Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу и нормативно-правовые акты по данному вопросу
2) Рассмотреть ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
3) Дать характеристику информационным технологиям в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
4) Обозначить основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране.
Введение
1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
2. Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
3. Электронное правительство - новое слово в государственном управлении
3.1 Общая характеристика внедрения электронного правительства
3.2 Инфраструктура электронного правительства
3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение
На официальном web-сайте Правительства Российской Федерации (www.government.ru/) ситуация значительно лучше, однако часть ссылок на сайты федеральных министерств и ведомств также отсутствует.
Проведенное обследование показывает, что информация о порядке и условиях получения населением и организациями государственных услуг размещается на web-сайтах 50 федеральных органов исполнительной власти (59,5% от общего количества).
В большинстве случаев отсутствуют в простом и понятном виде сведения о порядке получения услуг, последовательности необходимых действий и порядке обжалования действий ведомства, составе предоставляемых в органы государственной власти сведений.
Контактная информация и адреса мест приема граждан для предоставления гос.услуг присутствует на web-сайтах 44 федеральных органов исполнительной власти (52,4%), при этом графики работы подразделений, осуществляющих прием граждан, представлены только для 21 ведомства (25%).
Утвержденные в виде нормативных правовых актов регламенты выполнения возложенных на них функций (в том числе по оказанию услуг) размещаются на web-сайтах 46 ведомств (54,8%).
Лишь чуть более половины организаций - 43 ведомства (51,2%) предоставляют возможность загрузки бланков документов (форм), представляемых населением при обращении в соответствующий федеральный орган власти за конкретной услугой.
Помимо публикации бланков форм документов и регламентов государственных услуг одним из показателей удобства web-сайта для пользователей, является публикация образцов заполненных форм. Такие услуги оказывают только 6 ведомств: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство связи, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по оборонному заказу.
Возможность получения конечным пользователем информации из учетных систем, используемых в федеральном органе исполнительной власти, или оказываемых на их основе услуг (например, проверки действительности паспорта, определения величины налога на земельный участок по кадастровому номеру, доступ к реестрам) также служит важным индикатором развития функциональных возможностей web-сайтов, их удобства для пользователей и открытости органов власти. Такая возможность предоставляется на сайтах лишь 16 органов власти (19%).
Наличие инструментов поиска и навигации сайтов относится к числу показателей их удобства для пользователей. Поисковые системы имеются на web-сайтах 66 органов власти (78,6%). Примерно такая же часть федеральных ведомств органов власти обеспечивает удобную навигацию по структуре web-сайта.
Карту сайта публикуют 62 ведомства (73,8%). Функции помощи, подсказок или разделы часто задаваемых вопросов существенно облегчают работу с web-сайтом и быстрый поиск необходимой информации по типовым вопросам. Однако они представлены на web-сайтах в меньшей степени, чем перечисленные выше инструменты поиска и навигации. Они встречаются только на web-сайтах 30 органов власти (35,7%).
Возможность участия граждан в деятельности правительства - важный элемент взаимодействия граждан и государства. Развитие принципов электронной демократии пока не получило должно отражения на web-сайтах федеральных органов власти и так называемое сетевое присутствие нуждается в существенном совершенствовании.
Среди показателей сетевого присутствия федеральных органов исполнительной власти наибольшее распространение получили публикация проектов нормативных правовых актов, концепций, программ, решений (71,4%).
Возможность приема обращений граждан в электронной форме (например, наличие разделов типа «интернет-приемная», «обращения граждан» с возможностью заполнить он-лайн форму для обращений или отправить письмо по электронной почте) обеспечивают сайты больше половины (57,1%) федеральных органов исполнительной власти.
Значительно меньшее распространение получила публикация планов предстоящих мероприятий федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечение возможности подписки на получение информации по электронной почте (будь то официальный список рассылки или просто новости). Планы работы представлены на web-сайтах 26 органов власти (31%), а возможность подписки на получение уведомлений о новостях деятельности федеральных структур предоставляют только 24 органа власти (28,6%).
Важной формой взаимодействия органов власти с населением является так называемые онлайновые консультации с населением. Лишь 6 органов власти: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная регистрационная служба, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Федеральная антимонопольная служба (7,1%) предоставляют на своих web-сайтах инструменты для всеобщего обсуждения принимаемых решений.
Проведенный анализ подтверждают вывод, полученный на основе данных ООН, отставание в использовании технологий электронного правительства в основном происходит по показателям интерактивного, сетевого и, особенно, транзакционного уровней присутствия федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет.
Заключение
Говоря об информационных технологиях государственного управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.
Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, Интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям - законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут лучше следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени.
В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы могут быть организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными ситуациями или по тематическим областям (например, смена адреса местожительства, вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, создание компании и т.п.). В конечном итоге люди должны иметь возможность настроить портал государственных служб согласно собственным потребностям, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.
Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
Список используемых источников и литературы
1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, 2009. № 4849
2. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002--2010 годы)»» // Российская газета, 2009. № 5004
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 г., № 207-р «О разработке проекта федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы» // Собрание законодательства РФ, 2001. № 8
4. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М.: Экономика, 2006, 302 с.
5. Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2008, 390 с.
6. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004, 658 с
7. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 2006, 128 с.
8. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2004, 551 с.
9. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: КноРус, 2005, 266 с.
10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: ИНФРА-М, 2008, 328 с.
11. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2005, 158 с.
12. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 399 с.
13. Радугин А.А. Муниципальный менеджмент. Социология организаций и управления. - М.: ИНФРА-М, 2005, 754 с.
14. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: ИНФРА-М, 2008, 384 с.
15. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2004, 416 с.
16. Соколин Б.М. Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. - СПб.: Лики России, 2001, 446 с.
17. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Высшее образование, 2006, 480 с.
18. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2005, 382 с.
19. Сервер органов государственной власти России «Официальная России» - www.gov.ru
20. Официальный портал Института развития свободы информации - www.svobodainfo.org
Приложения
Таблица 1.1 - Рейтинг web-сайтов федеральных органов исполнительной власти
| ||||
Место в рейтинге | Название организации (министерства, агентства, службы) | Адрес web-сайта, URL | Итоговые баллы |
|
1 | Федеральная налоговая служба | www.nalog.ru | 43 |
|
2 | Федеральная таможенная служба | www.customs.ru | 37 |
|
3-4 | Федеральное агентство связи | www.minsvyaz.ru/departments/ | 35 |
|
3-4 | Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору | www.fsvps.ru | 35 |
|
5 | Министерство природных ресурсов и экологии РФ | www.mnr.gov.ru | 33 |
|
6-9 | Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития | www.roszdravnadzor.ru | 31 |
|
6-9 | Федеральное архивное агентство | www.rusarchives.ru | 31 |
|
6-9 | Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости | www.kadastr.ru | 31 |
|
6-9 | Федеральная миграционная служба | www.fms.gov.ru | 31 |
|
10-13 | Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | www.rospotrebnadzor.ru | 30 |
|
10-13 | Министерство сельского хозяйства РФ | www.mcx.ru | 30 |
|
10-13 | Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами | www.rosoez.ru | 30 |
|
10-13 | Министерство юстиции РФ | www.minjust.ru | 30 |
|
14-15 | Министерство внутренних дел РФ | www.mvd.ru | 29 |
|
14-15 | Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | www.mchs.gov.ru | 29 |
|
16-19 | Федеральное медикобиологическое агентство | www.fmbaros.ru | 28 |
|
16-19 | Министерство образования и науки РФ | www.mon.gov.ru | 28 |
|
16-19 | Министерство связи и массовых коммуникаций РФ | www.minsvyaz.ru | 28 |
|
16-19 | Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | www.rsoc.ru | 28 |
|
20-26 | Министерство здравоохранения и социального развития РФ | www.minzdravsoc.ru | 27 |
|
20-26 | Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам | www.fips.ru | 27 |
|
20-26 | Федеральное агентство по науке и инновациям | www.fasi.gov.ru | 27 |
|
20-26 | Министерство промышленности и торговли РФ | www.minprom.gov.ru | 27 |
|
20-26 | Федеральное агентство по информационным технологиям | www.minsvyaz.ru/departments/ | 27 |
|
20-26 | Федеральная регистрационная служба | www.rosregistr.ru | 27 |
|
20-26 | Федеральная служба по финансовому мониторингу | www.fedsfm.ru | 27 |
|
Продолжение таблицы 1.1 |
|
|
|
|
27-33 | Федеральная служба по труду и занятости | www.rostrud.info | 26 |
|
27-33 | Министерство культуры РФ | www.mkmk.ru | 26 |
|
27-33 | Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | www.meteorf.ru | 26 |
|
27-33 | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования | www.control.mnr.gov.ru | 26 |
|
27-33 | Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору | www.gosnadzor.ru | 26 |
|
27-33 | Федеральное агентство геодезии и картографии | www.roskart.gov.ru | 26 |
|
27-33 | Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков | www.fskn.gov.ru | 26 |
|
34-37 | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | www.final.ron.rbcsoft.ru | 25 |
|
34-37 | Министерство регионального развития РФ | www.minregion.ru | 25 |
|
34-37 | Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям | www.fapmc.ru | 25 |
|
34-37 | Федеральная служба по финансовым рынкам | www.ffms.ru | 25 |
|
38-39 | Федеральное агентство воздушного транспорта | www.favt.ru | 24 |
|
38-39 | Федеральное казначейство (федеральная служба) | www.roskazna.ru | 24 |
|
40-43 | Федеральное агентство по образованию | www.ed.gov.ru | 23 |
|
40-43 | Федеральная аэронавигационная служба | www.fana.ru | 23 |
|
40-43 | Министерство экономического развития РФ | www.economy.gov.ru | 23 |
|
40-43 | Федеральная служба по оборонному заказу | www.fsoz.gov.ru | 23 |
|
44-49 | Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия | www.rosohrancult.ru | 22 |
|
44-49 | Федеральное агентство водных ресурсов | www.voda.mnr.gov.ru | 22 |
|
44-49 | Министерство транспорта РФ | www.mintrans.ru | 22 |
|
44-49 | Федеральная служба по надзору в сфере транспорта | www.rostransnadzor.ru | 22 |
|
44-49 | Федеральное дорожное агентство | www.rosavtodor.ru | 22 |
|
44-49 | Федеральное космическое агентство | www.federalspace.ru | 22 |
|
50-52 | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | www.gost.ru | 21 |
|
50-52 | Федеральная антимонопольная служба | www.fas.gov.ru | 20 |
|
50-52 | Федеральная служба по тарифам | www.fstrf.ru | 20 |
|
53-54 | Министерство иностранных дел РФ | www.mid.ru | 19 |
|
5354 | Федеральная служба безопасности РФ | www.fsb.ru | 19 |
|
55-58 | Федеральное агентство лесного хозяйства | www.rosleshoz.gov.ru | 18 |
|
55-58 | Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ | www.minstm.gov.ru | 18 |
|
55-58 | Федеральное агентство железнодорожного транспорта | www.roszeldor.ru | 18 |
|
55-58 | Министерство финансов РФ | www.minfin.ru | 18 |
|
59-64 | Федеральное агентство по делам молодежи | www.fadm.gov.ru | 17 |
|
59-64 | Федеральная служба страхового надзора | www.fssn.ru | 17 |
|
59-64 | Федеральная служба финансово-бюджетного надзора | www.rosfinnadzor.ru | 17 |
|
59-64 | Федеральное агентство по управлению государственным имуществом | www.rosim.ru | 17 |
|
59-64 | Федеральное агентство специального строительства | www.spetsstroy.ru | 17 |
|
59-64 | Федеральная служба исполнения наказаний | www.fsin.su | 17 |
|
65-70 | Федеральное агентство морского и речного транспорта | www.morflot.ru | 16 |
|
65-70 | Федеральная служба государственной статистики | www.gks.ru | 16 |
|
65-70 | Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ | www.rosgranitsa.ru | 16 |
|
65-70 | Федеральное агентство по рыболовству | www.fishcom.ru | 16 |
|
65-70 | Министерство обороны РФ | www.mil.ru | 16 |
|
65-70 | Федеральная служба судебных приставов | www.fssprus.ru | 16 |
|
71-72 | Федеральное агентство по туризму | www.russiatourism.ru | 15 |
|
71-72 | Управление делами Президента РФ | www.udprf.ru | 15 |
|
73 | Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству | www.rusintercenter.ru | 14 |
|
74-75 | Федеральное агентство по недропользованию | www.rosnedra.com | 13 |
|
74-75 | Федеральная служба охраны РФ | www.fso.gov.ru | 13 |
|
76-78 | Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству | www.fsvts.gov.ru | 12 |
|
76-78 | Государственная фельдъегерская служба РФ | www.gfs.ru | 12 |
|
76-78 | Служба внешней разведки РФ | www.svr.gov.ru | 12 |
|
79 | Федеральное агентство по государственным резервам | www.rosreserv.ru | 11 |
|
80-81 | Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ | www.fstec.ru | 9 |
|
80-81 | Главное управление специальных программ Президента РФ | www.gusp.gov.ru | 9 |
|
82 | Министерство энергетики РФ | www.minenergo.com |
|
|
Информация о работе Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении