Использование средств ИКТ в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Цель: Исследовать процесс обучения с использованием средств ИКТ в начальной школе.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по данной теме.
2. Охарактеризовать процесс обучения с использование ИКТ.
3. Выявить особенности процесса обучения со средствами ИКТ в начальной школе.

Работа состоит из  1 файл

Хисамова Р. И.нов - копия.docx

— 32.64 Кб (Скачать документ)

В условиях дидактически продуманного применения средств ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

В настоящее время наблюдается  все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня,  учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого  ребенка за короткий промежуток времени  осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно  организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении  этой непростой задачи может сочетание  традиционных методов обучения и  современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке  позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки  и самые различные игры, современный  компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать  на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С  другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности  и знания ребенка, понять его, побуждает  искать новые, нетрадиционные формы  и методы обучения.

Одной из главных задач, стоящих  перед учителем начальной школы, является расширение кругозора учащихся, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Это особенно важно для нашей школы-интерната, так как учащиеся – это дети коренных малочисленных народов Севера (ненцы, селькупы) ведущих кочевой образ жизни. Круг общения и среда, в которой растет ребенок, узок и ограничивается только членами своей семьи и природой безлюдной тундры, поэтому представления об окружающем мире у детей минимальны. Поэтому зрительное восприятие нового прочнее и глубже.

Бурное развитие новых информационных технологий и активное внедрение  их в повседневную жизнь наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке  целей образования: одним из результатов  обучения и воспитания в школе  первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность  актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего  самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость  применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь - использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных  уроках в начальной школе позволяет  развивать умение учащихся ориентироваться  в информационных потоках окружающего  мира, овладевать практическими способами  работы с информацией, развивать  умения, позволяющие обмениваться информацией  с помощью современных технических  средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, насыщенными, мобильными. Используется практически любой  материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это  уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно  строить их обучение, применяя как  можно больше качественного иллюстративного  материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных  уроках в начальной школе позволяет  перейти от объяснительно-иллюстративного  метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Организация учебного процесса в начальной школе прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребенка.                     Следовательно, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работу с использованием ИКТ необходимо чётко продумать и дозировать. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  3. Как информационно-обучающее пособие
  4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы  и способы подачи информации на большой  экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Как писал великий педагог  К.Д.Ушинский: «Если вы входите в  класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс  заговорит, а главное, заговорит  свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого  выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти  ту грань, которая позволит сделать  урок по-настоящему развивающим и  познавательным. Использование информационных технологий позволяет сделать урок современным,  что способствует значительному повышению качества обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование средств ИКТ в начальной школе