Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:51, реферат
Формирование духовно-нравственной личности – одно из ключевых направлений современного образования. Умения и навыки, приобретаемые в процессе генеалогического поиска, соотносятся с современным требованием системно-деятельного подхода к образованию, с решением задач творческого действия. Сегодня речь должна идти в первую очередь о восстановлении исторической преемственности поколений, возрождении российских нравственных ценностей, укрепление института семьи, его духовных составляющих.
Но однажды наступила засуха. Уже второй месяц не было дождей, травы высыхали, скотина худела. Нужно было срочно перебираться на другие места. Как-то утром Актжарку разбудили взволнованные голоса взрослых - заболел ее любимый дедушка. И везти его в эти трудные дни было нельзя – слишком стар. Как же быть? Начался падеж скота, не хватало воды. На семейном совете решили оставить деда, а потом вернуться за ним. Приготовили продукты, воду для старика и отправились в путь. Вот тут-то и разыгралась трагедия. Актжарка ни за что не хотела расставаться с дедом. Все понимали, что оставлять ее нельзя. Просили, уговаривали, даже угрожали, но напрасно. Внучка не оставила старика. Воды и продуктов было достаточно. Так прожили они почти все лето. Но беда не приходит одна. Постепенно запасы закончились, степь высохла, вода в реке ушла. Засуха творила свое черное дело. Все живое куда-то исчезло. Дед с горя совсем слег, просил пить. Обошла девочка кочевье вдоль и поперек - нет воды, и негде взять... У Актжарки сердце кровью обливалось, когда она смотрела на больного деда. Как помочь ему? Что делать? Побежала на берег высохшей реки, стала молиться, горько рыдая. И сжалился Всемогущий над девочкой.
Там, где упала горючая слезинка, вдруг забил родничок, где упала вторая - еще один. От счастья Актжарка не знала, что делать. Сначала вдоволь напоила деда, вывела его на берег спасительницы. Обессиленный старик, с трудом улыбаясь, сказал: «Якши Актжарка».
Когда приехали родственники, то удивились, увидев ожившую речку. Снова запели птицы, застрекотали кузнечики. Степь постепенно оживала.
С тех самых пор стали называть речку – спасительницу «Якши Актжарка». Со временем слово «якши» отпало, и осталось одно – «Актжарка».
Использованная литература:
Записаны зам. директора
по воспитательной работе
Трушниковой Г.И.
Записаны учителем географии
Сухаренковой Н.И.