Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:50, реферат
Искусственный интеллект (ИИ) – быстро развивающееся направление современной информатики. Основной целью исследований, выполняемых в ИИ, является разработка компьютерных систем, способных выполнять функции, которые свойственны интеллекту человека. Попытки создания таких систем начали предприниматься с конца 40-х годов предыдущего столетия, когда были разработаны первые ЭВМ. Поэтому ИИ – относительно молодое научное направление, которое лежит на стыке разнообразных дисциплин, таких, как дискретная математика, лингвистика, психология, программирование, математическая статистика и др.
Введение
1. Основные понятия искусственного интеллекта
2. Этапы развития искусственного интеллекта
3. Основные направления исследований
3.1. Представление задач и поиск решений
3.2. Доказательство теорем
3.3. Представление знаний
3.4. Экспертные системы
3.5. Обучение и выявление закономерностей
3.6. Общение на естественном языке
3.7. Распознавание образов
3.8. Компьютерное зрение
3.9. Языки программирования систем искусственного интеллекта
4. Современный искусственный интеллект
5. Связь с другими науками
Заключение
Используемая литература
Содержание
Введение……………………………………
1. Основные понятия
искусственного интеллекта……………
2. Этапы развития искусственного интеллекта………………………………………..…6
3. Основные направления
исследований………………………………………………
3.1. Представление задач
и поиск решений………………………………………
3.2. Доказательство теорем………………………
3.3.
Представление знаний…………………………
3.4. Экспертные системы………………………………
3.5. Обучение и выявление
закономерностей….………………………….……
3.6. Общение на естественном языке…………………………………………….…..18
3.7. Распознавание образов………………………
3.8. Компьютерное зрение……………………………
3.9. Языки программирования систем искусственного интеллекта….21
4. Современный искусственный интеллект………………………………………….……21
5. Связь с другими
науками……………………………………………………………
Заключение…….………………………
Используемая
Введение
Искусственный
интеллект (ИИ) – быстро развивающееся
направление современной
Диапазон
исследований, выполняемых в рамках
ИИ, весьма широкий. Он включает решение
как общих проблем, например, представление
знаний и логический вывод, так и
специальных – игра в шахматы,
доказательство теорем, сочинение стихов
и т.п.
1. Основные понятия искусственного интеллекта
Термин интеллект (intelligence) происходит от латинского intellectus — что означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека. Соответственно искусственный интеллект (artificial intelligence) — ИИ (AI) обычно толкуется как свойство автоматических систем брать на себя отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних воздействий.
Интеллектом
называется способность мозга решать
(интеллектуальные) задачи путем приобретения,
запоминания и
В
этом определении под термином "знания"
подразумевается не только ту информацию,
которая поступает в мозг через
органы чувств. Такого типа знания чрезвычайно
важны, но недостаточны для интеллектуальной
деятельности. Дело в том, что объекты
окружающей нас среды обладают свойством
не только воздействовать на органы чувств,
но и находиться друг с другом в
определенных отношениях. Ясно, что
для того, чтобы осуществлять в
окружающей среде интеллектуальную
деятельность (или хотя бы просто существовать),
необходимо иметь в системе знаний
модель этого мира. В этой информационной
модели окружающей среды реальные объекты,
их свойства и отношения между
ними не только отображаются и запоминаются,
но и, как это отмечено в данном
определении интеллекта, могут мысленно
"целенаправленно
Мы употребили термин интеллектуальная задача. Для того, чтобы пояснить, чем отличается интеллектуальная задача от просто задачи, необходимо ввести термин "алгоритм" — один из краеугольных терминов кибернетики.
Под алгоритмом понимают точное предписание о выполнении в определенном порядке системы операций для решения любой задачи из некоторого данного класса (множества) задач. Термин "алгоритм" происходит от имени узбекского математика Аль-Хо резми, который еще в IX веке предложил простейшие арифметические алгоритмы. В математике и кибернетике класс задач определенного типа считается решенным, когда для ее решения установлен алгоритм. Нахождение алгоритмов является естественной целью человека при решении им разнообразных классов задач. Отыскание алгоритма для задач некоторого данного типа связано с тонкими и сложными рассуждениями, требующими большой изобретательности и высокой квалификации. Принято считать, что подобного рода деятельность требует участия интеллекта человека. Задачи, связанные с отысканием алгоритма решения класса задач определенного типа, будем называть интеллектуальными.
Что же касается задач, алгоритмы решения которых уже установлены, то, как отмечает известный специалист в области ИИ М. Минский, "излишне приписывать им такое мистическое свойства, как "интеллектуальность". В самом деле, после того, как такой алгоритм уже найден, процесс решения соответствующих задач становится таким, что его могут в точности выполнить человек, вычислительная машина (должным образом запрограммированная) или робот, не имеющие ни малейшего представления о сущность самой задачи. Требуется только, чтобы лицо, решающее задачу, было способно выполнять те элементарные операции, их которых складывается процесс, и, кроме того, чтобы оно педантично и аккуратно руководствовалось предложенным алгоритмом. Такое лицо, действуя, как говорят в таких случаях, чисто машинально, может успешно решать любую задачу рассматриваемого типа.
Поэтому представляется совершенно естественным исключить из класса интеллектуальных такие задачи, для которых существуют стандартные методы решения. Примерами таких задач могут служить чисто вычислительные задачи: решение системы линейных алгебраических уравнений, численное интегрирование дифференциальных уравнений и т. д. Для решения подобного рода задач имеются стандартные алгоритмы, представляющие собой определенную последовательность элементарных операций, которая может быть легко реализована в виде программы для вычислительной машины. В противоположность этому для широкого класса интеллектуальных задач, таких, как распознавание образов, игра в шахматы, доказательство теорем и т. п., напротив это формальное разбиение процесса поиска решения на отдельные элементарные шаги часто оказывается весьма затруднительным, даже если само их решение несложно.
Таким образом, мы можем перефразировать определение интеллекта как универсальный сверхалгоритм, который способен создавать алгоритмы решения конкретных задач.
Еще
интересным замечанием здесь является
то, что профессия программиста,
исходя из наших определений, является
одной из самых интеллектуальных,
поскольку продуктом
Деятельность
мозга (обладающего интеллектом), направленную
на решение интеллектуальных задач,
мы будем называть мышлением, или
интеллектуальной деятельностью. Интеллект
и мышление органически связаны
с решением таких задач, как доказательство
теорем, логический анализ, распознавание
ситуаций, планирование поведения, игры
и управление в условиях неопределенности.
Характерными чертами интеллекта, проявляющимися
в процессе решения задач, являются
способность к обучению, обобщению,
накоплению опыта (знаний и навыков)
и адаптации к изменяющимся условиям
в процессе решения задач. Благодаря
этим качествам интеллекта мозг может
решать разнообразные задачи, а также
легко перестраиваться с
2. Этапы развития искусственного интеллекта
Исследования
в области ИИ начались сразу же
после появления первых электронных
компьютеров. За 50 лет ИИ прошел в
своем развитии несколько этапов.
Опишем их в хронологическом порядке.
Становление искусственного интеллекта (1943 - 1956 гг.). Работы в области искусственного интеллекта начались с зарождения нейрокибернетики. Связано это было с тем, что основу мозга образуют нервные клетки – нейроны. Поэтому исследователи в ранний период развития ИИ пытались строить разумные машины, имитируя поведение коллектива нейронов. В 1943 г. У. Маккаллох и У. Питтс предложили модель формального логического нейрона, который мог находиться в двух устойчивых состояниях. Д. Хебб (1949 г.) разработал простое правило, позволяющее изменять веса связей между нейронами с целью их обучения. В 1951 году М. Минский и Д. Эдмондс разработали нейрокомпьютер, который содержал 40 нейронов. Эти первые работы в области ИИ обозначили два основных подхода к разработке СИИ – логический и коннекционистский.
Термин
"искусственный интеллект" был
предложен на семинаре с аналогичным
названием, который проходил в Дартсмутском
колледже (США) летом 1956 года. Семинар был
организован М. Минским и Дж. Маккарти.
Среди участников семинара были Г. Саймон
и А. Ньюэлл, которые разработали программу
“Логик-теоретик”, предназначенную для
доказательства теорем в исчислении высказываний.
Именно этих четырех исследователей считают
“отцами” ИИ. М. Минский и Дж. Маккарти
основали лабораторию ИИ в Массачусетском
технологическом институте, а Г. Саймон
и А. Ньюэлл в университете Карнеги-Меллона.
Позже Дж. Маккарти перешел в Стэнфордский
университет. В этих трех университетах,
а также в Эдинбургском университете выполнялись
первые работы, обеспечившие становление
ИИ.
Эвристический поиск и доказательство теорем (1956 – 1969 гг.). Работы Г. Саймона и А. Ньюэлла по созданию программы "Логик-теоретик" были завершены в 1957 г. С помощью этой программы был успешно доказан ряд теорем из книги Уайтхеда и Рассела "Principia mathematica". Один из недостатков программы состоял в том, что она неэффективно осуществляла поиск решений. А. Ньюэлл и Г. Саймон заинтересовались общими методами поиска решений, приступив к созданию следующей программы, которую назвали "Универсальный решатель задач". Эту программу обычно называют GPS по первым буквам английского названия General Problem Solver. GPS разрабатывалась с целью имитации процесса решения задач человеком и базировалась на идеях эвристического поиска. Эвристика – правило, полученное опытным путем, которое позволяет сократить количество переборов в пространстве поиска решений.
Программа GPS могла настраиваться на предметную область. Для этого необходимо было задавать структуру состояний задачи и операторы, преобразующие эти состояния. Решение задачи осуществлялось на основе поисковых алгоритмов в пространстве возможных решений по эвристиче ским правилам, которые направляли поиск к искомой цели. GPS была, вероятно, первой программой, которая использовала способы рассуждений, свойственные человеку.
В
этот же период Дж. Маккарти создает язык
Лисп, который становится доминирующим
языком программирования систем ИИ. В
1958 году Маккарти публикует статью "Программы
и здравый смысл", в которой описывает
гипотетическую программу "Advice Taker",
центральной идеей которой было представление
знаний и логический вывод.
Представление знаний (1969 – 1979 гг.). К концу 60-х годов было обнаружено, что для решения практически важных задач недостаточно одних знаний общего характера (общих стратегий поиска решений). Успешное решение прикладных задач возможно только при наличии хорошо структурированных специальных знаний. Программа DENDRAL, разработанная в 1969 году Э. Фейгенбаумом, Б. Букхененом и Э. Ледербергом, содержала детальные сведения из области органической химии и помогала химикам определять молекулярную структуру неизвестных органических соединений по данным, получаемым с помощью масс-спектрометра. Масс-спектрометр, разделяя молекулы на фрагменты, измеряет массу и электрический заряд каждого из фрагментов. Чтобы определять множество форм молекул, которые могут состоять из таких фрагментов, в программе DENDRAL использовались эмпирические знания химиков, представленные в форме правил "если-то". Это позволило резко сократить число предлагаемых вариантов решений.
DENDRAL была первой успешно реализованной программой, аккумулирующей знания экспертов. Такие программы получили название "экспертные системы". Они содержали большой объем практических знаний, что позволяло им давать ответы на специальные вопросы в той или иной области.
Вдохновленные успехом программы DENDRAL Э. Фейгенбаум, Б. Букхенен и Э. Шортлифф разрабатывают экспертную систему MYCIN. Система MYCIN содержала около 450 правил, позволяющих диагностировать инфекционные заболевания крови. Важным отличием системы MYCIN от DENDRAL было то, что MYCIN позволяла осуществлять правдоподобные заключения на основе ненадежных знаний. С этой целью факты и правила в системе MYCIN характеризовались коэффициентами уверенности.
Авторы системы MYCIN пошли дальше, когда удалили из нее базу знаний, т.е. всю медицинскую информацию. Оставшаяся часть системы содержала только логику управления правилами и была названа EMYCIN (пустая MYCIN). EMYCIN представляла собой оболочку экспертной системы, которую можно было наполнять знаниями. Подобные системы стали применять в самых разных областях – от определения конфигурации компьютерных систем до геологической разведки.