Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:33, реферат
Цель данного реферата раскрытие сущности информации, раскрытие понятия информационной системы и ее роли. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач- выявить что такое информация, ее роль;
- дать определение информационной системы и выявить ее особенности;
- рассмотреть проблемы функционирования информационной системы;
├────►│ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
│┌────────────────────────────
├────►│УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ│
│└────────────────────────────
──────────────────────┐
├────►│ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА│
││РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
│└────────────────────────────
└────►│НПА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ│
└─────────────────────────────
│НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
└─┬───────────────────────────
├────►│ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
│└────────────────────────────
──────────────────────┐
├────►│НПА ВЫСШИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ│
││РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
│└────────────────────────────
└────►│НПА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ│
│РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│
└─────────────────────────────
─────────────────────────────┐
│АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ│
└─────────────────────────────
Рис. 2.
Классификация нормативных правовых актов
по юридической силе
исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. В качестве неофициальной правовой информации рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.
Неофициальную правовую информацию можно подразделить на следующие группы:
материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
образцы деловых бумаг;
комментарии законодательства;
научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации (применении) правовых норм.
Важное значение, с точки зрения правового регулирования, играет классификация информации по уровню доступа. Всю информацию, циркулирующую в правовой сфере, можно разделить на открытую информацию и информацию ограниченного доступа (конфиденциальную).
Согласно Закону об информации конфиденциальная информация - это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В юридической науке рассматриваются следующие виды информации ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, процессуальные тайны, профессиональные тайны и конфиденциальные сведения о гражданах (персональные данные).
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне").
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК РФ).
Информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (ст. 2 Закона об информации).
Процессуальные тайны представляют собой совокупность трех самостоятельных правовых институтов - тайны предварительного расследования, института ограничения гласности судебного разбирательства и тайны совещания судей.
Профессиональные
тайны образуют сведения, которые
становятся известны в силу выполняемых
профессиональных функций и которые необходимо
сохранить от распространения.
Заключение
Подводя итоги
по данной работе можно сказать, что
информационное обеспечение является
базой, на которой сроится любая
деятельность в правовой системе. Информацию
здесь следует рассматривать как некую
совокупность различных сообщений, сведений,
данных о соответствующих предметах, явлениях,
процессах, отношениях и т.д. Эти сведения
будучи собранными, систематизированными
и преобразованными в пригодную для использования
форму играют исключительную роль.
Учитывая всю важность информации для
правовой системы, можно сказать что она
представляет собой разветвленную сеть
линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих
циркулирование информации, поступление
ее во все структуры и подразделения. В
обществе в целом и в любой системе всегда
существовала и в каждый данный момент
существует определенная информационная
система, охватывающая саму информацию
(ее совокупный массив), формы, методы и
средства ее обработки и людей, включенных
в информационные процессы. Поэтому когда
мы говорим о создании и совершенствовании
информационной системы, то имеем в виду
не просто систему, функционирование которой
связано с формированием, регистрацией,
сбором, обработкой и хранением информации,
отражающую состояние определенных объектов
и субъектов в их динамике, а качественно
и принципиально новое явление.
Говоря о развитии и совершенствовании
информационной системы можно привести
некоторые основания определяющие это
развитие и совершенствование. Поскольку
правовая система выступает в динамическом
единстве иерархической управляющей и
сложноорганизованной управляемой подсистем,
постольку и информационная система, их
обслуживающая, должна быть способной,
с одной стороны, брать необходимые данные
о функционировании управляемых объектов
и доносить их до компетентных органов
и, с другой помогать в выработке рациональных
управляющих воздействий, дифференцировать
их по всей управляемой подсистеме и
доводить до каждого исполнителя. Следовательно,
информация призвана обеспечивать демократизм. Следующее
основание обусловлено тем, что ЭВМ техника
коллективного пользования, обладающая
все возрастающей емкостью и быстротой
работы и, соответственно, возможностью
удовлетворять запросы многих органов.
Новые горизонты открывает био- или нейрокомпьютер.
Значит, есть смысл в составе информационной
системы иметь крупные и информационно
специализированные центры, оснащенные
современными ЭВМ. Одно из оснований можно
обозначить как комплексный подход в реализации
взаимодействия человека и машины в информационной
работе. Ведь смысл информационного обеспечения
в конечном счете заключается в органическом
соединении научных знаний, научной методологии
и методики с новейшими техническими средствами
во всех проявлениях информационной работы.
Логично, что информационные преобразования
сегодняшних дней выдвигают на первый
план человека, от развитости и действий
которого зависит успех в использовании
новых возможностей.
Список
использованной литературы.
1. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988.
2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001.
3. Введение
в правовую информатику.
4. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.
5. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.
6. Информатика для юристов и экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.
7. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1991.
8. Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000.
9. Правовая информация/Под ред. А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974.
10. Право и информатика. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
11. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.
12. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2001.
13. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.