информации изменяются, в результате чего она становится особенным объектом отношений. Важным аспектом, в данном случае, являются формы и условия предоставления информации. Все это, безусловно, затрудняет процесс оформления и предоставления документов в электронном виде и, прежде всего, именно официальных документов. Необходимо разработать новые правовые способы утверждения подлинности документа информационной сферы. Справиться с данной пробле­мой поможет возникновение механизма цифровой подписи, который позволит формировать электронные документы даже с большей гарантией их достоверности, чем при использовании бумажного носителя.

Следовательно, путь урегулирования отношений в информационной среде лежит в области нормативных актов законодательства в информационной области. Прежде всего это законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере, формировании и использовании информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; законодательство об информации ограниченного доступа и о реализации права на поиск, получение и потребление информации; законодательство о документированной информации и об информационных ресурсах и некоторые другие.

Многие акты указанных  направлений российского законодательства могут быть модифицированы и дополнены  с учетом специфики ин­формационного пространства и служить прекрасным инструментом правового урегулирования. Кроме этого первостепенным является сотрудничество стран по вырабатыванию актов международного законодательства в области использования информационного пространства и, в частности, сети Интернет. Только решение вопросов на глобальном уровне может помочь урегулировать отношения, зарождающихся в информационной среде, не имеющей географических границ и аналогов в истории.

Общественные отношения, которые зарождаются между производителем  услуг и информации, с одной  стороны, и, потребителем инфор­мации  — с другой, наиболее часто регулируются классическими нормами публичного или гражданского права. Первые базируются на отношениях административного или конституционного характера, вторые — на классических договорных отношениях. При этом основные сложности урегулирования связаны, во-первых, с защитой содержания получаемой   информации; во-вторых, с  защитой потребителя от некачественной и опасной информации; в-третьих, с защитой свобод и прав индивида в информационной сфере. Наиболее значимым и спорным с позиций урегулирования часто являются ввод и распространение первоначальной информации в виде текстов, рисунков, банков и баз данных, а также защита авторских прав на данные объекты в информационном пространстве. Можно выделить следующие проблемные зоны, связанные с распространением электронных документов:

Информация о работе Информационные процессы в современном обществе