Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:02, реферат
В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры, решающим становится изменение взаимоотношений людей и информации, которая является таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания в «аграрном», а материальные и энергетические ресурсы а «индустриальном» обществе. «Информационная революция», как и предшествующие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, решая одни проблемы, порождает новые.
Информатизация общества
Этапы процесса информатизации школы
предусмотреть в учебном плане
Трансформируем школу!
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)
Содержание |
Представление о новом «революционном прорыве» человеческого общества в области технологий, как о переходе к «постиндустриальному обществу», появилось в работах американских авторов в 80-х годах нашего столетия и являлось результатом анализа статистических данных о значительных изменениях в структуре занятого населения США. В частности к середине 80-х годов в США сложилась следующая структура занятости активного населения:
Однако еще в 40-х годах нашего столетия академиком В.И. Вернадским была выдвинута и научно обоснована идея «ноосферы», в которой уже в то время были спрогнозированы основные, характерные черты «глобального информационного общества».
Изменения в сфере производства,
которые происходят в настоящее
время, во многом сравнимы с изменениями,
которые происходили в
В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры, решающим становится изменение взаимоотношений людей и информации, которая является таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания в «аграрном», а материальные и энергетические ресурсы а «индустриальном» обществе. «Информационная революция», как и предшествующие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, решая одни проблемы, порождает новые.
Одной из таких проблем является «информационный взрыв», т.е. избыток доступных многим людям данных, которых появляется больше, чем в состоянии переработать человеческое сознание. Информационная перегрузка – это реальность.
На современном этапе развития общества происходит очередной взлет научно-технического прогресса. Реализация лазерных, сверхточных, сверхчистых и других «сверхтехнологий» возможна только в сочетании с новыми информационными технологиями.
Установились долгосрочные
тенденции информационно-
Предположения, построенные на очевидных следствиях информационной революции:
В результате технического
прогресса удельная стоимость
работ по передаче и обработке
информации резко снизится, что
приведет к лавинообразному
Существенно изменится
Изменится структура
Различие в уровне информационного обеспечения становится одной из существенных причин в дисбалансе экономического развития передовых и слабо развитых стран.
Информатизация меняет и научные альтернативы. Если XX век был веком анализа и прошел под знаком специализации, рождения новых профессий на стыках наук и сфер деятельности, то XXI век обещает быть веком синтеза, веком обобщающих многодисциплинарных подходов, веком не «узких» профессионалов, а специалистов «по решению проблем».
Стремительно возрастает новый класс в обществе – «интеллектуальных служащих».
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация общества обеспечивает:
• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;
• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов.
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно — технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений – процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Этот процесс инициирует:
• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно- педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения,
ориентированных на развитие интеллектуального
потенциала обучаемого, на формирование
умений самостоятельно приобретать знания,
осуществлять информационно-учебную,
экспериментально-
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.
Информатизация образования
Информатизация школы – это прежде всего долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях информационного общества.
На наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации.
Для России понимание этого момента и выработка адекватной стратегии информатизации образования осложнены тем, что процесс информатизации развивается сегодня на фоне двух различных по своей природе кризисов отечественной системы образования:
Кризис Крумбса – (темпы роста населения превосходят темпы роста численности школьников) – на сегодняшний день в нашей стране проблема всеобуча снова актуальна. Недостаток финансового обеспечения и подготовленных педагогов в образовательных учреждениях, рост беспризорности, разрыв между «городом и деревней» ведут к тому, что «кризис Кумбса» все отчетливее ощущается сегодня в России.
Кризис Тофлера – (знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают). Осознание последствий кризиса Тофлера ставит перед педагогами задачу принципиального обновления содержания образования, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности, а не той или иной фиксированной совокупности знаний и умений.
Как показывает опыт разработки образовательных стандартов, работа над изменением содержания образования направлена исключительно на решение проблем, вызываемых кризисом Кумбса, а проблемы, связанные с кризисом Тофлера, даже не обсуждаются. Вместе с тем модернизация современной российской школы должна включать одновременно две составляющие:
1)решение задачи всеобуча;
2)обеспечение «нового качества» образования.
Последнее на равных правах включает в себя:
Обе эти задачи сложны. Что нужно сделать для того, чтобы ИКТ действительно помогали в решении каждой из этих задач?
Каждый этап информатизации школы – это изменение учебной среды, способа жизни участников образовательного процесса. Оно может быть меньше на первых этапах или больше на последующих, но оно всегда есть. И это не только компьютеры в кабинете информатики, сканеры в учительской или Интернет. Главное изменение происходит в представлениях участников процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей.
Исходя и этого, можно выделить четыре этапа информатизации школы.
1-ый этап, 1985 г. |
Организовать изучение информатики в школе |
|
Компьютерная грамотность! |
2-ой этап, 1990 |
ИКТ для учебных предметов и решения задач школы |
|
Применяем ИКТ! |
3-ий этап, 2002 |
ИКТ – инструмент школы |
|
Интегрируем ИКТ в учебный процесс! |
4-ый этап, ???? г. |
Школа на основе ИКТ |
... |
Трансформируем школу! |
Важным
фактором информатизации образования
является информационная культура педагогов,
готовность преподавателей к применению
информационных технологий в обучении.
Для решения этой сложной задачи
необходима подготовка кадров всех работников
сферы образования к
Информация о работе Информатизация общества. Информатизация образования