Интернет-банкинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание

Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Сущность интернет-банкинга
1.1 Понятие. Преимущества и недостатки……………………………...5
1.2 Необходимость создания и развития интернет-банкинга…….…...8
1.3 Правовые основы реализации функций интернет-банкинга……..11
2. Анализ состояния интернет-банкинга в России………………………15
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………20

Работа состоит из  1 файл

инфотех.docx

— 48.33 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Волгоградский государственный  
технический университет»

Факультет экономики  и управления

«Информационные системы в экономике»

 

 

 

 

 

 

 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

На тему: «Интернет-банкинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…3

1. Сущность интернет-банкинга

   1.1 Понятие. Преимущества  и недостатки……………………………...5

   1.2  Необходимость  создания и развития интернет-банкинга…….…...8

   1.3  Правовые основы реализации функций интернет-банкинга……..11

2. Анализ состояния интернет-банкинга в России………………………15

Заключение…………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из основных особенностей современной банковской системы  является стремительное развитие компьютерных и телекоммуникационных средств. Развитие средств коммуникации, сокращение времени  обработки информации, развитие сетевых  технологий позволили кредитным  организациям провести комплексную  автоматизацию всей своей деятельности, разработать механизмы удаленного обслуживания клиентов и предложить новый ассортимент услуг. Информационные системы стали оказывать существенное влияние на прибыльность кредитных  организаций, их конкурентоспособность  и привлекательность для клиентов.

Управление банковскими  счетами через Интернет, или по-другому  интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.

Сегодня c помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и межбанковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Интернет-банкинг становится все более модной услугой. Лидеры банковского рынка если еще не имеют в собственных активах электронного банкинга, то намерены заняться его созданием в ближайшей перспективе. В погоне за модой банки часто не принимают в расчет, что интернет-банкинг – не просто передовая технология, для внедрения которой достаточно подключить еще один модуль к АБС, а целая система взаимодействия с клиентами в режиме on-line. И чтобы эта система была эффективной и приносила прибыль, нужно вложить немало сил и средств в ее наладку.

С каждым годом все больше клиентов банков отдают предпочтение различным системам удаленного банковского  обслуживания. Конечно, такие системы  стали доступны только на определенном этапе развития как технического, так и юридического обеспечения. С технической стороны, подобные системы существуют достаточно давно, но только с массовым распространением Интернета они смогли получить всеобщее признание, поскольку появилась  возможность осуществлять операции со счетом из любой точки земного  шара, где есть доступ в Сеть.

Стоимость затрат на услуги связи для выполнения таких операций ничтожно мала и складывается из стоимости  доступа в Интернет (здесь и  далее мы не учитываем банковские тарифы на обслуживание системы и  проведение операций). Российская нормативная  база существенно отстает от западной, и в нашей стране правомерность  системы электронного документооборота с обязательным использованием сертификатов появилась лишь с вступлением  в силу закона «Об электронной  цифровой подписи» от 10 января 2002 года.

Внедрение интернет-банкинга и в российских банках – настоятельная необходимость, чтобы выжить в международной конкуренции. Это – шанс для успешной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность интернет-банкинга

1.1 Понятие. Преимущества и недостатки

 

Интернет-банкинг - это система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме - через сайт банка. Для работы в системе необходимо подключить эту услугу в офисе банка и иметь возможность выхода в Интернет через совместимый браузер. Управление счетом возможно из любой точки мира, с любого компьютера, подключенного к Интернету. Подключение и обслуживание в интернет-банкинге, как правило, бесплатное.

Именно универсальность  механизма интернет-банкинга делает его доступным как для частных лиц, так и для предприятий, где возможности интернет-банкинга позволяют повысить эффективность и оперативность управления денежными потоками. Вообще-то управление платежами через интернет не сложнее, чем обычное общение с компьютером. Для использования системы интернет-банкинга не требуется каких-либо дополнительных знаний.

Возможности интернет-банкинга позволяют:

    • Отправлять в банк все виды финансовых документов;
    • Получать выписки и документы по всем счетам в банке за любой период времени;
    • Отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке в режиме реального времени;
    • Оперативно получать сообщения об ошибках;
    • Работать в одном интерфейсе со счетами в разных банках;
    • Осуществлять просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов.

Отличие интернет-банкинга от классической системы «Клиент-Банк» заключается в том, что изначально система «Клиент-Банк» появилась для удаленного обслуживания юридических лиц, для которых мобильность сервиса не так важна, как для частных клиентов. Клиент-Банк — это «толстая» система, которая требует установки дополнительного программного обеспечения на компьютер клиента, на котором и ведется база данных. Выход в Интернет нужен только для приема/передачи информации.

Интернет-банкинг - более совершенная модификация системы «Клиент-Банк». Сохраняя все достоинства предшественника, интернет-банкинг имеет массу дополнительных преимуществ для клиентов банка:

    • Нет необходимости ставить дополнительное ПО на компьютер;
    • Клиент имеет возможность получать самую оперативную информацию о состоянии своего банковского счета (информация о средствах, поступивших в адрес клиента, становится доступной клиенту одновременно с поступлением данной информации в банк);
    • Весь обмен документами между клиентом и банком осуществляется в электронном виде, и от клиента не требуется предоставления подтверждающих документов на бумажных носителях. Тем не менее, банк не снимает с себя обязательств в предоставлении по первому требованию клиента любых банковских документов в виде бумажных копий.1

Таким образом, можно сказать, что интернет-банк - это аналог системы  банк-клиент, работающий через Интернет. В России, как и на Западе, интернет-банкинг вырос из систем класса «Клиент-Банк».

Главным преимуществом интернет-банкинга является все-таки удобство, которое позволяет забывать о насущных хлопотах и ненужной бумажной работе. Именно оно заставляет многих практичных людей, ценящих свое время, завести счет в банке и управлять им через Интернет. Взаиморасчеты между клиентом и банком проводятся в режиме реального времени. Клиент может отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке на экране своего компьютера.

Простота процедуры подключения  к интернет-банкингу заключается в том, что необходимо лишь наличие банковского счета в банке, договора «Об обслуживании в системе интернет-банкинг» и электронного цифрового сертификата. Возможность получать и осуществлять платежи в адрес любого контрагента, вне зависимости от того, подключен он к Интернет-банкингу или нет. Возможность не опасаться ошибок при заполнении платежных поручений. Система тщательно контролирует правильность заполнения документов и указывает на ошибки.

Защита передаваемой информации от несанкционированного доступа обеспечивается шифрованием с использованием протокола SSL международного формата криптографии. Контактирующие стороны используют электронные цифровые подписи (ЭЦП). Система идентификации гарантирует  подтверждение подлинности сторон, проводящих операцию.

Все этапы электронного документооборота подтверждаются документально (отчеты о проведенных операциях, выписки  по счетам, квитанции, подтверждающие платежи и иные документы). Электронные  документы, заверенные ЭЦП сторон, обладают юридической силой наравне с  бумажными документами, заверенными  подписями сторон и печатью.

Интернет-банкинг позволяет экономить. Автоматизация расчетов позволила снизить затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет, что привело к снижению тарифов по основным банковским операциям. Как правило, клиентам интернет-банкинга предлагаются льготные тарифы по проведению платежей, валютным и другим операциям.

Главными недостатками интернет-банкинга являются:

Во-первых, это относительно более низкий уровень защиты по сравнению  с системой «Клиент-Банк» и документарным  оформлением транзакций. Хотя технология SSL и является стандартом интернет-безопасности, она в силу своей распространенности хорошо известна потенциальным взломщикам и не может гарантировать тот же уровень безопасности, что и система «Клиент-Банк», которая работает, как правило, в замкнутых интернет-сетях, не имеющих выхода в Интернет.2

Во-вторых, высокие начальные  капиталовложения. Для запуска одной  системы интернет-банкинга требуется от 1 до 5 млн. долларов США.

 

 

 

  1.2 Необходимость создания и развития интернет-банкинга

 

Впервые банк, обслуживающий  клиентов через Интернет, появился в 1995 г. Им был Security First Network Bank.

Основателем виртуального банкинга в России следует считать «Автобанк», который уже в мае 1998 г. предложил своим клиентам данный вид услуг. Сегодня по уровню интернетизации Россия находится на одной ступени с Бразилией и Индонезией (4% населения страны), и около 40 банков у нас предлагают различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет.

Одна из важнейших задач  конкурентоспособного банка - удержание  обслуживающихся в нем клиентов. Конечно, удерживать необходимо не только «уходящих» клиентов, но именно они  нуждаются в особом внимании и  особых подходах. Как правило, клиенты  уходят из банка по конкретным причинам. Наиболее распространенная среди них - недостаточное качество обслуживания, отсутствие внимания и т.д. Многие из проблем можно решить и тем самым удержать клиента и даже привлечь новых.

Уже в настоящее время  стали чаще встречаться клиенты, выбирающие обслуживающий банк не только и не столько по степени удобства расположения (как было раньше), но по количеству и качеству услуг, оказываемых банком дистанционно, то есть с помощью такой услуги как интернет-банкинг. Поэтому одна из причин, по которой клиенты уходят из банка является отсутствие возможности обслуживаться дистанционно, то есть с помощью услуги интернет-банкинга. Но отечественные банки пока робко предлагают клиенту онлайновый сервис. Таким образом, банкам необходимо привлекать технологии дистанционного банковского обслуживания, в том числе предоставлять услугу интернет-банкинга. Это позволит не только вернуть часть ушедших клиентов, но даже привлечь новых.

По мнению многих специалистов, использование систем интернет-банкинга сегодня становится важной составляющей имиджа любого современного технологичного финансового института и просто признаком хорошего тона. Дистанционное обслуживание является необходимой составляющей розничного бизнеса банка, поскольку обеспечивает возможность расширения клиентской базы, осуществления целенаправленного маркетинга банковских продуктов и сокращения общих затрат на проведение операций.

Дистанционная система имеет  преимущества как для клиента, так и для банка.

Причины развития интернет-банкинга:

Первая причина является необходимым, но совсем не достаточным  условием - это спрос на подобные услуги со стороны клиентов. Как  известно, спрос рождает предложение. С этим все просто: людям нужны  удобные услуги и банки их предлагают. Конечно, есть и другие, не менее  важные причины.

Вторая причина заключается  в том, что удаленное обслуживание клиентов через Интернет выгодно  банкам. Прежде всего, благодаря тому, что до минимума снижаются издержки банка, связанные с совершением  операций. По своей величине затраты  на создание (покупку) и запуск банковской интернет-системы сопоставимы с открытием одного обычного отделения или филиала банка. Если к этому прибавить мизерные расходы на совершение операций, то скорость окупаемости интернет-отделения банка и его общая эффективность будут в несколько раз выше, чем у обычного отделения.

Информация о работе Интернет-банкинг