Информация в правовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:33, реферат

Описание

Цель данного реферата раскрытие сущности информации, раскрытие понятия информационной системы и ее роли. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач- выявить что такое информация, ее роль;
- дать определение информационной системы и выявить ее особенности;
- рассмотреть проблемы функционирования информационной системы;

Работа состоит из  1 файл

Реферат Информация в правовой системе.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

В прагматическом аспекте исследования определяется ценность для потребителя полученного сообщения с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Данный подход называют управленческим, учитывающим процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей. В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. Данный подход называют организационным, характеризующим устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе. 

Глава 3. Информация в правовой системе. 

В последнее  время информация приобретает два  важных практических значения. С одной  стороны, она рассматривается как  экономический ресурс, значение которого постоянно возрастает. Использование  информационных ресурсов, грамотная организация информационных процессов могут существенно увеличить рентабельность многих процессов в индустриальном производстве, способствовать в решении социальных проблем.

Таким образом, "в современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного использования которого зависят перспективы развития экономики, формирование информационного гражданского общества, обеспечение безопасности государства и граждан".

С другой стороны, информация становится экономическим товаром, что стимулирует во всем мире рост нового сегмента национальной экономики - информационных услуг.

Наконец, информация является мощным и эффективным  оружием.

Все это  привело к возникновению новых  правоотношений, объектом которых является информация. В связи с этим необходимо выделить те свойства информации, которые определяют специфику правового регулирования информационных правоотношений.

Среди основных признаков информации, принципиальных для правового регулирования  отношений по поводу информации, ученые различают следующие:

1. Как  уже отмечалось, любая информация  обладает свойством идеальности.  Право начинает опосредовать  информацию лишь тогда, когда  она может быть однозначно  зафиксирована на материальном  носителе. Юридическое свойство, вытекающее из этой особенности, заключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется. Необходимо сразу отметить: несмотря на то, что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что когда мы передаем вещь, мы передаем при этом зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения). Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сумму каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информацией (например, право ее дальнейшего распространения). Саму же информацию мы лишь сообщаем и, таким образом, можем передать лишь право пользования и право распоряжения. Право владения (господства над вещью) может быть передано лишь на носитель, но не на информацию, которая на нем зафиксирована, ибо она осталась в памяти автора документа и останется в памяти всех, кто прочитает эти сведения.

2. Рассмотренные  общие свойства идеальности и неисчерпаемости информации порождают такое юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс.

Информация  не подвержена (в отличие от большинства  вещей) физическому старению и обладает такой особенностью, как возможность  неограниченного тиражирования.

Это великое  свойство информации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему  осуществляются постепенное наращивание  знаний и передача их от поколения  к поколению. Однако оно дает и  побочный эффект: возможность произвольного распространения сведений, одновременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах и одновременного использования любым количеством субъектов (в том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации как бесконечного ресурса предопределяет конструирование в праве систем ограничения на доступ и распространение информации, именуемые институтами тайн. С ним также связано большое количество проблем установления авторства.

3. Следующим  факультативным свойством информации, основанным на идеальности, является ее самостоятельность как объекта, независимость от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения зафиксированы. Ценность сведений также никоим образом не может быть поставлена в зависимость от стоимости их носителя.

4. Для  правового регулирования отношений, связанных с информацией, представляет определенный интерес такое ее свойство, как нелинейность - отсутствие зависимости между объемом информации и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воздействию. Иными словами, количество информации и ее ценность не тождественны.

5. Следующей  качественной характеристикой информации, имеющей принципиальное значение  для включения ее в качестве  объекта в какие-либо правовые  отношения, является ее субъективная  ценность, то есть значимость для конкретного субъекта. Причем для различных субъектов информация будет иметь различную ценность.

В праве  ценность информации выражается прежде всего в стоимостных характеристиках  тех действий, которые следуют  за получением информации. В качестве примера здесь можно привести, скажем, факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае величина уголовно-правовой санкции ставится в зависимость от материального эквивалента ущерба, нанесенного противоправным распространением указанных сведений.

6. При  правовом регулировании важную  роль играет увязывание информации  с целью, для которой она  была получена. Например, факт противоправного  доступа к сведениям, составляющим  коммерческую тайну, из праздного  любопытства может иметь одни правовые последствия, а то же действие с целью их последующей продажи конкурентам - существенно иные последствия.

Таким образом, информация обладает рядом  в достаточной мере уникальных свойств, выделяющих ее среди других объектов права. Этим также обусловлена и сложность в обеспечении эффективного правового регулирования тех отношений, в которых она фигурирует. 
 
 
 

Глава 4. Классификация информации в правовой системе 

Всю информацию, циркулирующую в правовой системе, можно условно разделить на два больших класса (рис. 1).

Первый  класс - это собственно правовая информация. К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Второй  класс - это разнообразная информация, которая является объектом правоотношений. К ней можно отнести, например, информацию, составляющую профессиональную, коммерческую, государственную и  другие виды тайн, информацию, распространяемую средствами массовой информации, информацию, доступ к которой по законодательству не может быть ограничен, и т.д. 

──────────────────────────────

│Информация в правовой сфере │

┌───────────────┴───────────────┐

│Информация, являющаяся │Правовая информациия │

│объектом правовотношений│

┌───────┴─────────┐

│Официальная│Информация││Неофициальная│

│правовая│индивидуально-правового││правовая│

│информация││характера, имеющая│информация │

└──────┬────────┘│юридическое значение│

┌──────────────┴───────────────┐

│Нормативная правовая││Иная официальная │

│информация│правовая информация│

└────────────────────────┘

Рис. 1. Классификация информации по ее роли в правовой сфере

Исходя  из сказанного выше, правовую информацию можно определить как массив нормативных  правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Кроме того, правовую информацию в зависимости  от того, от кого она исходит и  на что направлена, можно разделить  на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового характера и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных  органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, то есть обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах.

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных  правовых актов.

Информация  индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных  субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Правовую  информацию индивидуально-правового  характера, имеющую юридическое  значение, можно подразделить на:

договоры (сделки);

жалобы, заявления, порождающие юридические  последствия.

Общие черты этих актов: носят индивидуально-правовой характер, направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный  договор поставки заключается между  двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности  сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный  документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими (рис. 2). Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, их издавшего, в системе органов государства и от их компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. К иной ненормативной официальной правовой информации можно отнести:

акты  общего характера;

акты  официального разъяснения;

правоприменительные акты.

Акты  общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в  их исполнении участвуют многие субъекты, но эти акты

┌─────────────────────────────

│МЕЖДУНАРОДНЫЕ  НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ │

└────────────────────────────

─────────────────────────────┐

│НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ│

└─┬─────────────────────────────

──────────────────────┐

├────►│КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│

│└────────────────────────────

──────────────────────┐

├────►│ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│

│└──────────────────────────────────┐

Информация о работе Информация в правовой системе