Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:02, реферат
В условиях радикального усложнения жизни общества, его технической и социальной инфраструктуры, решающим становится изменение взаимоотношений людей и информации, которая является таким же стратегическим ресурсом общества, как продукты питания в «аграрном», а материальные и энергетические ресурсы а «индустриальном» обществе. «Информационная революция», как и предшествующие ей «аграрная» и «индустриальная» революции, решая одни проблемы, порождает новые.
Информатизация общества
Этапы процесса информатизации школы
предусмотреть в учебном плане
Трансформируем школу!
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)
Современное
общество начала третьего тысячелетия
характеризуется рядом
Вышеизложенное определяет развитие процесса информатизации современного общества, основная особенность которого — преобладание информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании, и осуществление информационного взаимодействия на основе ИКТ. Информатизация общества активизирует наращивание и использование интеллектуального потенциала социума, обеспечивает каждому индивиду доступ к информационному ресурсу с возможностью визуализации и осуществления интерактивного взаимодействия с информационным источником. При этом происходит интеграция ИКТ с другими технологиями — как научными, промышленными, бизнеса, так и досуговыми, рекламными, различного вида искусств. Особую значимость приобретает также совершенствование механизмов управления общественным устройством, что приводит к демократизации производственных отношений, к интеллектуализации жизнедеятельности современного человека, к созданию информационно-коммуникационной среды общества третьего тысячелетия.
Очень
важным и менее всего прогнозируемым
в плане последствий для
Глобализация
современного общества, как и любой
другой процесс, в том числе и
информатизация современного общества,
имеет свои положительные и отрицательные
стороны. К положительно влияющим на
процессы развития образования отнесем
отрицание замкнутости
На этом фоне устоявшееся мнение о «получении необходимого образования» коренным образом изменяется или, как минимум, модифицируется, прежде всего в направлении демократизации как выбора режимов учебной деятельности, которые вполне могут быть адекватны личным предпочтениям и психологическим особенностям обучающегося, так и выбора преподавателя или наставника. Более того, образование становится более доступным в силу его открытости, благодаря дистантным формам обучения, возможности самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации на основе распределенного информационного ресурса сети Интернет и его применения в учебных целях. Достижения в области создания и развития принципиально новых педагогических технологий, основанных на реализации возможностей ИКТ, позволяют прогнозировать разработку и применение программно-методических средств информационного взаимодействия, ориентированного на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению информации об изучаемых или исследуемых объектах предметной среды, их моделях и имитациях.
Вышеизложенные тенденции информатизации, массовой коммуникации общества третьего тысячелетия и его глобализации, несомненно, изменяют социальный заказ на компетентность будущего специалиста любой сферы жизнедеятельности члена современного общества. Видоизменяются также основополагающие требования к общеобразовательной подготовке школьника. Таковыми становятся самостоятельность при получении образования; ответственность за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации; формирование умений осуществлять информационную деятельность, а также и знаний, необходимых для спланированного продвижения в учении. Особое значение приобретает современная тенденция культивации интеллектуальной раскованности и демократизации выбора путей и средств усвоения учебной информации.
Вместе с тем стремительное развитие ИКТ, характерное для 80 — 90-х годов XX века и начала третьего тысячелетия, приводит к значительной перестройке информационной среды современного информационного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение, прежде всего, в сфере образования. В этой связи многие современные исследования (А. А. Андреев, Я. А. Ваграменко, Л. X. Зайнутдинова, Б. И. Канаев, К. К. Колин, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. В. Лукин, В. Р. Майер, 3. Ф. Мазур, Д. Ш. Матрос, С. В. Панюкова, Н. И. Пак, П. К. Петров, И. В. Роберт, И. В. Румянцев, И. В. Соколова, Н. В. Софронова, Н. М. Стадник, В. Г. Сыромятников, М. А. Щербаков и др.) посвящаются выявлению особенностей педагогической науки в условиях использования информационных и коммуникационных технологий. В этих работах рассматриваются проблемы совершенствования образования в связи с применением средств ИКТ, исследуются условия изменения парадигмы самого образовательного процесса в направлении как его демократизации и открытости, так и модификации учебного взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также развития дидактических принципов обучения, осуществляемого в условиях использования средств ИКТ. При этом особое внимание уделяется возможностям ИКТ, реализация которых создает предпосылки для интенсификации процессов изучения, исследования и выявления закономерностей основ наук (интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и виртуальных; использование больших объемов информации с возможностью ее передачи, легкого доступа и обращения к информационному ресурсу, в том числе глобальной сети Интернет; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов демонстрационных и лабораторных экспериментов, как реально протекающих, так и представляемых на экране, с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения).
В
отечественных научных
•выявление
научно-педагогических, методических,
нормативно-технологических и
•совершенствование
методологической базы отбора содержания
образования, разработки методов и
организационных форм обучения, воспитания,
соответствующих задачам
•обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов и средств обучения;
•создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;
•разработка
исследовательских, демонстрационных
прототипов электронных средств
образовательного назначения, в том
числе программных
•использование
распределенного
•продуцирование
педагогических приложений в сетях
на базе потенциала распределенного
информационного ресурса
•разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как реального, так и виртуального;
•создание
и применение средств автоматизации
для психолого-педагогического
•совершенствование механизмов управления системой образования, в том числе управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, коммуникационных сетей.
Исследование
проблем информатизации образования
предполагает использование определенного
понятийного аппарата, который в
основном можно считать устоявшимся.
Походу рассмотрения определенных проблем
и перспектив процесса информатизации
образования в статье будут вводиться
необходимые определения и
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных). К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; локальные вычислительные сети, современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях; устройства ввода-вывода информации всех видов; средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информации; средства архивного хранения информации; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; системы компьютерной графики и анимации; системы представления и использования цифровой аудиовизуальной информации; программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и пр.); системы искусственного интеллекта; инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий: мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные технологии, виртуальная реальность.
Под средствами информатизации и коммуникации образовательного назначения будем понимать средства информационных и коммуникационных технологий совместно (используемые вместе) с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их психолого-педагогически значимого использования.
Информация о работе Информатизация общества. Информатизация образования