Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:33, реферат
Цель данного реферата раскрытие сущности информации, раскрытие понятия информационной системы и ее роли. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач- выявить что такое информация, ее роль;
- дать определение информационной системы и выявить ее особенности;
- рассмотреть проблемы функционирования информационной системы;
В прагматическом
аспекте исследования определяется
ценность для потребителя полученного
сообщения с точки зрения влияния этого
сообщения на последующее поведение потребителя.
Данный подход называют управленческим,
учитывающим процессы функционирования
системы, направления ее движения под
влиянием полученной информации и степень
достижения своих целей. В техническом
аспекте изучаются проблемы точности,
надежности, скорости передачи сообщений,
технических средств и методов построения
каналов передачи сигналов, их помехозащищенности
и др. Данный подход называют организационным,
характеризующим устройство и степень
совершенства самой системы управления
в терминах ее надежности, живучести, полноты
реализуемых функций, совершенства структуры
и эффективности затрат на осуществление
процессов управления в системе.
Глава
3. Информация в правовой
системе.
В последнее время информация приобретает два важных практических значения. С одной стороны, она рассматривается как экономический ресурс, значение которого постоянно возрастает. Использование информационных ресурсов, грамотная организация информационных процессов могут существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать в решении социальных проблем.
Таким образом, "в современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан".
С другой стороны, информация становится экономическим товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сегмента национальной экономики - информационных услуг.
Наконец, информация является мощным и эффективным оружием.
Все это привело к возникновению новых правоотношений, объектом которых является информация. В связи с этим необходимо выделить те свойства информации, которые определяют специфику правового регулирования информационных правоотношений.
Среди основных признаков информации, принципиальных для правового регулирования отношений по поводу информации, ученые различают следующие:
1. Как
уже отмечалось, любая информация
обладает свойством
2. Рассмотренные общие свойства идеальности и неисчерпаемости информации порождают такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс.
Информация не подвержена (в отличие от большинства вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность неограниченного тиражирования.
Это великое свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему осуществляются постепенное наращивание знаний и передача их от поколения к поколению. Однако оно дает и побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации как бесконечного ресурса предопределяет конструирование в праве систем ограничения на доступ и распространение информации, именуемые институтами тайн. С ним также связано большое количество проблем установления авторства.
3. Следующим
факультативным свойством
4. Для правового регулирования отношений, связанных с информацией, представляет определенный интерес такое ее свойство, как нелинейность - отсутствие зависимости между объемом информации и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию. Иными словами, количество информации и ее ценность не тождественны.
5. Следующей
качественной характеристикой
В праве
ценность информации выражается прежде
всего в стоимостных
6. При
правовом регулировании важную
роль играет увязывание
Таким
образом, информация обладает рядом
в достаточной мере уникальных свойств,
выделяющих ее среди других объектов
права. Этим также обусловлена и сложность
в обеспечении эффективного правового
регулирования тех отношений, в которых
она фигурирует.
Глава
4. Классификация информации
в правовой системе
Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса (рис. 1).
Первый класс - это собственно правовая информация. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Второй
класс - это разнообразная информация,
которая является объектом правоотношений.
К ней можно отнести, например,
информацию, составляющую профессиональную,
коммерческую, государственную и
другие виды тайн, информацию, распространяемую
средствами массовой информации, информацию,
доступ к которой по законодательству
не может быть ограничен, и т.д.
──────────────────────────────
│Информация в правовой сфере │
┌───────────────┴─────────────
│Информация, являющаяся │Правовая информациия │
│объектом правовотношений│
┌───────┴─────────┐
│Официальная│Информация││
│правовая│индивидуально-
│информация││характера, имеющая│информация │
└──────┬────────┘│юридическое значение│
┌──────────────┴──────────────
│Нормативная правовая││Иная официальная │
│информация│правовая информация│
└────────────────────────┘
Рис. 1. Классификация информации по ее роли в правовой сфере
Исходя из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Кроме того, правовую информацию в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах.
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов.
Информация
индивидуально-правового
Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:
договоры (сделки);
жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов: носят индивидуально-правовой характер, направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный
договор поставки заключается между
двумя конкретными
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими (рис. 2). Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, их издавшего, в системе органов государства и от их компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести:
акты общего характера;
акты официального разъяснения;
правоприменительные акты.
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты
┌─────────────────────────────
│МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ │
└────────────────────────────
─────────────────────────────┐
│НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ│
└─┬───────────────────────────
──────────────────────┐
├────►│КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
│└────────────────────────────
──────────────────────┐
├────►│ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
│└────────────────────────────