Информационные системы управленческого учета (на примере учета оплаты труда)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.

Содержание

Введение 5
1 Сущность, принципы и функции управленческого учёта 7
1.1 Сущность управленческого учета 7
1.2 Принципы управленческого учета 8
1.3 Объекты управленческого учета 10
1.4 Методы управленческого учёта 14
1.5 Информация, формируемая в системе управленческого учёта 16
1.6 Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета 20
1.7 Место управленческого учета в информационной системе предприятия 25
2 Теоретические аспекты автоматизации управленческого учета 27
2.1 Проблемы автоматизации управленческого учета и способы их преодоления 27
2.2 Способы автоматизации управленческого учета. 30
2.3 Выбор программного обеспечения 36
3 Практические аспекты автоматизации управленческого учета 38
Заключение 39

Работа состоит из  1 файл

kurs-01.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     14. Связь с другими дисциплинами:

     а) финансовый учет основан главным  образом на собственном методе.

     б) управленческий учет тесно связан с  другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др.

     Наряду с перечисленными отличиями финансовый и управленческий учет имеют много общего.

     1. Основная часть данных первичного  учета используется и в финансовом, и в управленческом учете.

     2. Учет затрат и калькулирование  себестоимости продукции осуществляются  как в финансовом, так и в управленческом учете. (В России конечный финансовый результат производственной деятельности организации определяют только способом сопоставления себестоимости продукции и выручки от продаж.) При этом в финансовом учете определяется себестоимость всей производственной продукции и ее основных видов в целом по организации. В управленческом учете исчисляют различные показатели себестоимости (по отдельным производствам, видам, технологическим решениям, зонам реализации и т.п.).

     3. Способы и приемы, составляющие в совокупности метод бухгалтерского учета (документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность) применяют как в финансовом, так и управленческом учете.

     Однако  наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что  их информация используется для принятия решений. Так, данные финансового бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить  потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.

    1.   Место управленческого учета в информационной системе предприятия
 

     В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация как о производственном, так и о финансовом положении предприятия, которую можно представить в следующем виде: 

        Экономическая информация
        Нормативно-справочная

        информация

        Отчетная

        информация

        Плановая  информация   Учетная информация
 

     Экономическая информация последовательно и полно  отражает производственно-хозяйственную  деятельность предприятия.

     Нормативно-справочная информация служит связующим звеном между остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемых изделий, технологией и организацией производства, внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутренних хозяйственных связей. Указанные признаки являются основополагающими для текущего и календарного планирования, учета хода производства, систем учета производственных затрат и методов калькулирования себестоимости продукции. Специально сгруппированная эта информация представляет собой нормативное хозяйство предприятия.

     Плановая  информация содержит данные для выбора действий, которые могут быть предприняты  в будущем. Основное содержание планово-экономической  работы включает технико-экономическое  и оперативно-календарное, стратегическое и тактическое, кратко- и долгосрочное планирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты автоматизации управленческого  учета

  2.1 Проблемы автоматизации управленческого учета и способы их преодоления

 

       Вести управленческий учет в системе, не связанной с системой финансового учета, могут позволить себе лишь небольшие предприятия. Для крупных и средних компаний такая организация учета (двойной ввод информации, различные системы автоматизации, две базы данных и т.д.) будет попросту неэффективной и дорогой. Поэтому, как правило, на крупных и средних предприятиях в систему управленческого учета используется информация из бухгалтерского учета или база данных для всех видов учета. Это неизбежно приводит к ряду проблем при автоматизации управленческого учета.

       Бухгалтерский учет не предоставляет всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, либо предоставляет ее в  иных разрезах. Соответственно автоматизация  управленческого учета будет  затруднена по следующим причинам.

       Сложность учета по проектам. Бухгалтерский учет обычно ведется в разрезе структурных подразделений. Для управленческих целей наибольший интерес представляет учет доходов и расходов в рамках проектов. Получить такие данные из бухгалтерского учета очень сложно, а чаще всего просто не возможно.

       Различия в оценке активов. В первую очередь это касается основных средств с длительным сроком службы (например, активов советских времен), истинная стоимость которых может существенно отличаться от бухгалтерской, несмотря на переоценку.

       Различия в определении амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете амортизация рассчитывается по нормативам, установленным в учетной политике. Если эти нормативы не совпадают с реальными срока ми службы основных средств в компании, то приходится пересчитывать амортизацию, отражаемую в бухгалтерском учете, по реальным нормам для целей управленческого учета, что "частую очень трудоемко.

       Трудность учета внутреннего перемещения средств. Эта проблема актуальна для крупных холдингов, внутри которых происходит множество перемещений основных и денежных средств, продукции и т. д. между различными дочерними структурами. Для этого в бухгалтерском учете используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", но при большом количестве проводок аналитика этого счета разрастается настолько, что разобраться в ней становится очень сложно, а "очистить" от внутренних проводок управленческий учет практически невозможно, особенно если таких сделок тысячи.

       Большинство описанных проблем можно избежать, введя определенные правила в учетную политику бухгалтерского учета. Так, кроме традиционных разрезов аналитического бухгалтерского учета (по центрам финансовой ответственности, статьям, элементам) предприятиям можно вести аналитический учет затрат в разрезе отдельных инвестиционных проектов (ИП). Для каждого ИП утверждается разрешение на расходы (текущие и капитальные), и все поступающие в бухгалтерию документы, относящиеся к данному разрешению, кодируются соответствующим образом. Затем в компьютерной программе путем запроса по конкретному утвержденному разрешению можно легко выявить все расходы, произведенные в рамках проекта. Сложнее с учетом доходов в разрезе ИП, но эта задача не решена даже в большинстве компаний, где управленческий учет ведется отдельно от бухгалтерского. Что касается установленных Налоговым кодексом норм амортизации, то они в целом удовлетворяют и ведение двойного расчета амортизационных отчислений не обязательно. Тем более что это очень трудоемко: так, например, на одном нефтедобывающем предприятии в среднем 80-100 тыс. объектов основных средств, а по номенклатуре их 20-30 тыс. видов. В таких условиях не до скрупулезной оценки корректности установленной нормы амортизации по тому или иному объекту. Проблемы пересчета амортизации некоторых видов основных средств возникают только при трансформации отчетности в соответствии с ГААП США.

       Российский  бухучет регулируется ПБУ и другими  нормативными актами. Что касается управленческого учета, то порядок  его ведения зависит только от специфики работы предприятия. У крупной компании, состоящей из нескольких предприятий, или у средней фирмы, разделенной в целях оптимизации управления на несколько юридических лиц, неизбежно возникают проблемы консолидации управленческих данных, которые поступают из разных подразделений.

       Для того чтобы избежать этих проблем, у  всех юридических лиц необходимо, во-первых, привести управленческие планы  счетов в соответствие друг с другом, а во-вторых, обеспечить одинаковую структуру и содержимое аналитических  справочников учета. В противном случае финансисты каждой дочерней компании будут составлять отчетность по собственным правилам и для ее консолидации придется анализировать первичные документы.

       Автоматизация управленческого учета, основанная на преобразовании данных бухгалтерских систем, не гарантирует получения достоверной информации о работе компании, так как эти данные могут быть неверными. В практике были случаи, когда в бухгалтерской учетной системе в конце месяца не сходились сальдо, и тогда бухгалтеры просто правили его, не желая разбираться в причинах нестыковки. В результате остаток на счете на конец месяца не совпадал с остатком на начало следующего месяца. Поэтому и управленческая информация, полученная путем переработки таких проводок, оказывалась неверной. Также часто встречаются ошибки, связанные с вводом неверных значений справочников аналитического учета.

     Таким образом, для того чтобы получить достоверную информацию о работе компании, необходимо организовать единую базу первичных данных, которая могла  бы использоваться для составления как бухгалтерской, так и управленческой отчетности. Первичные данные должны вводиться по единым для всей компании правилам, любое нарушение которых контролируется учетной системой.

2.2 Способы автоматизации управленческого учета.

    Единая  учетная система

       Построение  учетно-аналитической системы на основе "тяжелой" ERP-системы типа SAPR/3, Oracle Applications, BAAN IV и др. является наиболее радикальным способом решения  названных проблем. Для этого  нужно не только унифицировать методику учета во всех дочерних структурах, но и перенести данные из всех используемых систем в новую систему. Расходы на внедрение полномасштабной ERP-системы довольно значительны (от миллиона долларов), поэтому, чтобы их оправдать, компании стараются использовать все ее учетные возможности.

       Преимущества. При грамотном внедрении помимо обеспечения данными о деятельности любого сотрудника компании в реальном времени в любом разрезе (то есть развернутого управленческого учета) ERP-система способствует значительному повышению эффективности работы компании, ее прозрачности, а также росту финансовой и производственной дисциплины работников. Бухгалтерская и управленческая отчетность при этом составляются на основе одной и той же первичной информации.

       Недостатки. Описание бизнес-процессов и внедрение единой учетной системы занимают несколько лет. В течение этого времени учет приходится вести с помощью старых средств. Кроме того, детализация, которую обеспечивает масштабная ERP-система, зачастую оказывается ненужной - объем экономии в этом случае будет меньше, чем расходы на внедрение.

       Вывод. Внедрять ERP-систему для автоматизации управленческого учета имеет смысл, только если предприятие планирует оптимизировать все бизнес-процессы. Если же стоит задача автоматизировать только учетные функции, то достаточно внедрить учетные модули ERP-систем или же использовать более гибкие и в то же время более дешевые аналитические системы, речь о которых пойдет ниже.

    Аналитическая система.

       Получать  и анализировать управленческую отчетность можно при помощи системы на базе OLAP-технологии (OLAP - особая компьютерная технология, позволяющая анализировать данные в любых разрезах. В настоящее время на базе OLAP работают практически все аналитические системы.). В этом случае информация из бухгалтерских программ и других учетных систем выгружается в аналитическую систему и на основе полученных данных по установленным правилам в ней формируются управленческие отчеты. В качестве аналитической системы могут использоваться как тиражируемые системы (Oracle Financial Analyzer, Comshare, Prophix, Adaytum e. Planner, Hyperion Pillar, "Инталев", "Контур Корпорация. Бюджет"), так и системы, разработанные для конкретной компании.

       Преимущества. При внедрении таких систем менять существующие бухгалтерские программы обычно не нужно - следует только навести в них порядок, то есть создать единые классификаторы и аналитические счета для обеспечения выгрузки сопоставимых данных.

       У большинства описанных систем есть разнообразные инструменты для  составления отчетов, что способствует пониманию руководством тонкостей финансового управления компанией.

Информация о работе Информационные системы управленческого учета (на примере учета оплаты труда)