Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:36, курсовая работа
Цель: Исследовать процесс обучения с использованием средств ИКТ в начальной школе.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по данной теме.
2. Охарактеризовать процесс обучения с использование ИКТ.
3. Выявить особенности процесса обучения со средствами ИКТ в начальной школе.
Введение
В школу пришли информационные технологии. Сегодня ИКТ в обучении – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования. Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, образованной, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для нового знания. На протяжении последних лет информационные технологии активно используются в школах в процессе обучения. Процесс обучения с использованием средств ИКТ рассматривался такими учеными как М. П. Лапчик, А. В. Могилёв, И. Г. Захарова, Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. К. Хеннер, М. В. Афонина и другие.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Для начальной школы одним
из результатов обучения и воспитания
должна стать готовность детей к
овладению современными компьютерными
технологиями и способность актуализировать
полученную информацию для самообразования.
Использование ИКТ в начальной
школе позволяет развивать
Исходя из выше изложенного, была определена тема курсовой работы: «Использование средств ИКТ в начальной школе».
Цель: Исследовать процесс обучения с использованием средств ИКТ в начальной школе.
Объект: Процесс обучения с использованием средств ИКТ.
Предмет: Использование средств ИКТ в начальной школе.
Задачи:
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения с использованием средств ИКТ.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
КТ оказывают влияние на все
сферы жизнедеятельности
Данная технология необходима:
1. Для формирования информационного общества.
2. Для качественных изменений в структуре
образовательных систем и в содержании
образования.
Одно из условий
эффективной подготовки
Процесс применения информационно – коммуникационных технологий приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение ИКТ способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Информационные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.
Применение средств ИКТ
позволяет сократить время при
выполнении заданий, что повышает продуктивность
урока. Информационно –
Использование ИКТ на различных
уроках в школе позволяет
- развивать умение учащихся ориентироваться
в информационных потоках окружающего
мира;
- овладевать практическими способами
работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться
информацией с помощью современных технических
средств.
Использование ИКТ позволяет
перейти от объяснительно-
Процесс обучения с использованием
средств информационно –
Часто обучение характеризуют как передачу информации от учителя к ученику. Но обучение возможно только при встречной активности ученика в ответ на усилия, прилагаемые учителем для его обучения. Ведь если ученик не будет прилагать ответных усилий, знания у него не появятся. Обучение с использованием средств ИКТ во многом решает эту проблему. Современным ученикам интересны новые технологии, используя эти средства на уроках, дети все больше и больше с интересом и охотой вовлечены в процесс обучения.
Позволю себе привести высказывания ученых разных времен без подробных комментариев.
Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)
Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк)
Если учащийся не переживает
радости поиска и находок, не ощущает
живого процесса становления идей,
то ему редко удается достичь
ясного понимания всех обстоятельств,
которые позволили избрать
Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
При работе со средствами ИКТ осуществляется процесс индивидуализации, так как предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.
Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование своей работы в соответствии с целью (заданием), выполнение задания без непосредственного участия учителя, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют: потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия учащегося, направленные на достижение цели деятельности без посторонней помощи.
Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:
- ученику: повышение мотивации
учения; повышение познавательного
интереса; становление активной
субъектной позиции в учебной
деятельности; формирование информационных,
коммуникационных
- учителю: нестандартное
Подход, в котором происходит обучение
с использованием средств информационно-
Информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс ведет за собой появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Информация о работе Использование средств ИКТ в начальной школе