Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 21:08, курсовая работа
Для развития любого человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сфере.
Введение……………………………………………………………….2
Теоретическая часть
Информационные ресурсы………………………………………....4
Виды ИР….............................................................................................7
Характеристика ИР……………………………………………….....9
Инструменты поиска………………………………………………...9
Практическая часть
Задача………………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………..19
Предполагается, что в дальнейшем будут созданы ИПС, способные автоматически адаптироваться с учетом уровня знаний и запросов конкретных пользователей, воспринимать запросы на естественном языке и, используя искусственный интеллект, выдавать им релевантную и пертинентную информацию. Для создания таких ИПС потребуются интеллект и знания конкретных пользователей ИПС или их посредников. Пока же от широкого круга пользователей поисковых систем требуется достаточно хорошо владеть данной предметной областью.
Существуют различные толкования термина "поиск информации" или "информационный поиск". Термин "информационный поиск" (англ. "information retrieval") ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию.
С точки зрения использования компьютерной техники "Информационный поиск" - совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя.
"Релевантность" - устанавливаемое при информационном поиске соответствие содержания документа информационному запросу или поискового образа документа поисковому предписанию.
Существуют и другие определения. В любом случае, информационный поиск вызван потребностью удовлетворения информационных запросов пользователей, ожидающих с помощью поисковых систем оперативно получить необходимые им данные или сведения. Он является методом нацеленного поиска и извлечения релевантных документов и (или) фактов из различных источников информации, например, банков данных или запоминающих устройств. В качестве таковых выступают живые и неживые объекты, представляющие различные источники и носители информации.
Системы, обеспечивающие реализацию подобного поиска информации, называются поисковыми системами (ПС). В традиционных технологиях ПС представляют картотеки и каталоги, адресные и иные справочники, указатели, энциклопедии, справочный аппарат к изданиям и другие материалы.
"Поисковые системы" осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова. Электронные ПС с помощью обычных или интеллектуальных терминалов (ПЭВМ) дают возможность пользователям производить поисковые запросы при помощи формальных и описывающих содержание элементов и с применением специальных логических операторов; осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова. Поисковые системы позволяют осуществлять только поисковые процедуры и связанные с ними процессы.
Информационно-поисковые системы
Терминологически "информационно-поисковая система" (англ. "information retrieval system", IRS) - представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации; пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных. Информационно-поисковая система трактуется и как система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска, а база данных - как совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования данными, облегчающих сбор, накопление и обработку больших информационных массивов. Организация различных БД отличается видом объектов данных и отношений между ними.
Процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. При этом поведение пользователя, как организующее начало управления процессом поиска, мотивируется не только информационной потребностью, но и разнообразием стратегий, технологий и средств, предоставляемых системой.
Процесс поиска можно представить в виде следующих основных компонентов:
Для уменьшения объёма отобранных материалов осуществляют фильтрацию результатов поиска по типу источников (сайтов, порталов), тематике и другим основаниям.
Организация поиска
Можно процедуру поиска необходимой информации разделить на девять основных этапов:
Эффективный доступ к информации в Интернете обеспечивают такие зарубежные поисковые системы (машины), как Альта-Виста (AltaVista), "Lycos", "Yahoo", "Google", "OpenText", "Wais", "WebCrawler" и др. К отечественным поисковым машинам относятся: Апорт ("Aport" АО Агама), Rambler (фирма Stack Ltd.), Яндех ("Yandex" фирма CompTek Int), "Русская машина поиска", "Новый русский поиск", и др. Все эти поисковые машины позволяют по ключевым словам, тематическим рубрикам и даже отдельным буквам оперативно находить в сети, например, все или почти все тексты, где эти слова присутствуют. Однако ни одна из них не имеет подавляющих преимуществ перед другими. Для проведения надежного поиска по сложным запросам специалисты рекомендуют использовать последовательно или параллельно (одновременно) различные ИПС.
Предприятие ООО «Анаконда» сдает в аренду офисные помеще-
ния в центре города различным организациям. Данные для выпол-
нения расчетов представлены на рис. 12.1 и 12.2.
Для решения задачи необходимо следующее.
1. Построить таблицы по данным, приведенным на рис. 12.1 и 12.2.
2. Организовать межтабличные связи с использованием функций
ВПР или ПРОСМОТР для автоматического формирования общей
стоимости аренды помещений, включая дополнительные услуги.
3. Сформировать и заполнить таблицу с данными о расчетах дохода
от сдачи помещений в аренду за месяц по каждой организации и по
всем организациям в целом (рис. 12.3).
4. Результаты расчетов доходов от сдачи помещений в аренду пред-
ставить в графическом виде.
Арендуемые площади организациями
Наименование организации |
Общая площадь арендуемых помещений, кв.м |
ООО «Альфа» |
92,32 |
ООО «Бета» |
56,36 |
ООО «Гамма» |
96,45 |
ООО «Дельта» |
34,64 |
ООО «Эпсилон» |
82,79 |
ООО «Омега» |
85,14 |
Рис. 12.1. Данные об арендуемых площадях
Прайс-лист услуг, предоставляемых организациям, в месяц
Наименование услуги |
Стоимость услуги за 1 м2, руб. |
Аренда помещения |
654 |
Охрана объекта |
265 |
Ежедневная влажная уборка поме- щений |
31 |
Рис. 12.2. Данные о стоимости предоставляемых услуг.
Доход от сдачи помещений в аренду | |||||
№ п/п |
Наименование организации |
Стоимость аренды помещений, руб. |
Оплата охраны объекта, руб. |
Уборка помещений, руб. |
Общая стоимость аренды и услуг, руб. |
1 |
ООО «Альфа» |
60377,28 |
24464,80 |
2861,92 |
87704,00 |
2 |
ООО «Бета» |
36859,44 |
14935,40 |
1747,16 |
53542,00 |
3 |
ООО «Гамма» |
63078,30 |
25559,25 |
2989,95 |
91627,50 |
4 |
ООО «Дельта» |
22654,56 |
9179,60 |
1073,84 |
32908,00 |
5 |
ООО «Эпсилон» |
54144,66 |
21939,35 |
2566,49 |
78650,50 |
6 |
ООО «Омега» |
55681,56 |
22562,10 |
2639,34 |
80883,00 |
7 |
Итого, стоимость аренды и услуг, руб. |
425315,00 |
Рис. 12.3. Расчет дохода от сдачи помещений в аренду
Важность проблемы информационного поиска в Интернете породила целую отрасль, задача которой заключается в том, чтобы помочь пользователю в его навигации в киберпространстве. Обилие информационных ресурсов, ставших потенциально доступными российскому пользователю, резко актуализирует проблемы их рационального и эффективного использования, разумного сочетания возможностей приобретения баз данных на компактных оптических дисках, телекоммуникационного доступа к платным ресурсам host-центров и использования бесплатных ресурсов в сети Интернет. В связи с этим возрастает роль информационных брокеров и вновь на повестку дня ставится задача корпоративного использования дорогих информационных ресурсов и создания систем информационного обслуживания, работающих на принципах информационной кооперации.
Список используемой литературы:
Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2008.
6. ЭБС ООО «Издательский Дом ИНФРА-М» (доступ через
интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ). – URL:
http://repository.vzfei.ru.
Информация о работе Информационные ресурсы, виды, характеристика и инструменты поиска