Информация в правовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:33, реферат

Описание

Цель данного реферата раскрытие сущности информации, раскрытие понятия информационной системы и ее роли. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач- выявить что такое информация, ее роль;
- дать определение информационной системы и выявить ее особенности;
- рассмотреть проблемы функционирования информационной системы;

Работа состоит из  1 файл

Реферат Информация в правовой системе.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

├────►│ФЕДЕРАЛЬНЫЕ  ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

│┌──────────────────────────────────────┐

├────►│УКАЗЫ  И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ│

│└───────────────────────────────────────

──────────────────────┐

├────►│ПОСТАНОВЛЕНИЯ  И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА│

││РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ│

│└─────────────────────────────────────────

└────►│НПА  ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ│

└────────────────────────────────────────────────────────────┐

│НОРМАТИВНЫЕ  ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│

└─┬────────────────────────────────────────

├────►│ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│

│└─────────────────────────────────────────

──────────────────────┐

├────►│НПА  ВЫСШИХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ│

││РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│

│└─────────────────────────────────────────

└────►│НПА  ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ│

│РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ│

└──────────────────────────────────────────

─────────────────────────────┐

│АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ│

└──────────────────────────────────────────

Рис. 2. Классификация нормативных правовых актов по юридической силе 

исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты  официального разъяснения действующих  норм - это акты толкования Конституции  РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм. В качестве неофициальной правовой информации рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.

Неофициальную правовую информацию можно подразделить на следующие группы:

материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);

материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);

образцы деловых бумаг;

комментарии законодательства;

научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации (применении) правовых норм.

Важное  значение, с точки зрения правового  регулирования, играет классификация  информации по уровню доступа. Всю информацию, циркулирующую в правовой сфере, можно разделить на открытую информацию и информацию ограниченного доступа (конфиденциальную).

Согласно  Закону об информации конфиденциальная информация - это документированная  информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В юридической науке рассматриваются следующие виды информации ограниченного доступа: государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, процессуальные тайны, профессиональные тайны и конфиденциальные сведения о гражданах (персональные данные).

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне").

Информация  составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК РФ).

Информация  о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах  жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (ст. 2 Закона об информации).

Процессуальные  тайны представляют собой совокупность трех самостоятельных правовых институтов - тайны предварительного расследования, института ограничения гласности судебного разбирательства и тайны совещания судей.

Профессиональные  тайны образуют сведения, которые  становятся известны в силу выполняемых  профессиональных функций и которые необходимо сохранить от распространения. 
 

Заключение

 
        
Подводя итоги  по данной работе можно сказать, что  информационное обеспечение является базой, на которой сроится любая деятельность в правовой системе. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т.д. Эти сведения будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму играют исключительную роль. 
        Учитывая всю важность информации для правовой системы, можно сказать что она представляет собой разветвленную сеть линий коммуникаций и баз данных, обеспечивающих циркулирование информации, поступление ее во все  структуры и подразделения. В обществе в целом и в любой системе всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, охватывающая саму информацию (ее совокупный массив), формы, методы и средства ее обработки и людей, включенных в информационные процессы. Поэтому когда мы говорим о создании и совершенствовании информационной системы, то имеем в виду не просто систему, функционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающую  состояние определенных объектов и субъектов в их динамике, а качественно и принципиально новое явление. 
        Говоря о развитии и совершенствовании информационной системы можно привести некоторые основания определяющие это развитие и совершенствование. Поскольку правовая система выступает в динамическом единстве иерархической управляющей и сложноорганизованной управляемой подсистем, постольку и информационная система, их обслуживающая, должна быть способной, с одной стороны, брать необходимые данные о функционировании управляемых объектов и доносить их до компетентных органов и, с другой помогать в выработке рациональных управляющих воздействий, дифференцировать их по всей управляемой подсистеме и  
доводить до каждого исполнителя. Следовательно, информация призвана обеспечивать демократизм. Следующее основание обусловлено тем, что ЭВМ техника коллективного пользования, обладающая все возрастающей емкостью и быстротой работы и, соответственно, возможностью удовлетворять запросы многих органов. Новые горизонты открывает био- или нейрокомпьютер. Значит, есть смысл в составе информационной системы иметь крупные и информационно специализированные центры, оснащенные современными ЭВМ. Одно из оснований можно обозначить как комплексный подход в реализации взаимодействия человека и машины в информационной работе. Ведь смысл информационного обеспечения в конечном счете заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы. Логично, что информационные преобразования сегодняшних дней выдвигают на первый план человека, от развитости и действий которого зависит успех в использовании новых возможностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

1. Батурин Ю.М. Информация общества, право и человек//Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М.: Юридическая литература, 1988.

2. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001.

3. Введение  в правовую информатику. Справочные  правовые системы Консультант  Плюс: Учебное пособие/Под ред.  Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М.: ЗАО "Консультант Плюс", 1999.

4. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юридическая литература, 1978.

5. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000.

6. Информатика  для юристов и экономистов/Под  ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.

7. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1991.

8. Павлов В.П. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. М., 2000.

9. Правовая  информация/Под ред. А.Ф. Шебанова. М.: Наука, 1974.

10. Право  и информатика. М.: Изд-во Московского  университета, 1990.

11. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.

12. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издат. группа "Юрист", 2001.

13. Шрейдер Ю.А. Об одной модели семантической теории информации//Проблемы кибернетики. Вып. 13. М., 1965.

Информация о работе Информация в правовой системе