Информационные технологии и информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования: анализ информационных систем в управлении предприятием.
Задачи исследования:
Охарактеризовать информационные технологии и информационные системы;
Проанализировать сущность и структуру информационных технологий и систем;
Осуществить анализ состояния и развития информационных технологий и систем в управлении предприятием.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава 1. Информационные технологии и информационные системы…………..4
Информационные технологии………………………………………………4
Информационные системы………………………………………………….7
Глава 2.Анализ использования информационных систем в управлении предприятием………………...……………………………………………………..15
2.1. Краткий обзор существующих информационных систем управления предприятием……………………………………………………………………….15
2.2. Информационная система управления предприятием на примере 1С:Управление производственным предприятием 8…….………………………19
Заключение……………………………………………………………………….…27
Приложение…………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 145.90 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава 1. Информационные технологии и информационные системы…………..4

    1. Информационные технологии………………………………………………4
    2. Информационные системы………………………………………………….7

Глава 2.Анализ использования информационных систем в управлении предприятием………………...……………………………………………………..15

2.1. Краткий обзор существующих информационных систем  управления предприятием……………………………………………………………………….15

 2.2. Информационная система управления предприятием на примере 1С:Управление производственным предприятием 8…….………………………19

Заключение……………………………………………………………………….…27

Приложение…………………………………………………………………………28

Список литературы…………………………………………………………………29 

Введение

Главным направлением перестройки управления, его усовершенствования и приспособления к современным условиям, стало широкое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники и формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют изменений организационных структур управления, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.  
В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, вместе с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности трудового процесса является его автоматизация. При решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, конечно же, возникают трудности. Они связаны с его особенностями. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием. В нем присутствует множество форм, видов и многосторонних связей с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо автоматизации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, а так же совершенствование технической платформы и появление совершенно новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.

 

Объект исследования – информационные системы.

Предметом исследования является: автоматизация управленческого  труда.

Цель исследования: анализ информационных систем в управлении предприятием.

Задачи исследования:

    1. Охарактеризовать информационные технологии и информационные системы;
    2. Проанализировать сущность и структуру информационных технологий и систем;
    3. Осуществить анализ состояния и развития информационных технологий и систем в управлении предприятием.     

Глава 1. Информационные технологии и информационные системы.

 

1.1.Информационные технологии

 

Технология при переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Он должен осуществляться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из важнейших ресурсов общества наряду с такими видами ресурсов, как нефть или газ, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Следовательно, справедливо следующее определение.

Информационная технология (ИТ) [5] — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии [3] — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Существует несколько  точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления:

1. По виду задач и по виду процессов обработки информации:

a) 1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.

b) 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.

2. По используемому техническому обеспечению:

a) 1-й этап (до конца 60-х гг.) – решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

b) 2-и этап (до конца 70-х гг.) -распространение ЭВМ серии IBM/360 .

c) 3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений .

d) 4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.

3. По применяемому инструментарию ИТ:

a) 1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

b) 2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почты. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

c) 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Внимание в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

d) 4-й этап (с начала 70-х гг.XX в.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС. Внимание технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

e) 5-й этап (с середины 80-х гг.XX в.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

4. По методологии использования ИТ :

a) 1-й этап (до конца 80-х гг.XX в.) – централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.

b) 2-й этап (до конца 90-х гг.XX в.) – децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.

c) 3-й этап – рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.

Для информационных технологий является вполне естественным то, что они  устаревают и заменяются новыми. При  внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, в отличии от других видов материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года.

Если в процессе внедрения новой  информационной технологии этому фактору не уделять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модернизации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств. На самом же деле основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии использования информационной технологии.

Таким образом, необходимо знать, что информационные технологии очень быстро развиваются и, соответственно, старые виды или версии информационных технологий так же быстро сменяются новыми. Учитывая это, можно добиться наиболее больших достижений в своей деятельности.

 

1.2.Информационные системы

 

Понятие система широко используется в науке и технике, когда говорят о каком - либо упорядоченном наборе  взаимосвязанных друг с другом элементов. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

 Добавление к понятию «система»  слова «информационная» отражает  цель ее создания и функционирования. Информационные системы  обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений. Целью любой информационной системы является обработка данных об объектах реального мира. В соответствии с этим выведем следующее определение.

Информационная система (ИС) [5] – взаимосвязанная совокупность данных, методов и процедур предметной области, средств вычислительной техники и программного обеспечения, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели всем заинтересованным группам пользователей.

Существуют формальные и неформальные организационные компьютерные информационные системы.

Формальные системы опираются  на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления, распространения и использования этих данных.

Неформальные информационные системы основаны на неявных соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться.

Первые информационные системы  появились в 50-е гг. Они были предназначены  для обработки данных бухгалтерского учета и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических счетных машинах, породив новую форму бухгалтерского учета – таблично - перфокарточную. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Информационная система использовалась на данном этапе для частичной электронной обработки данных.

В 60-е гг. произошло изменение отношения к информационным системам. В круг работ, выполняемых с помощью ЭВМ, вошла электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно - справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях. Для этого организациям требовалась вычислительная техника широкого назначения, способная выполнять множество функций, а не только обрабатывать первичные документы  и считать зарплату, как было ранее.

В 70-х – начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего  и ускоряющего процесс принятия решений. На крупных промышленных предприятиях вычислительная техника использовалась для обработки информации на наиболее важных  этапах управления деятельностью предприятия, осуществлялся  постепенный  переход к автоматизированным системам управления отдельных сфер производственной деятельности.

К концу 80-х гг. концепция  использования информационных систем вновь изменяется. Их начинают рассматривать  как стратегический источник информации для  использования на всех уровнях управления  организации любого профиля. 

Последний этап (с конца 80-х  годов по настоящее время) характеризуется  следующими особенностями:

–  сетевой организацией информационных структур;

–  реализацией интеллектуального человеко-машинного интерфейса

–  комплексным решением экономических задач;

– объектно-ориентированным подходом в зависимости от системных характеристик предметной области;

–  широким использованием систем поддержки принятия управленческих решений  и информационно-советующих систем.

Информация о работе Информационные технологии и информационные системы