Информатизация общества. Какое информационное общество заслуживает Россия?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание

Подготовленный межведомственной рабочей группой с участием представителей аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Мининформсвязи России, Росинформтехнологии и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, при поддержке Центра развития информационного общества и Института развития информационного общества проект стратегии призван реализовать основные положения Окинавской хартии, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий, Тунисского обязательства и других итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003-2005 гг., Женева, Тунис).

Содержание

Введение 3
1. Стратегия развития информационного общества в России 5
2. Состояние развития информационного общества в России 6
3. Назначение и политико-правовая основа стратегии 8
4.Цели и принципы развития информационного общества в России 9
5. Основные мероприятия по достижению целей развития информационного общества в России 10
6. Международное сотрудничество в области развития информационного общества в России 11
7. Реализация стратегии информационного общества в России 12
8.Состояние проблемы информатизации общества 13

Заключение 17
Список используемых источников 19

Работа состоит из  1 файл

курсовая по информатике.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

     4.Цели  и принципы развития информационного  общества в России

     4.1. Целями развития информационного  общества в России являются:

     4.1.1. Повышение устойчивости общественного  развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан.

     4.1.2. Укрепление государственных гарантий  реализации конституционных прав  человека и гражданина в информационном  обществе, создание равных возможностей  по доступу к информации и  информационно-коммуникационным технологиям.

     4.1.3. Повышение качества образования  и здравоохранения.

     4.1.4. Создание условий для сохранения  и развития культурного разнообразия  и самобытности народов, проживающих  на территории Российской Федерации.

     4.1.5. Повышение эффективности государственного управления.

     4.1.6. Противодействие угрозам использования  потенциала информационно-коммуникационных  технологий для нанесения ущерба  национальным интересам России.

     4.3. Для достижения целей развития  информационного общества в России  государство решает следующие задачи: 

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Основные мероприятия по достижению  целей развития  информационного  общества в России

          Повышение устойчивости общественного  развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни  граждан предполагает осуществление следующих мероприятий:

        стимулирование использования информационно-коммуникационных  технологий в экономической, политической, социальной и духовной сферах  жизни общества;

          совершенствование системы определения  приоритетных направлений развития отечественных информационно-коммуникационных технологий и способов их инвестиционной поддержки;

           создание условий для формирования  индустрии производства отечественной  продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, программных продуктов в интересах отечественных и зарубежных потребителей;

            сопряжение информационных и  коммуникационных систем федеральных  органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в единое информационное пространство; 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. Международное сотрудничество в  области развития информационного  общества в России

        Важной составляющей деятельности  по развитию информационного общества в России является международное сотрудничество, направленное на создание условий для ускорения формирования постиндустриальных тенденций в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни российского общества, реализацию положений Окинавской хартии и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003 - 2005 гг., Женева, Тунис).

         Основными мероприятиями, осуществляемыми  Россией в рамках международного  сотрудничества в области развития информационного общества, являются:

         участие России в определении  путей решения вопросов формирования  глобального информационного общества, в выработке международных норм  и механизмов, регулирующих отношения  в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы управления использованием Интернета, определения системы показателей развития информационного общества на глобальном и национальном уровнях;

          участие в международном информационном  обмене по вопросам развития информационного общества, распространение объективной информации о социально значимых событиях российской и международной жизни, культурного разнообразия и самобытности народов России;

          содействие развитию информационного обмена между государственными органами и негосударственными организациями России и зарубежных стран;

           создание экономических условий  для продвижения российских информационных  продуктов и услуг на рынки  зарубежных стран; 
 
 

     7. Реализация стратегии информационного общества в России

     7.1. Выполнение мероприятий по развитию  информационного общества в России, перечисленных в Стратегии, предполагает  разработку Правительством Российской  Федерации при участии российского  бизнеса и гражданского общества  соответствующего плана и может осуществляться в рамках федеральных, региональных, ведомственных программ, исполняемых на основе бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для выполнения конкретных проектов.

     Степень и эффективность реализации предусмотренных  Стратегией мероприятий оценивается  в ежегодном докладе Правительства  Российской Федерации о развитии информационного общества в России.

     7.2. В результате реализации Стратегии  к 2015 году Россия должна добиться существенного прогресса в диверсификации экономики России, укреплении государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информации, повышении эффективности государственного управления и системы обеспечения безопасности национальных интересов в информационной сфере и достигнуть следующих значений контрольных показателей постиндустриального развития:

           Выполнение требований по обеспечению  безопасности информационно-коммуникационных  систем, используемых на ключевых  объектах инфраструктуры России, - 100%.

           Достижение определенных Стратегией  контрольных показателей развития  информационного общества позволит  России войти в число стран,  лидирующих в области постиндустриального  развития, а также существенно  укрепить ее информационную безопасность.

            25 июля под председательством  Президента России состоялось  заседание Совета безопасности  РФ на котором рассматривалась  стратегия развития информационного  общества в Российской Федерации. 

      8.Состояние  проблемы информатизации общества

      В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние  этой проблемы могут служить три  факта.

      Первый  из них связан с количеством организационных  структур в системе федеральной  власти, которые непосредственно  занимаются проблемой информации и информатизации. До последнего времени в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации насчитывалось свыше 20 специализированных структур этого профиля. Кроме таких крупных структур, как Комитет РФ по информатизации, в настоящее время преобразованный в Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная техническая комиссия при Президенте, Государственно-правовое управление и ряд других информационно-аналитических центров в аппарате Президента. При Правительстве также действует несколько структур информационного назначения. Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по патентам и торговым знакам. Государственная архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на научно-техническую информацию. Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве, Федеральный информационный центр России и т.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве действуют специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи.

      О повышении внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества в области правового регулирования проблем информации и информатизации. Если за 1992 г. было принято примерно 60 актов Верховного Совета Российской Федерации, Президента и Правительства, то в 1993 г. их выпущено более 100. Причем в их составе число законов занимает весьма скромное место. Строго по вопросам информатизации их лишь несколько. Это законы, касающиеся охраны программ для ЭВМ и микросхем, Закон о государственной тайне. Другие законы касаются данной проблемы косвенно или фрагментарно. Из их числа наиболее значителен Закон об авторском праве и смежных правах. Растет число указов Президента и распоряжений Правительства. В 1992 г. было издано примерно 20 указов и распоряжений Президента, а в 1993 - более 30; число актов Правительства возросло с 23 до 52. Наиболее емким является пакет актов Президента по упорядочению правовой информации в рамках России и правил ее обращения в отношениях со странами СНГ. Позитивное значение имеют акты, направленные на упорядочение правовой, архивной, статистической, метрологической, учетной документированной информации.

      Заметным  шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать  решение Правительства о формировании целевой федеральной программы  создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

      Третий  факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния  проблемы, связан с качеством использования информационных ресурсов и дисциплиной в этой области. Это разговор особый. Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения от ответственности крупных государственных чиновников и политических деятелей по формуле "не знал" достаточно ясно говорят о состоянии информационных систем и об отношении должностных лиц и органов к информационному ресурсу. Это свидетельствует и о том, что нет правового механизма ответственности за правонарушения в формировании, содержании и использовании информации в системе государственной власти, в экономике страны, в производстве. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях. Уровень информатизации, определяемый по удельному весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо.

      Развитие  информационного общества, базирующееся на создании и широком применении информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества, имеет  решающее значение для диверсификации экономики страны, повышения ее конкурентоспособности, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления безопасности.

     Учитывая  цивилизационный характер последствий  постиндустриального развития для  человечества, Президент Российской Федерации был одним из глав государств, подписавших в 2000 году Окинавскую хартию глобального информационного общества. Тем самым постиндустриальное развитие было отнесено к числу национальных интересов России.

     Однако  в силу многогранности этого явления  все более ощущается необходимость  выработки такого документа, который более детально определил бы систему мер по ускоренному продвижению к развитому информационному обществу, придал работе большую системность и целенаправленность, позволил подключить на основе партнерства к решению этой проблемы частный капитал и гражданское общество.

     При этом государство не стремится обеспечить полный и всеобъемлющий контроль во всех сферах жизнедеятельности, где  широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Основная идея проекта  стратегии заключается в том, чтобы, используя имеющийся политический и ресурсный потенциал российского государства и общества, создать условия для ускорения постиндустриального развития России, придать этому процессу новое качество.

     Подготовленный  межведомственной рабочей группой с участием представителей аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Мининформсвязи России, Росинформтехнологии и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, при поддержке Центра развития информационного общества и Института развития информационного общества проект стратегии призван реализовать основные положения Окинавской хартии, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий, Тунисского обязательства и других итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003-2005 гг., Женева, Тунис).

     В проекте стратегии определены цели и принципы развития информационного  общества в России, направленные на улучшение качества жизни граждан, повышение конкурентоспособности страны, ее безопасности, расширение взаимовыгодного международного сотрудничества... 
 
 

Информация о работе Информатизация общества. Какое информационное общество заслуживает Россия?