Интернет-банкинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:37, реферат

Описание

Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых (в данном случае банковских) услуг, представленных в системах интернет-банкинга.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Сущность интернет-банкинга
1.1 Понятие. Преимущества и недостатки……………………………...5
1.2 Необходимость создания и развития интернет-банкинга…….…...8
1.3 Правовые основы реализации функций интернет-банкинга……..11
2. Анализ состояния интернет-банкинга в России………………………15
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………………………20

Работа состоит из  1 файл

инфотех.docx

— 48.33 Кб (Скачать документ)

Третьей основной причиной интереса банков к интернет-банкингу - это возможность привлечь большое число клиентов, которые не привязаны к географическому расположению банка. Позволяя небольшому провинциальному банку стать банком национального масштаба (хотя бы по широте распределения клиентуры). Теперь банкам нет необходимости открывать филиалы в других городах, чтобы выйти на их рынок.

Четвертая причина, заставляющая банки все активнее заниматься развитием Интернет-услуг. Это конкуренция, которая, безусловно, является двигателем прогресса. Сегодня наличие системы интернет-банкинга в банке, обслуживающем юридических лиц, является существенным конкурентным преимуществом, которое обеспечивает превосходство технологически развитых банков над конкурентами. Можно предположить, что в ближайшие несколько лет возможность обслуживаться через Интернет станет обязательным элементом комплекса банковских услуг.

Банкам стали нужны  качественные системы удаленного банковского  обслуживания, чтобы удовлетворить  запросы своих клиентов, и они  их получили. Для разработчиков это  бизнес, который процветает сегодня, и у которого огромные перспективы  завтра.

Таким образом, в настоящий  момент интернет-банкинг - один из наиболее прогрессивных и динамично развивающихся банковских сервисов для юридических лиц.

В условиях высокой динамичности российского банковского рынка  и обостряющейся борьбы за клиентов для банков становятся особенно важными  определение четкой стратегии своего развития и достижение заданных целей. Постоянное увеличение конкуренции  в секторе банковского обслуживания и агрессивные темпы роста  дочерних иностранных банков заставляют российские банки искать новые, более перспективные и экономичные пути повышения плотности и качества взаимодействия с клиентами.

Новые условия деятельности требуют не только активного использования  традиционных банковских решений, но и  внедрения передовых достижений науки и техники, реализованных  в различных методах дистанционного банковского обслуживания, например, интернет-банкинг.

Использование передовых  технологий в обслуживании клиентов позволит банкам рационально распределить свои ресурсы, минимизировать издержки, усовершенствовать обслуживание клиентов и повысить качество предлагаемых банковских услуг, обусловливающих рост конкурентоспособности.

 

 

 

     

1.3 Правовые основы реализации  функций интернет-банкинга

 

Важными технологическими составляющими  электронной банковской деятельности, в том числе и возможность  предоставления услуги интернет-банкинга является электронная форма заключения сделок и электронные расчеты. Все это обуславливает необходимость использования нормативно-правовой базы в области правового регулирования основ электронной деятельности.

В настоящее время отношения  по поводу оказания в сети Интернет электронных банковских услуг, в  том числе и интернет-банкинга в первую очередь регулируются законодательными актами общего характера, нормы которых могут быть применении к субъектам электронной банковской деятельности (здесь в первую очередь должны быть названы Конституция РФ, ГК РФ, УК РФ).3

Банковские услуги удаленного (дистанционного) управления счетами  и услуги через Интернет должны регулироваться также в соответствии с банковским законодательством, такими как: Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 г. № 395-1 (редакция от 29.12.2006 г.), Положение Банка России от 05.12.2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (редакция от 11.12.2006 г.), Положение Банка России «О безналичных расчётах в РФ» от 3 октября 2002 г. № 2-П (ред. от 2 мая 2007 г.) № 1256-У.

Указание ЦБР от 2 мая 2007 г. N 1823-У

Необходимо также иметь  в виду содержание следующих нормативных  актов Центрального банка РФ:

- Положение от 09.10.2002 г.  № 199-П «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных  организациях на территории РФ»  (редакция от 26.12.2006 г.) (п. 2.8 «Организация  работы с денежной наличностью  при использовании банкоматов, электронных  кассиров, автоматических сейфов  и других программно-технических  комплексов»);

- Положение от 12.03.1998 г.  № 20-П «О правилах обмена  электронными документами между  Банком России, кредитными организациями  (филиалами) и другими клиентами  Банка России при осуществлении  расчетов через расчетную сеть  Банка России» (редакция от 11.04.2000 г.);

- Указание от 01 марта 2004 г. № 1390-У (ред. от 30.11.2004) №  1522-У. «О порядке информирования  кредитными организациями ЦБ  РФ об использовании в своей  деятельности интернет-технологий»;

Для правового обеспечения  функционирования системы межбанковских  платежей в режиме реального времени  ЦБР принял целый пакет нормативных актов. Большая часть из них обязательна лишь для участников системы расчетов (Положение «О системе валовых расчетов в режиме реального времени от 24. 08. 98 № 50-П, Положение от 23.06.1998 г. № 36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» (ред. от 13.12.2001) № 1067-У;). Однако некоторые (Временное положение ЦБР от 10. 02. 98 №17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями») распространяют свое действие на все кредитные организации и их клиентов, а, следовательно, напрямую регулируют порядок осуществления безналичных расчетов с помощью Интернет. В указанных выше нормативных актах даются определения электронного платежного документа, электронного служебно-информационного документа, электронной цифровой подписи (ЭЦП), владельца ЭЦП и множество других дефиниций, которые напрямую могут быть использованы при организации системы безналичных расчетов в сети Интернет.

Основой для применения электронных документов, оформляемых при помощи технологии электронной цифровой подписи служит в первую очередь Федеральный Закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Еще одним немаловажным документом является письмо Центрального Банка  России от 30.08. 2006 года № 115 - Т «Об  исполнении ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и функционированию терроризма «В части идентификации клиентов обслуживаемых с использованием технологий Дистанционного банковского  обслуживания».4

Столичные банки требуют  от компаний сообщать персональные данные обо всех лицах, которые имеют  доступ к счетам фирмы с использованием технологий интернет-банкинга. Подобным образом в кредитных организациях решили соблюдать положения письма Центробанка от 30.08.06 № 115-Т, согласно которому банкам должно быть известно не только лицо, заключившее договор банковского счета, но и все, кто будет распоряжаться средствами в удаленном режиме. Однако передача пароля для совершения интернет-операций по расчетному счету лицу, которое не было изначально указано в договоре компании с банком, может серьезно повредить отношениям с банкирами вплоть до разрыва.

Наконец, важное значение в регулировании банковских услуг удаленного (дистанционного) управления счетами и услуги через Интернет, в том числе и интернет-банкинга должны имеют правила платежных систем и соответствующие внутренние регламенты банков.

В целях обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности  составления и представления  финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних  и внутренних пользователей), а также  информационной безопасности, а также  соблюдения нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов банка в банке осуществляется внутренний контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния интернет-банкинга в России

 

В настоящее время услуги через Интернет предоставляют более 50 российских банков.

По приблизительным оценкам, в России в настоящее время  общее число пользователей интернет - банкинга составляет 1,2-1,5 млн. человек, из них 90% - физические лица. По итогам прошлого года число пользователей услуги выросло более чем в два раза.

Первым в России начал  использовать Интернет-банкинг Автобанк в мае 1998 г. Тогда рынок частных вкладов имел серьезный потенциал. Затем наступил финансовый кризис. Вначале 2000 г. только два российских банка - «Автобанк» и «Гута Банк» (ныне ВТБ 24) предлагали полнофункциональный банковский сервис через Интернет своим частным клиентам, да несколько банков экспериментировали с интернет-версиями систем «клиент-банк» для корпоративных клиентов. Полноценный рынок банковских интернет-услуг начал формироваться в России в 2000 году, когда не единицы, а десятки банков стали развивать интерактивное банковское обслуживание через Интернет.

Банки, которые делают ставку на развитие Интернет-банкинга (ИБ), задумываются о введении различных «фишек». Так, в электронном офисе Ситибанка можно поменять пин-код карты. В «Авангарде» через ИБ клиенту предоставляется возможность подать заявление на увеличение лимита по кредитке, а затем узнать о принятом решении. В электронной системе Промсвязьбанка есть готовые шаблоны с реквизитами для оплаты штрафов ГИБДД. Урса-банк ввел функцию оплаты авиа - и железнодорожных билетов в режиме онлайн.

Однако в целом что-то радикально новое в функционале  ИБ придумать сложно, даже опираясь на лучший западный опыт. Большинство  востребованных клиентами функций, которые предлагают электронные  офисы зарубежных банков, уже доступны и в российских финансовых учреждениях.

Впрочем, российские кредитные  организации еще не предоставляют  полноценных услуг по страхованию  депозитов и онлайн-выдаче кредитов, которые распространены, например в США.

Кроме того, в отечественных  банках слабо развита услуга по приобретению паев ПИФов. Между тем интерес к этому инструменту инвестиций растет, поэтому сервис пользовался бы спросом, несмотря на то, что пайщики - узкий клиентский сегмент. В данном случае нужно, чтобы потребитель пользовался ИБ данной кредитной организации и заинтересовался ее ПИФами. Сегодня подобную услугу предлагают ВТБ24, Альфа-банк, Банк Москвы.

Для клиентов подключение  к ИБ, как правило, бесплатно. За обслуживание может взиматься абонентская  плата (обычно от 300 до 1 тыс. рублей в  год). Номос-банк, скажем, берет за пользование ИБ 50 рублей в месяц (600 рублей в год). В банке «Союз» сервис обходится дешевле - 33 рубля в месяц (клиент должен сразу заплатить за 12 месяцев 396 рублей). В некоторых кредитных организациях потребителю необходимо заплатить за получение ключей или специальных устройств, обеспечивающих безопасность онлайн-операций. К примеру, в Пробизнесбанке подключение к ИБ бесплатно, но пользователю нужно приобрести карточку переменных кодов (пластик на 63 ключа стоит 315 рублей, на 70 - 350 рублей). Выходит, одна операция обойдется в 5 рублей.

Обычно комиссии (около 1% от суммы операции) взимаются только за межбанковские переводы по свободным  реквизитам, то есть в адрес получателей, с которыми у банка не заключены  соглашения. Впрочем, некоторые участники  рынка берут плату и за «договорные» платежи. Так, банк «Агроимпульс» за проведение каждой операции списывает 3 рубля. Ситибанк взимает такую же сумму за оплату мобильного телефона, а комиссия МБРР за оплату коммунальных услуг и электроэнергии составляет 1,5%.

Любопытно, что иногда финансовые учреждения вводят комиссии по отдельным операциям, чтобы охладить пыл особенно находчивых клиентов. Так, ВТБ24 со 2 января 2008 года стал взимать 3% за пополнение счетов в системе «Телебанк», если клиент переводит средства с кредитной карты. Ранее владелец кредитки со льготным периодом (ЛП) мог без комиссий через ИБ разместить деньги на краткосрочный депозит, заработать проценты, а через 50 дней (по окончании ЛП) погасить задолженность.

Высокий интерес к Интернет-банкингу со стороны клиентов обусловлен, прежде всего, более привлекательными условиями по сравнению с предлагаемыми в традиционных банках. Поскольку затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет считались несоизмеримо малыми, западные онлайн-банки изначально предложили своим будущим клиентам очень высокие процентные ставки по депозитам. Российские банки избрали принципиально иной путь наращивания клиентской базы - снижения тарифов по основным банковским операциям.

Учитывая все преимущества взаимодействия с клиентом через  Интернет, некоторые банки предлагают усеченный вариант Интернет-банкинга. Например, только просмотр выписок по счету. Эта бесплатная услуга предоставляется клиентам через сайт банка. Если же клиент еще не имеет доступа в Интернет, банк может за сумму, существенно меньшую по сравнению с тарифами обычных провайдеров, предоставить клиенту возможность посещения сайта банка, а также подключить к электронной почте.

Интернет-банкинг набирает популярность, банкиры пока не говорят о буме, но отмечают постоянный и значительный (в среднем от 40% в год и больше) рост клиентской базы. Сводной статистики по всем банкам нет, но о количестве пользователей виртуального банкинга можно судить хотя бы на основе того, что на трех игроков (Альфа-банк, Райффайзенбанк, Ситибанк) приходится уже более 300 тыс. пользователей. Интернет-банкинг сегодня предлагает если и не каждый второй, то каждый третий участник рынка. Банки стали осознавать необходимость этой услуги и понимать, что она для них выгодна. Для банков такая система не только способ повышения лояльности клиентов, но и возможность сэкономить на затратах. По данным консалтинговой компании Piper Jaffray, одна операция по обслуживанию клиента в офисе обходится в 1,07 доллара, по телефону - 50 центов, а через интернет-банкинг она стоит всего 1 цент. Понятно, что за расходы банка по обслуживанию платит, в конечном счете, клиент, а раз так, то и для него использование интернет-банкинга - это не только экономия времени, но и средств.

Сейчас банк с широким спектром виртуальных услуг найти не проблема. К таковым относятся такие крупные банки, как ВТБ 24, Альфа-банк, Банк Москвы, «Уралсиб», Росбанк. Общепризнанным законодателем считается ВТБ 24. Его система «Телебанк» представляет на сегодня, пожалуй, максимальный набор операций. У ВТБ 24, наверное, и самый обширный список компаний-партнеров (более 40 фирм), за перевод платежей которым не взимается комиссия.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Очевидно, что ключевое преимущество интернет-банкинга - возможность доступа к счету в любое время и из любого места. Благодаря этой возможности клиенту больше не нужно посещать банк для выполнения платежа или получения выписки - все можно сделать, не сходя с рабочего места и имея под рукой лишь компьютер с доступом в Интернет. Другими словами, созданы все условия для того, чтобы клиент не тратил много времени на работу с банком, а занимался своим делом. Вообще, клиенту достаточно появиться в банке лишь для того, чтобы открыть счет, зарегистрироваться в системе дистанционного обслуживания и получить карты для зарплаты. Все остальные операции можно выполнять с рабочего компьютера, а деньги получать в ближайшем банкомате.

Информация о работе Интернет-банкинг