Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу и нормативно-правовые акты по данному вопросу
2) Рассмотреть ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
3) Дать характеристику информационным технологиям в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
4) Обозначить основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране.
Введение
1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
2. Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
3. Электронное правительство - новое слово в государственном управлении
3.1 Общая характеристика внедрения электронного правительства
3.2 Инфраструктура электронного правительства
3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
Созданная таким образом информационная система реализует все технологические функции - осуществляет сбор, обработку, хранение, передачу информации, формирование отчетности, оказание всевозможных видов коммуникационных, информационных и вычислительных услуг. При наличии ситуационного центра администрации предоставляются все необходимые условия для выработки и принятия не только индивидуальных, но и групповых, кооперативных и коллегиальных решений, а использование программно-технологических средств электронного офиса открывает неограниченные возможности специалистам и администраторам пользоваться информацией в формах печатных изданий, графических материалов, баз данных и баз знаний в режиме реального времени, а также проводить консультации, совещания, конференции и т.п.
Информатизация управления административной деятельностью, городским хозяйством, экономикой, социальной сферой на районном и городском уровнях отличается многообразием решений и форм реализации. Поэтому необходимы унификация технических, технологических решений и стандартизация проектирования информационных технологий. Универсальность средств обработки информации, распределенность рабочих мест, переменность структуры позволяют при проектировании создавать по существу единое распределенное информационное пространство района (города, региона). Составляющие его основу автоматизированные рабочие места (рабочие станции) соединяются каналами связи между собой и с вычислительным центром и могут находиться на значительном расстоянии друг от друга. Важной стороной такого подхода в проектировании является возможность при необходимости изменять ранее созданную структуру путем изменения связей между рабочими местами. Такая необходимость часто возникает в связи с изменениями в организационной структуре управления городским хозяйством, появлением новых, нуждающихся в подключении к информационной системе города структурных элементов.
В быстроразвивающейся информатизации городов опорными пунктами и поставщиками необходимой для нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах и уже функционирующие информационные системы комитетов по чрезвычайным ситуациям, налоговых служб, казначейства, пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий.
3. Электронное правительство - новое слово в государственном управлении
3.1 Общая характеристика внедрения электронного правительства
Электронное правительство - система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением (уменьшения количества вынужденных очных обращений, снижения количества предоставляемых документов и др.).
С конца 2006 года вопросы использования информационных технологий для оптимизации и упрощения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданами и организациями стали предметом регулярного рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Одновременно в 2006 году были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия», направленные на обеспечение концентрации выделяемых бюджетных средств на решении задач формирования электронного правительства. Так, начиная с 2007 года, в рамках программы предусмотрено финансирование работ по переводу первоочередных государственных услуг в электронный вид, а также по формированию необходимой инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия и документооборота для предоставления услуг гражданам и организациям на принципах «одного окна» и сокращения сроков межведомственных согласований.
Окончательно политическая воля на самом высшем уровне к проведению необходимых преобразований в системе отношений «ведомство - потребитель государственной услуги» на основе массового перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде в начале 2008 года сформировалась и была реализована в виде целой системы поручений и решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе принявших законодательный и нормативный правовой характер. Уже в начале 2008 года началось формирование перечня приоритетных государственных услуг для перевода в электронный вид и подготовки плана выполнения таких работ с учетом софинансирования из средств, предусмотренных на реализацию Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия».
Вместе с тем, несмотря на формирование необходимых предпосылок, значимых практических результатов в сфере формирования электронного правительства пока добиться не удалось.
Отсутствие прогресса в этом направлении наглядно показывают результаты анализа действующих web-сайтов федеральных органов исполнительной власти. Так, по состоянию на январь 2010 года можно отметить следующее:
ь на сайтах только 50 федеральных министерств и ведомств (59% от общего числа) приведено описание предоставляемых государственных услуг?
ь места приема граждан указаны на web-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52% от общего числа), а графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только для 21 ведомства (25% от общего числа)?
ь возможность загрузки бланков документов реализована для 43 ведомств (51% от общего числа), при этом он-лайн передача заполненных форм возможна только для 5 ведомств (6% от общего числа)?
ь доступ к ведомственным учетным системам, реестрам и регистрам реализована на 16 сайтах (19% от общего числа).
Сложившаяся ситуация во многом является следствием отсутствия до настоящего времени законодательных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию принятых на президентском и правительственном уровне решений и направленных на регламентацию вопросов, связанных с предоставлением государственных услуг в электронном виде.
Фактически сорваны все сроки, определенные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. До сих пор не сформирована система проведения аттестации работников федеральных органов исполнительной власти на владение ими современными информационными технологиями (ИТ).
До конца не завершено формирование органов управления созданием электронного правительства на межведомственном уровне. Образовано избыточное количество межведомственных структур, и вместе с тем, ни одна из них пока не обеспечивает эффективную координацию действий федеральных министерств и ведомств в этом направлении. Не решена задача создания института главных конструкторов ведомственных программ информатизации для проведения скоординированной технической политики и осуществления технической экспертизы предлагаемых решений в сфере электронного правительства. Предлагаемые федеральными министерствами и ведомствами кандидатуры для включения в совет главных конструкторов либо не имеют необходимого статуса и представляют компании - исполнителей работ по внедрению ИТ в ведомстве, что автоматически приводит к конфликту интересов, либо наоборот не являются техническими экспертами и не занимаются вопросами внедрения ИТ основную часть своего рабочего времени. Данная ситуация стала результатом отсутствия типового положения о главном конструкторе, определяющего порядок его выбора и назначения, а также сферу его полномочий в рамках планирования и координации работ по внедрению ИТ внутри ведомства.
Вместе с тем, положительным моментом является появление в марте 2009 года (практически через год после одобрения Правительством Российской Федерации концепции формирования в России электронного правительства) согласованного основными заинтересованными ведомствами плана формирования электронного правительства на 2009-2010 годы и поручение Правительства Российской Федерации по его реализации.
3.2 Инфраструктура электронного правительства
Узловым элементом инфраструктуры электронного правительства является Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Он обеспечивает организацию информационного взаимодействия ведомственных систем между собой в автоматизированном режиме (например, в случае изменения данных в одной системе - источнике эти данные автоматически меняются в других системах, их использующих).
В настоящее время продолжается формирование единой инфраструктуры выдачи сертификатов ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП), на практике отработаны технологии и условия взаимодействия отдельных удостоверяющих центров в области электронной центров между собой с использованием федерального удостоверяющего центра. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют законодательно закрепленные нормы, обеспечивающие необходимые условия для организации взаимодействия удостоверяющих центров между собой.
Одновременно ОГИЦ является инфраструктурой, обеспечивающей функционирование портала государственных услуг, призванного стать единой точкой доступа к реестру государственных услуг, содержащему перечень услуг и описания порядка их получения, в том числе бланки необходимых документов.
Система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) представляет собой систему передачи файлов конфиденциальных документов по защищенной электронной почте через специальные абонентские пункты, устанавливаемые в категорированных помещениях. В действующей системе МЭДО не предусматривается интеграция с ведомственными системами электронного документооборота, использование электронной цифровой подписи. Это приводит к дополнительным трудозатратам по ручному переносу из ведомственной системы и вводу документов в МЭДО через абонентский пункт. В результате на практике отсутствует возможность регламентированного доступа к единому архиву официальной переписки ведомств между собой и отслеживания пути прохождения конкретного документа в другом ведомстве, не говоря уже о невозможности проверки подлинности полученного через МЭДО документа из-за отсутствия ЭЦП и как следствие его неформальном статусе.
3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти
Оценка web-сайтов федеральных органов исполнительной власти проводилась в ноябре-декабре 2009 года Институтом развития свободы информации. Для обследования и анализа уровня развития отдельных web-сайтов федеральных министерств и ведомств использовалась методология, основанная на методологии Департамента экономического и социального развития ООН, используемой для составления индекса развития государственных web-сайтов. В соответствии с подходом ООН оценка web-сайтов государственных органов осуществляется с точки зрения наличия отдельных функциональных возможностей.
Критерии оценки web-сайтов объединены в пять групп, соответствующих основным стадиям их развития:
1) Начальное присутствие. Начальное присутствие характеризуется наличием web-сайта, содержащего базовую справочную информацию о государственном органе, ссылок на другие органы власти, подразделения самого органа государственной власти и неправительственные организации.
2) Продвинутое присутствие. Эта стадия характеризуется расширенным содержанием web-сайта: наличием архивов документов (законов, постановлений и т.п.), текущей информации, баз данных (статистической и другой информации), новостного раздела, раздела часто задаваемых вопросов, наличия сервисов поиска, помощи, скачивания файлов и карты сайта. Это стадия одностороннего взаимодействия, предусматривающая получение информации населением.
3) Интерактивное присутствие. Эта стадия характеризуется возможностью загружать формы, необходимые для получения оказываемых ведомством услуг, наличием образцов этих форм, контактной информации и возможности связаться с представителями государственного органа через сайт, использования аудио- и видеофайлов для информирования населения.
4) Транзакционное присутствие. Это стадия двухстороннего взаимодействия органов власти с населением и организациями, предусматривающая использование web-сайта для получения государственных услуг без необходимости последующего очного обращения в органы власти - оплаты налогов и штрафов, запроса и получения документов, оплаты услуг с использованием различных платежных систем и др.
5) Сетевое присутствие. Эта стадия характеризуется наличием специальных инструментов и возможностей для вовлечения граждан в обсуждение и принятие решений - web-форм для комментариев, инструментов онлайновых консультаций с населением, дискуссионных форумов по вопросам реализуемой ведомством государственной политики, онлайновых опросов, а также возможностью подписаться на получение информации по электронной почте.
Для целей проведения анализа web-сайтов федеральных органов исполнительной власти в методологию ООН был внесен ряд изменений - в основном добавление уточняющие вопросы и дополнительные параметры (возможность доступа к учетным системам, онлайновой записи на прием, наличие образцов заполнения форм и др.).
Для каждой стадии сформулирован набор требований к наличию функциональных возможностей. Всего каждый web-сайт оценивался по 48 критериям. Каждой функциональной возможности присвоен соответствующий балл в зависимости от сложности ее реализации. Максимальный интегральный балл составляет 64 единицы. Интегральный бал свидетельствует о количестве реализованных функций.
Рейтинг по уровню развития web-сайтов федеральных органов исполнительной власти, построенный по результатам обследования, приведен в приложении 1.
Поиск web-сайтов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации затруднен отсутствием выверенного и регулярно обновляемого перечня. На сервере органов государственной власти Российской Федерации www.gov.ru отсутствуют ссылки на web-сайты многих федеральных министерств и ведомств, часть информации носит устаревший характер.
Информация о работе Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении