Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:08, курсовая работа
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере.
Введение……………………………………………………………….2
Теоретическая часть
Информационные ресурсы………………………………………....4
Виды ИР….............................................................................................7
Характеристика ИР……………………………………………….....9
Инструменты поиска………………………………………………...9
Практическая часть
Задача………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………..19
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информатика»
на тему «Информационные ресурсы, виды, характеристика и инструменты поиска»
Челябинск - 2012 –
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть
Информационные ресурсы………………………………………....4
Виды ИР…......................
Характеристика ИР……………………………………………….....9
Инструменты поиска………………………………………………...9
Практическая часть
Задача………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………..19
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением, в результате концентрации и специализации производства, внешних и внутренних связей экономических объектов. Информация – являются решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации, без которой немыслима эффективная маркетинговая, финансово-кредитная, инвестиционная деятельность.
В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Люди все чаще используется такое понятие как «информация», «информатизация», «информационные технологии» и т.д.
Но всегда ли общество было «информационным»? Существует мнение, что мир пережил несколько информационных революций. Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка, который, точнее устная речь, выделила человека из мира животных. Это позволило человеку хранить, передавать, совершенствовать, увеличивать приобретенную информацию. Вторая информационная революция заключалась в изобретении письменности. Зафиксированное в письменных текстах знание было ограниченное, и следовательно мало доступно. Так было до изобретения книгопечатания. Что обосновало третью информационную революцию. Здесь наиболее очевидна связь информации и технологии. Механизмом этой революции был печатный станок, который удешевил книгу и сделал информацию более доступной. Четвертая революция, плавно переходящая в пятую, связана с созданием современных информационных технологий (телеграф, телефон, радио, телевидение). Но самым поразительным было создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.
1. Информационные ресурсы
Для полноты раскрытия темы необходимо дать несколько определений:
Уровень развития информационного
пространства решающим образом влияет
на экономику, обороноспособность и
политику. От этого уровня в значительной
степени зависит поведение
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне.
Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Большинство населения получает информацию в традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.
Информационно - телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней. Информационные услуги, ресурсы и программные продукты распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены краевые центры. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.
Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру, хосту) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени.
К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).
Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:
Среди БД обычно выделяют следующие типы:
Подобные БД хранят также на CD-ROM, дискетах и магнитных лентах. Ниже, однако, речь будет идти о БД, доступ к которым осуществляется в онлайн режиме - "онлайновыми профессиональными БД".
К производителям информации относят как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, средства массовой информации, редакции газет и журналов, издатели, патентные ведомства), так и организации, профессионально в течение многих лет занимающиеся ее обработкой (отбором информации, индексацией, загрузкой в базы данных в виде полных текстов, кратких рефератов и т.п.).
Создание эффективной системы, которая позволяла бы работать с достаточной скоростью, оперируя сотнями миллионов документов в общении одновременно с тысячами людей, требует, помимо больших затрат и высококвалифицированного персонала для ее обслуживания, также и значительных расходов на маркетинг, по привлечению подписчиков к своей системе. Поэтому далеко не все производители информации могут создавать и поддерживать онлайновые системы. Эти функции берут на себя Вендоры (продавцы информации).
Вендор фактически выступает как посредник между подписчиком (пользователем) и производителем информации. Он имеет мощный Host – компьютер (компьютер, сервер, подключённый к локальной или глобальной сети; часто - главный сервер в сетевой иерархии ), связанный с компьютерными сетями, и хорошо развитую поисковую систему, позволяющие пользователю практически мгновенно решать задачи самой различной сложности.
Развитие информационной индустрии в России существенно отстает от зарубежных стран. Безусловным лидером на информационном рынке являются США. Доступ отечественных потребителей к БД зарубежных стран сейчас становится возможным. Этому способствуют два обстоятельства:
2. Виды информационных ресурсов
В настоящее время существуют следующие виды ИР (информационных ресурсов):
Средства массовой информации – к ним относятся различного рода новостные сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является.
Электронные библиотеки – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов в глобальной сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
Электронные базы данных – организованный специальным способом набор надписей и файлов (документы, набранные при помощи текстовых редакторов, электронные таблицы).
Сайты – интернет ресурс, посвященный какой-то фирме, организации, предприятию. Как правило он знакомит пользователя с фирмой, направлениями и видом ее деятельности. Отражает различные справочные материалы, прайс-листы, условия поставки и т.д. В отличии от корпоративного сайта, выделяют персональный и любительский, домашнюю страничку.
Сервисы – группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами:
Пример: Яндекс, Рамблер и т.п.
Информационный портал – веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.
3. Характеристика информационных ресурсов.
Информационная
технология обработки данных
предназначена для решения
4. Инструменты поиска
Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Человечество издревле занималось им. Цели, возможности и характер поиска всегда зависели от наличия, информации, её важности и доступности, а также средств организации поиска.
Конец XX - начало XXI века, характеризуется огромными массивами постоянно растущей разнообразной информации, доступной и представляющей интерес для самых широких слоев социума. Более того, Интернет-технологии и программно-технические средства, также доступные большинству людей, позволяют осуществлять данный процесс в любое время, практически в любом месте по любым запросам.
Поиск - процесс, в ходе которого в той или иной последовательности производится соотнесение отыскиваемого с каждым объектом, хранящимся в массиве. Цель любого поиска заключается в потребности, необходимости или желании находить различные виды информации, способствующие получению лицом, осуществляющим поиск, нужных ему сведений, знаний и т.д. для повышения собственного профессионального, культурного и любого иного уровня; создания новой информации и формирования новых знаний; принятия управленческих решений и т.п.
По оценке специалистов в Интернете работает 30 и более миллионов пользователей. Из них десятки тысяч - в режиме онлайн (англ. "on-line" - интерактивный доступ в любой момент времени) и количество таких пользователей постоянно растет. Это затрудняет организацию оперативного поиска и нахождения нужной такому количеству пользователей информации. Возникают проблемы, обусловленные разнообразными возможностями (видами) поиска информации, различными способами их реализации в информационно-поисковых системах (ИПС), разным уровнем знаний пользователей о возможностях таких систем, особенно в области формирования запросов и обработки данных, полученных в результате выполнения этих запросов и т.д.
Информация о работе Информационные ресурсы, виды, характеристика и инструменты поиска