Информатизация общества. Информатизация образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:02, реферат

Описание

В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры, решающим становится изменение взаимоотношений людей и информации, которая является таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания в «аграрном», а материальные и энергетические ресурсы а «индустриальном» обществе. «Информационная революция», как и предшествующие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, решая одни проблемы, порождает новые.

Содержание

Информатизация общества
Этапы процесса информатизации школы
предусмотреть в учебном плане
Трансформируем школу!
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)

Работа состоит из  1 файл

Информатизация общества. Информатизация образования.docx

— 34.14 Кб (Скачать документ)

 

Содержание


 

  1. Информатизация  общества 
  2. Этапы процесса информатизации школы 
  3. предусмотреть в учебном плане 
  4. Трансформируем школу! 
  5. Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)

 

Информатизация общества. Информатизация образования

Представление о новом  «революционном прорыве» человеческого  общества в области технологий, как  о переходе к «постиндустриальному обществу», появилось в работах  американских авторов в 80-х годах  нашего столетия и являлось результатом  анализа статистических данных о  значительных изменениях в структуре  занятого населения США. В частности  к середине 80-х годов в США  сложилась следующая структура  занятости активного населения:

  • около 4% активной рабочей силы было непосредственно занято сельском хозяйстве;
  • около 14% составляли собственно рабочие промышленных предприятий;
  • более 60% активной рабочей силы составляли работники умственного труда (по терминологии Джона Ноейсбита «информационные работники»).

Однако еще в 40-х годах  нашего столетия академиком В.И. Вернадским была выдвинута и научно обоснована идея «ноосферы», в которой уже  в то время были спрогнозированы  основные, характерные черты «глобального информационного общества».

Изменения в сфере производства, которые происходят в настоящее  время, во многом сравнимы с изменениями, которые происходили в промышленности на первых этапах индустриализации около  двух столетий назад. Эти изменения  оказывают серьезное влияние  на содержание, методы и средства современных  систем образования.

В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической  и социальной инфраструктуры, решающим становится изменение взаимоотношений  людей и информации, которая является таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания в «аграрном», а материальные и энергетические ресурсы а «индустриальном» обществе. «Информационная революция», как и предшествующие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, решая одни проблемы, порождает новые.

Одной из таких проблем  является «информационный взрыв», т.е. избыток доступных многим людям  данных, которых появляется больше, чем в состоянии переработать человеческое сознание. Информационная перегрузка – это реальность.

На современном этапе  развития общества происходит очередной  взлет научно-технического прогресса. Реализация лазерных, сверхточных, сверхчистых  и других «сверхтехнологий» возможна только в сочетании с новыми информационными технологиями.

Установились долгосрочные тенденции информационно-технологического изменения человеческой цивилизации. Главной и определяющей тенденцией является стабильное развитие процесса в проектировании и производстве счетно-решающих устройств на основе микроэлектроники. Следствием этого рукотворного феномена нужно полагать революционное удешевление информационно-связной структуры с трудно прогнозируемыми последствиями.

Предположения, построенные  на очевидных следствиях информационной революции:

 В результате технического  прогресса удельная стоимость  работ по передаче и обработке  информации резко снизится, что  приведет к лавинообразному увеличению  количества и качества коммуникативных  процессов во всех сферах функционирования  общества.

 Существенно изменится структура  занятости в нематериальном производстве, резко сократится трудоемкость  посреднических и информационно-поисковых  работ и услуг нематериального  характера.

 Изменится структура информационных  связей человека: каждый в значительной  степени индивидуально сможет  определить для себя круг повседневного  и иного общения, не ограничиваясь  рамками расширяющегося диапазона  «кватира-дом-квартал-город-страна». На фактуру связей все больше будет влиять сходство жизненных ориентиров, уровень образования, культурные предпочтения, увлечения, интересы. Отсюда следует возможное изменение концепции «малого круга» и соотношения «гражданин-государство».

Различие в уровне информационного  обеспечения становится одной из существенных причин в дисбалансе экономического развития передовых и слабо развитых стран.

Информатизация меняет и научные альтернативы. Если XX век был веком анализа и прошел под знаком специализации, рождения новых профессий на стыках наук и сфер деятельности, то XXI век обещает быть веком синтеза, веком обобщающих многодисциплинарных подходов, веком не «узких» профессионалов, а специалистов «по решению проблем».

Стремительно возрастает новый класс в обществе – «интеллектуальных  служащих».

 

Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов;

• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование  всего массива информации, доступной  в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать  механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов.

Процессы, происходящие в связи  с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно — технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений  – процесса информатизации современного общества является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Этот процесс инициирует:

• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно- педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Информатизация образования как  процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся  на основе реализации возможностей средств  новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их преимуществами индивидуализации дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

 

Информатизация  школы – это прежде всего долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях информационного общества.

На  наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации.

Для России понимание этого момента и выработка адекватной стратегии информатизации образования осложнены тем, что процесс информатизации развивается сегодня на фоне двух различных по своей природе кризисов отечественной системы образования:

Кризис  Крумбса – (темпы роста населения превосходят темпы роста численности школьников) – на сегодняшний день в нашей стране проблема всеобуча снова актуальна. Недостаток финансового обеспечения и подготовленных педагогов в образовательных учреждениях, рост беспризорности, разрыв между «городом и деревней» ведут к тому, что «кризис Кумбса» все отчетливее ощущается сегодня в России.

Кризис  Тофлера – (знания и жизненные навыки, которым учат в школе, быстро устаревают). Осознание последствий кризиса Тофлера ставит перед педагогами задачу принципиального обновления содержания образования, где основной упор должен быть сделан на освоении способов деятельности, а не той или иной фиксированной совокупности знаний и умений.

Как показывает опыт разработки образовательных  стандартов, работа над изменением содержания образования направлена исключительно на решение проблем, вызываемых кризисом Кумбса, а проблемы, связанные с кризисом Тофлера, даже не обсуждаются. Вместе с тем модернизация современной российской школы должна включать одновременно две составляющие:

1)решение  задачи всеобуча;

2)обеспечение  «нового качества» образования.

Последнее на равных правах включает в себя:

  • умение читать+писать+мыслить;
  • способность самостоятельно учиться и добывать знания;
  • готовность занимать активную гражданскую позицию.

Обе эти задачи сложны. Что нужно сделать  для того, чтобы ИКТ действительно  помогали в решении каждой из этих задач?

 

Этапы процесса информатизации школы

Каждый  этап информатизации школы – это  изменение учебной среды, способа  жизни участников образовательного процесса. Оно может быть меньше на первых этапах или больше на последующих, но оно всегда есть. И это не только компьютеры в кабинете информатики, сканеры в учительской или  Интернет. Главное изменение происходит в представлениях участников процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей.

Исходя  и этого, можно выделить четыре этапа  информатизации школы.

 

1-ый этап, 1985 г.

Организовать изучение информатики  в школе

  • предусмотреть в учебном плане

  • разработать учебные материалы
  • оснастить школу средствами ИКТ
  • подготовить учителей
  • обеспечить методическую поддержку и контроль

  • ...

Компьютерная грамотность!

2-ой этап, 1990

ИКТ для учебных предметов и  решения задач школы

  • Определить круг решаемых задач
  • Подготовить методику работы
  • Оснастить ИКТ
  • Подготовить учителей
  • Обеспечить поддержку
  • ...

Применяем ИКТ!

3-ий этап, 2002

ИКТ – инструмент школы

  • Решения индивидуальны
  • Педагоги работают творчески
  • Избыток учебных материалов
  • ...

Интегрируем ИКТ в учебный процесс!

4-ый этап, ???? г.

Школа на основе ИКТ

...

Трансформируем школу!


Важным  фактором информатизации образования  является информационная культура педагогов, готовность преподавателей к применению информационных технологий в обучении. Для решения этой сложной задачи необходима подготовка кадров всех работников сферы образования к использованию  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), формирование информационной культуры педагогов, введение новых  специальностей в педвузах для подготовки специалистов в области информатизации образования, осуществление подготовки в области ИКТ всех студентов педагогических вузов.

Информация о работе Информатизация общества. Информатизация образования