Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:16, реферат
Математика и информатика используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической и информационной грамотности и компетентности. Однако на сегодняшний день в школьном курсе информатики и ИКТ зачастую предлагается односторонний образовательный подход, не позволяющий должным образом повысить уровень знаний из-за отсутствия в нём математической логики, необходимой для полного усвоения материала. Кроме того, отсутствие стимуляции творческого потенциала учащихся негативным образом отражается на мотивации к обучению, и как следствие, на конечном уровне умений, знаний и навыков. Как можно изучать предмет не зная его истории. Данный материал можно использовать на уроках истории, математики и информатики.
Актуальность
Введение
Первые шаги в развитии счетных устройств
Счётные устройства 17 века
Счётные устройства 18 века
Счётные устройства 19 века
Развитие вычислительной техники в начале 20 века
Появление и развитие вычислительной техники в 40-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 50-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 60-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 70-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 80-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 90-х годах 20 века
Роль вычислительной техники в жизни человека
Мои исследования
Заключение
Список литературы
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Карасукского района
Реферат
Тема: История развития вычислительной техники.
Составил:
Ученик МОУСОШ №3
Кочетов Егор Павлович
10 класс
Руководитель и консультант:
Сердюков Валентин Иванович,
учитель информатики МОУСОШ №3
Карасук 2008г
Содержание:
Актуальность
Введение
Первые шаги в развитии счетных устройств
Счётные устройства 17 века
Счётные устройства 18 века
Счётные устройства 19 века
Развитие вычислительной техники в начале 20 века
Появление и развитие вычислительной техники в 40-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 50-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 60-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 70-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 80-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 90-х годах 20 века
Роль вычислительной техники в жизни человека
Мои исследования
Заключение
Список литературы
Актуальность
Математика и информатика используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической и информационной грамотности и компетентности. Однако на сегодняшний день в школьном курсе информатики и ИКТ зачастую предлагается односторонний образовательный подход, не позволяющий должным образом повысить уровень знаний из-за отсутствия в нём математической логики, необходимой для полного усвоения материала. Кроме того, отсутствие стимуляции творческого потенциала учащихся негативным образом отражается на мотивации к обучению, и как следствие, на конечном уровне умений, знаний и навыков. Как можно изучать предмет не зная его истории. Данный материал можно использовать на уроках истории, математики и информатики.
В наше время
трудно представить себе, что без
компьютеров можно обойтись. А
ведь не так давно, до начала 70-х годов
вычислительные машины были доступны
весьма ограниченному кругу
Введение
Люди учились
считать, используя собственные
пальцы. Когда этого оказалось
недостаточно, возникли простейшие счётные
приспособления. Особое место среди
них занял АБАК, получивший в древнем
мире широкое распространение. Затем
спустя годы развития человека появились первые электронные
вычислительные машины (ЭВМ). Они не только
ускорили вычислительную работу, но и
дали толчок человеку для создания
новых технологий.
Первые шаги в развитии счетных устройств
История счётных устройств насчитывает много веков. Древнейшим счетным инструментом, который сама природа предоставила в распоряжение человека, была его собственная рука. Для облегчения счета люди стали использовать пальцы сначала одной руки, затем обеих, а в некоторых племенах и пальцы ног. В XVI веке приемы счета на пальцах описывались в учебниках.
Следующим шагом в развитии счета стало использование камешков или других предметов, а для запоминания чисел - зарубок на костях животных, узелков на веревках. Обнаруженная в раскопках так называемая "вестоницкая кость" с зарубками, позволяет историкам предположить, что уже тогда, 30 тыс. лет до н.э., наши предки были знакомы с зачатками счета:
.
Раннему развитию письменного
счета препятствовала сложность
Эти обстоятельства
объясняют появление
Подобный счетам инструмент был известен у всех народов. Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде.
Римляне усовершенствовали
абак, перейдя от деревянных досок,
песка и камешков к мраморным
доскам с выточенными желобками
и мраморными шариками. Позднее, Около 500 г. н.э., абак
был усовершенствован и на свет появились
счёты— устройства, состоящего из набора
костяшек, нанизанных на стержни. Китайские счеты суан-пан состояли
из деревянной рамки, разделнной на верхние
и нижние секции. Палочки соотносятся
с колонками, а бусинки с числами. У китайцев
в основе счета лежала не десятка, а пятерка.
Она разделена на две части: в нижней части на каждом ряду располагаются по 5 косточек, в верхней части - по две. Таким образом, для того чтобы выставить на этих счетах число 6, ставили сначала косточку, соответствующую пятерке, и затем прибавляли одну в разряд единиц.
У японцев это же устройство для счета носило название серобян:
На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил распространение "дощаный счет", который почти не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.
Примерно в VI
в. н.э. в Индии сформировались весьма
совершенные способы записи чисел и
правила выполнения арифметических операций,
называемые сейчас десятичной системой
счисления.При записи числа, в котором
отсутствует какой-либо разряд (например,
101 или 1204), индийцы вместо названия
цифры говорили слово "пусто". При
записи на месте "пустого" разряда
ставили точку, а позднее рисовали кружок.
Такой кружок назывался "сунья" -
на языке хинди это означало "пустое
место".
Мухаммеду бен Муса ал-Хорезму мы обязаны появлению термина "алгоритм".
В конце XV века Леонардо да Винчи(1452-1519) создал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства с десятизубными кольцами. Но рукописи да Винчи обнаружили лишь в 1967г., поэтому биография механических устройств ведется от суммирующей машины Паскаля.По его чертежам в наши дни американская фирма по производству компьютеров в целях рекламы построила работоспособную машину.
Счётные устройства 17 века
В 1614 году шотландский математик Джон Непер (John Naiper, 1550-1617) изобрел таблицы логарифмов. Принцип их заключается в том, что каждому числу соответствует специальное число - логарифм - показатель степени, в которую нужно возвести число (основание логарифма), чтобы получить заданное число. Таким способом можно выразить любое число. Логарифмы очень упрощают деление и умножение. Для умножения двух чисел достаточно сложить их логарифмы. Благодаря данному свойству сложная операция умножения сводится к простой операции сложения. Для упрощения были составлены таблицы логарифмов, которые позже были как бы встроены в устройство, позволяющее значительно ускорить процесс вычисления, - логарифмическую линейку.
Непер предложил в 1617 году другой (не логарифмический) способ перемножения чисел. Инструмент, получивший название палочки (или костяшки) Непера, состоял из тонких пластин, или блоков. Каждая сторона блока несет числа, образующие математическую прогрессию.
Манипуляции с
блоками позволяют извлекать
квадратные и кубические корни, а также
умножать и делить большие числа.
Вильгельм Шиккард
В 1623 г. Вильгельм Шиккард (Wilhelm
Schickard) - востоковед и математик, профессор
Тюбинского университета - в письмах своему
другу Иогану Кеплеру описал устройство
"часов для счета" - счетной машины
с устройством установки чисел и валиками
с движком и окном для считывания результата.
Эта машина могла только складывать и
вычитать (в некоторых источниках говорится,
что эта машина могла еще умножать и делить).
Это была первая механическая машина.
Блез Паскаль
В 1642 г. французский математик Блез Паскаль (Blaise Pascal, 1623-1662) сконструировал счетное устройство, чтобы облегчить труд своего отца - налогового инспектора. Это устройство позволяло суммировать десятичные числа. Внешне оно представляло собой ящик с многочисленными шестеренками.
Основой суммирующей машины стал счетчик-регистратор, или счетная шестерня. Она имела десять выступов, на каждом из которых были нанесены цифры. Для передачи десятков на шестерне располагался один удлиненный зуб, зацеплявший и поворачивающий промежуточную шестерню, которая передавала вращение шестерне десятков. Дополнительная шестерня была необходима для того, чтобы обе счетные шестерни - единиц и десятков - вращались в одном направлении. Счетная шестерня при помощи храпового механизма (передающего прямое движение и не передающего обратного) соединялись с рычагом. Отклонение рычага на тот или иной угол позволяло вводить в счетчик однозначные числа и суммировать их. В машине Паскаля храповой привод был присоединен ко всем счетным шестерням, что позволяло суммировать и многозначные числа.
В 1642 г. англичане Роберт Биссакар, а в 1657 году - независимо от него - С.Патридж разработали прямоугольную логарифмическую линейку, конструкция которой в основном сохранилась до наших дней.
В 1673 г. Немецкий философ, математик, физик Готфрид Вильгельм Лейбниц(Gottfried Wilhelm Leibniz, 1646-1716) создал "ступенчатый вычислитель" - счетную машину, позволяющую складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать квадратные корни, при этом использовалась двоичная система счисления.
Это был более совершенный прибор, в котором использовалась движущаяся часть (прообраз каретки) и ручка, с помощью которой оператор вращал колесо. Изделие Лейбница постигла печальная судьба предшественников: если им кто-то и пользовался, то только домашние Лейбница и друзья его семьи, поскольку время массового спроса на подобные механизмы еще не пришло.
Машина являлась прототипом арифмометра, использующегося с 1820 года до 60-х годов ХХ века.
Счетные устройства 18 века.
В 1700 году Шарль Перро издал "Сборник большого числа машин собственного изобретения Клода Перро", в котором среди изобретений Клода Перро (брата Шарля Перро) числится суммирующая машина, в которой взамен зубчатых колес используются зубчатые рейки. Машина получила название "Рабдологический абак". Названо это устройство так потому, что древние называли абаком небольшую доску, на которой написаны цифры, а Рабдологией - науку выполнения
арифметических операций с помощью маленьких палочек с цифрами.
В 1703 г. Готфрид
Вильгельм Лейбниц написал
Член Лондонского королевского общества немецкий математик, физик, астроном Христиан Людвиг Герстен в 1723 году изобрел арифметическую машину, а двумя годами позже ее изготовил. Машина Герстена замечательна тем, что в ней впервые применено устройство для подсчета частного и числа последовательных операций сложения, необходимых при умножении чисел, а также предусмотрена возможность контроля за правильностью ввода (установки) второго слагаемого, что снижает вероятность субъективной ошибки, связанной с утомлением вычислителя.
В 1727 году Джакоб
Леопольд (Jacob Leupold) создал счетную машину,
в которой использовался
В отчете комиссии Парижской академии наук, опубликованном в 1751 году в "Журнале ученых", встречаются замечательные строки: "Виденных нами результатов метода г-на Перейры вполне достаточно, чтобы еще раз подтвердить мнение ... что такой метод обучения глухонемых в высшей степени практичен и что лицо, которое применяло его с таким успехом, достойно похвалы и поощрения...Говоря о прогрессе, который сделал ученик г-на Перейры за совсем небольшое время в знании чисел, мы должны добавить, что г-н Перейра использовал Арифметическую машину, которую сам изобрел". Эта арифметическая машина описана в "Журнале ученых", но, к сожалению, в журнале не приведены чертежи. В этой счетной машине использованы кое-какие идеи, заимствованные у Паскаля и Перро, но в общем она представляла собой совершенно оригинальную конструкцию. От известных машин она отличалась тем, что ее счетные колеса располагались не на параллельных осях, а на единственной оси, проходившей через всю машину. Это новшество, делавшее конструкцию более компактной, впоследствии широко использовалось другими изобретателями - Фельтом и Однером.