Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:43, курсовая работа
Информация - неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии.
1. Информация в широком смысле слова
2. Информация в юриспруденции, правовое положение информации
2.1 Способы реализации права на информацию
2.2 Цензура в истории России
3. Информационная деятельность
3.1 Фальсификация информации
3.2 Информация и правительство РФ. Взаимосвязь и структура
3.3 Фундаментальные принципы информации в юриспруденции
3.5 Перспективы развития конституционного права на информацию
Заключение
Список использованных источников
Итак, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых составляющих развития информационного общества.
Ко всему прочему, это является еще и необходимостью, так как обязательность правдивости информации закреплена в частности статьей 42 Конституции РФ ("Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением"), регламентирующей право человека на получение информации.
Важнейшим посредником между информацией и человеком являются способы (средства) ее донесения и обработки. Так в уже упомянутом выше законе "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области" Статья 12 определяет формы обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам органов государственной власти Калининградской области посредством:
фондов официальной информации органов власти;
библиотечных фондов официальной информации;
баз данных.
В масштабах
всей страны информацией в целом
занимается отдельное Министерство
связи и массовых коммуникаций РФ.
От правильности и согласованности
его деятельности зависит качество
обслуживания граждан и соблюдение
конституционных норм. Структура
этого важного органа, а так
же способы распространения
Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 12 мая 2008 года "Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации" было преобразовано в "Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации". Само понятие представляет собой расширенную базу для операций над информацией во всех её формах и во всех направлениях. Для обеспечения стабильности и четкости (слаженности) в работе структура Минкомсвязи выделяет 12 департаментов:
1) Руководство Министерства
2) Помощники (советники) Министра
3) Административный департамент
4) Департамент
государственной политики в
5) Департамент
государственной политики в
6) Департамент
государственной политики в
7) Департамент
информации и общественных
8) Департамент международного сотрудничества
9) Департамент
научно-технического и
10) Департамент
цифрового телевидения и
11) Департамент экономики и финансов
12) Правовой департамент
Следует отметить, что каждый департамент имеет директора, а министерству подведомственны ещё и федеральные службы агентства связи, что свидетельствует о широких возможностях данного министерства.
Несмотря на
это, думается, что отдельные департаменты
носят условно казуальный характер,
например, "департамент цифрового
телевидения", так как это одна
из форм телерадиовещания, получившая
особое значение для государства
в связи с переходом на новый
европейский стандарт, то ее, по субъективным
оценкам, следовало бы рассматривать
в порядке надзора
По этой причине имеет смысл прислушаться к мнению руководителя рекламного отдела одной российской страховой компании Ольги Афанасьевой, которая пишет: "…реализация права граждан на информацию, обеспечение СВОБОДНОГО доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. В противном случае "носитель суверенитета и единственный источник власти" может превратиться в манипулируемый "электорат"…"
Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод.
2.1 Способы реализации права на информацию
Ещё одной важнейшей особенностью права на информацию является его реализация, то есть возможность донесения сути права до граждан РФ и обеспечить его неукоснительное соблюдение. Еще Петр I замечал: "Всуе законы писати, когда их не исполняти". То есть уже тогда осознавалась необходимость не просто изложения прав и обязанностей граждан, но обеспечение условий их соблюдения для нормального функционирования и общества, и государства. Задача процесса правореализации - эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и всецело выполнять его требования. Поэтому реализация права на информацию должна происходить в ходе информатизации общества, опубликованием Нормативно - правовых актов (обнародованием) посредством СМИ и других уже рассмотренных ранее способов распространения информации. Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.
Реализация права может выражаться четырьмя способами:
соблюдение (добровольное
подчинение субъекта права (общества)
требованиям административно-
исполнение (активные правомерные действия субъектов права по выполнению предписаний этих норм, при этом субъект становится причастен к правовым отношениям, так как в определенных случаях активное и пассивное поведение (действие и бездействие) может рассматриваться как неправомерное поведение)
использование
(добровольное совершение субъектами
права правомерных действий, связанных
с осуществлением субъективных прав
в сфере управления, при котором
является обязательным вступление субъекта
в правовые отношения, так как
немыслимо использование этого
способа реализации права иначе как
посредством совершения юридически
применение - особая форма правореализации. Всегда носит активный государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
Применение всегда
относят к особой форме реализации
права, учитывая вмешательство государства,
которое в данном случае выступает
как аппарат принуждения. Остановившись
подробнее на этом способе, можно
качественнее уяснить, какие принципы
права на информацию применяются
на практике с использованием уже
перечисленных методов
Применение права,
как определенный процесс, распадается
на ряд стадий. Вообще стадия - это
отрезок какого-либо процесса, имеющий
свою, промежуточную задачу, и в
силу этого приобретающий
1) установление
фактических обстоятельств
2) формирование
юридической основы дела; (зачастую
проходит параллельно с
3) решение дела.
Используя данную сжатую структуру реализации права, применим ее к конституционному праву на информацию.
1) Использование
субъектом данного права
2) Исполнение: реализуются
обязывающие нормы, требующие
активного поведения от
3) Соблюдение: реализуются
запрещающие нормы, требующие
пассивного поведения (
4) Применение
права на информацию также
широко практикуется, государство
при этом не должно (и не
может) оставаться безучастным:
Основной способ реализации права на информацию - это СМИ.
2.2 Цензура в истории России
Одной из наиболее важных особенностей права на информацию является её доступность и цензура, распространяющаяся на то или иное государство в определенный период времени или нет. Наличие или отсутствие регулирования информации государством определяется его целями и формой государства, включающей в себя обширные сведения о государстве. Например, политика Павла Первого была направлена на ужесточение цензуры, в чем проявился, например, запрет ввоза книг из-за границы. А под руководством Александра Первого фактически воцарилась жестокая цензура. Крайне подозрительное отношение императора Николая Первого к независимому общественному мнению послужило причиной созданию такого учреждения, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции. Оно определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени1".
Как видим, подобные проявления воздействия государства на общество - не единичный случай. Однако полагается, что введение цензуры в то время было необходимостью, продиктованной идеологическим течением "Самодержавие - оплот государства", когда жесткими мерами велась попытка контролировать общество государственной машиной, а ограничение доступа к информации вызвано множеством причин: абсолютистскими амбициями отдельных правителей, а также стремлением властей отделить неугодные настроения зарубежного общества от сознания общественности Российской империи, в которой идеологом выступала церковь. 1Кигим Т.В. "Консервативно-либеральные циклы в царской России"
Однако неверно думать, что, если бы либеральные замыслы Александра Первого о введении конституции так и не стали бы реальностью в наши дни, когда так широко используется всемирная сеть Интернет, попытки государства влиять на информацию потерпели бы фиаско. Ярким тому подтверждением служит механизм регулирования и контроля над информацией в современном Китае. BBC News (Bulletin Board System) со ссылкой на доклад Международной федерации журналистов, опубликованный 31 января 2009г., сообщает, что в Китае были введены сотни ограничений, причем сильнее других цензуре подвергались интернет и так называемая желтая пресса. Несмотря на все усилия и относительный успех цензуры Китай, подчеркивают авторы доклада, по сути, не способен препятствовать распространению информации о конфликтных ситуациях в стране за ее границей. Об этом свидетельствует обсуждение проблемы на международном уровне, не без привлечения других ресурсов с политическими целями. Вот так информация внутри страны может влиять на нее же извне.