История развития вычислительной техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:16, реферат

Описание

Математика и информатика используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической и информационной грамотности и компетентности. Однако на сегодняшний день в школьном курсе информатики и ИКТ зачастую предлагается односторонний образовательный подход, не позволяющий должным образом повысить уровень знаний из-за отсутствия в нём математической логики, необходимой для полного усвоения материала. Кроме того, отсутствие стимуляции творческого потенциала учащихся негативным образом отражается на мотивации к обучению, и как следствие, на конечном уровне умений, знаний и навыков. Как можно изучать предмет не зная его истории. Данный материал можно использовать на уроках истории, математики и информатики.

Содержание

Актуальность
Введение
Первые шаги в развитии счетных устройств
Счётные устройства 17 века
Счётные устройства 18 века
Счётные устройства 19 века
Развитие вычислительной техники в начале 20 века
Появление и развитие вычислительной техники в 40-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 50-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 60-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 70-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 80-х годах 20 века
Развитие вычислительной техники в 90-х годах 20 века
Роль вычислительной техники в жизни человека
Мои исследования
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат Тема - История развития вычислительной техники.doc

— 2.02 Мб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №3 Карасукского района

 

 

 

 

Реферат

Тема: История развития вычислительной техники.

 

 

Составил:

Ученик МОУСОШ №3

Кочетов Егор Павлович

10 класс

Руководитель  и консультант:

Сердюков Валентин Иванович,

учитель информатики  МОУСОШ №3

 

 

 

 

Карасук 2008г

Содержание:

Актуальность

Введение

Первые шаги в развитии счетных устройств

Счётные устройства 17 века

Счётные устройства 18 века

Счётные устройства 19 века

Развитие вычислительной техники в начале 20 века

Появление и  развитие вычислительной техники в 40-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 50-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 60-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 70-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 80-х годах 20 века

Развитие вычислительной техники в 90-х годах 20 века

Роль вычислительной техники в жизни человека

Мои исследования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Математика  и информатика используются во всех сферах современного информационного общества. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической и информационной грамотности и компетентности. Однако на сегодняшний день в школьном курсе информатики и ИКТ зачастую предлагается односторонний образовательный подход, не позволяющий должным образом повысить уровень знаний из-за отсутствия в нём математической логики, необходимой для полного усвоения материала. Кроме того, отсутствие стимуляции творческого потенциала учащихся негативным образом отражается на мотивации к обучению, и как следствие, на конечном уровне умений, знаний и навыков. Как можно изучать предмет не зная его истории. Данный материал можно использовать на уроках истории, математики и информатики.

В наше время  трудно представить себе, что без  компьютеров можно обойтись. А  ведь не так давно, до начала 70-х годов  вычислительные машины были доступны весьма ограниченному кругу специалистов, а их применение, как правило, оставалось окутанным завесой секретности и мало известным широкой публике. Однако в 1971 году произошло событие, которое в корне изменило ситуацию и с фантастической скоростью превратило компьютер в повседневный рабочий инструмент десятков миллионов люде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди учились  считать, используя собственные  пальцы. Когда этого оказалось  недостаточно, возникли простейшие счётные  приспособления. Особое место среди  них занял АБАК, получивший в древнем  мире широкое распространение. Затем  спустя годы развития человека появились первые электронные вычислительные машины (ЭВМ). Они не только ускорили вычислительную работу, но и дали толчок человеку  для создания новых технологий.                                                                                                       Слово «компьютер» означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно.                                                                                                                                   В наше время трудно представить себе, что без компьютеров можно обойтись. А ведь не так давно, до начала 70-х годов вычислительные машины были доступны весьма ограниченному кругу специалистов, а их применение, как правило, оставалось окутанным завесой секретности и мало известным широкой публике. Однако в 1971 году произошло событие, которое в корне изменило ситуацию и с фантастической скоростью превратило компьютер в повседневный рабочий инструмент десятков миллионов людей. В том, вне всякого сомнения знаменательном году ещё почти никому не известная фирма Intel из небольшого американского городка с красивым названием Санта-Клара (шт. Калифорния), выпустила первый микропроцессор. Именно ему мы обязаны появлением нового класса вычислительных систем – персональных компьютеров, которыми теперь пользуются, по существу, все, от учащихся начальных классов и бухгалтеров до учёных и инженеров.                                                                                                                     В конце XX века невозможно представить себе жизнь без персонального компьютера. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь, став главным помощником человека. На сегодняшний день в мире существует множество компьютеров различных фирм, различных групп сложности, назначения и поколений. В данном реферате мы рассмотрим историю развития вычислительной техники, а также краткий обзор о возможностях применения современных вычислительных систем и дальнейшие тенденции развития персональных компьютеров. 

 

 

 

 

 

Первые  шаги в развитии счетных устройств

   История счётных устройств насчитывает много веков. Древнейшим счетным инструментом, который сама природа предоставила в распоряжение человека, была его собственная рука. Для облегчения счета люди стали использовать пальцы сначала одной руки, затем обеих, а в некоторых племенах и пальцы ног. В XVI веке приемы счета на пальцах описывались в учебниках.

Следующим шагом  в развитии счета стало использование  камешков или других предметов, а  для запоминания чисел - зарубок на костях животных, узелков на веревках. Обнаруженная в раскопках так называемая "вестоницкая кость" с зарубками, позволяет историкам предположить, что уже тогда, 30 тыс. лет до н.э., наши предки были знакомы с зачатками счета:

.

Раннему развитию письменного счета препятствовала сложность                                                                       арифметических действий при существовавших в то время перемножениях чисел. Кроме того, писать умели немногие и отсутствовал учебный материал для письма - пергамент начал производиться примерно со II века до н.э., папирус был слишком дорог, а глиняные таблички неудобны в использовании.

                                                                                                                                     

Эти обстоятельства объясняют появление специального счетного прибора - абака. К V веку до н.э. абак получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Он представлял собой доску с желобками, в которых по позиционному принципу размещали какие-нибудь предметы - камешки, косточки.

 

Подобный счетам инструмент был известен у всех народов. Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени  острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде.

Римляне усовершенствовали  абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным  доскам с выточенными желобками  и мраморными шариками. Позднее, Около 500 г. н.э., абак был усовершенствован и на свет появились счёты— устройства, состоящего из набора костяшек, нанизанных на стержни. Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки, разделнной на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а бусинки с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка.                                            

Она разделена  на две части: в нижней части на каждом ряду располагаются по 5 косточек, в верхней части - по две. Таким  образом, для того чтобы выставить  на этих счетах число 6, ставили сначала  косточку, соответствующую пятерке, и затем прибавляли одну в разряд единиц.

 

У японцев это же устройство для счета носило название серобян:

 

На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил  распространение "дощаный счет", который почти не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.

 

Примерно в VI в. н.э. в Индии сформировались весьма совершенные способы записи чисел и правила выполнения арифметических операций, называемые сейчас десятичной системой счисления.При записи числа, в котором отсутствует какой-либо разряд (например, 101 или 1204), индийцы  вместо названия цифры говорили слово "пусто". При записи на месте "пустого" разряда ставили точку, а позднее рисовали кружок. Такой кружок назывался "сунья" - на языке хинди это означало "пустое место".                                                                                                        Арабские математики перевели это слово по смыслу на свой язык - они говорили "сифр". Современное слово "нуль" родилось сравнительно недавно - позднее, чем "цифра". Оно происходит от латинского слова "nihil" - "никакая".    Приблизительно в 850 году н.э. арабский ученый математик Мухаммед бен Муса ал-Хорезм (из города Хорезма на реке Аму-Дарья) написал книгу об общих правилах решения арифметических задач при помощи уравнений. Она называлась "Китаб ал-Джебр". Эта книга дала имя науке алгебре. Очень большую роль сыграла еще одна книга ал-Хорезми, в которой он подробно описал индийскую арифметику. Триста лет спустя (в 1120 году) эту книгу перевели на латинский язык, и она стала первым учебником "индийской" (то есть нашей современной) арифметики для всех европейских городов.

 

Мухаммеду бен  Муса ал-Хорезму мы обязаны появлению  термина "алгоритм".

 

 

 

В конце XV века Леонардо да Винчи(1452-1519) создал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства с десятизубными кольцами. Но рукописи да Винчи обнаружили лишь в 1967г., поэтому биография механических устройств ведется от суммирующей машины Паскаля.По его чертежам в наши дни американская фирма по производству компьютеров в целях рекламы построила работоспособную машину.

 

 

 

 

 

 

 

Счётные устройства 17 века

 

     В 1614 году шотландский математик Джон Непер (John Naiper, 1550-1617) изобрел таблицы логарифмов. Принцип их заключается в том, что каждому числу соответствует специальное число - логарифм - показатель степени, в которую нужно возвести число (основание логарифма), чтобы получить заданное число. Таким способом можно выразить любое число. Логарифмы очень упрощают деление и умножение. Для умножения двух чисел достаточно сложить их логарифмы. Благодаря данному свойству сложная операция умножения сводится к простой операции сложения. Для упрощения были составлены таблицы логарифмов, которые позже были как бы встроены в устройство, позволяющее значительно ускорить процесс вычисления, - логарифмическую линейку.

 

 

Непер предложил в 1617 году другой (не логарифмический) способ перемножения чисел. Инструмент, получивший название палочки (или костяшки) Непера, состоял из тонких пластин, или блоков. Каждая сторона блока несет числа, образующие математическую прогрессию.

Манипуляции с  блоками позволяют извлекать  квадратные и кубические корни, а также умножать и делить большие числа.                                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Вильгельм Шиккард

 

 

                 В 1623 г. Вильгельм Шиккард (Wilhelm Schickard) - востоковед и математик, профессор Тюбинского университета - в письмах своему другу Иогану Кеплеру описал устройство "часов для счета" - счетной машины с устройством установки чисел и валиками с движком и окном для считывания результата. Эта машина могла только складывать и вычитать (в некоторых источниках говорится, что эта машина могла еще умножать и делить). Это была первая механическая машина.                                                                                          В наше время по его описанию построена ее модель:

 

 

 

 

 

 

 

Блез  Паскаль


 

В 1642 г. французский  математик Блез Паскаль (Blaise Pascal, 1623-1662) сконструировал счетное устройство, чтобы облегчить труд своего отца - налогового инспектора. Это устройство позволяло суммировать десятичные числа. Внешне оно представляло собой ящик с многочисленными шестеренками.

 

Основой суммирующей  машины стал счетчик-регистратор, или  счетная шестерня. Она имела десять выступов, на каждом из которых были нанесены цифры. Для передачи десятков на шестерне располагался один удлиненный зуб, зацеплявший и поворачивающий промежуточную шестерню, которая передавала вращение шестерне десятков. Дополнительная   шестерня была необходима для того, чтобы обе счетные шестерни - единиц и десятков - вращались в одном направлении. Счетная шестерня при помощи храпового механизма (передающего прямое движение и не передающего обратного) соединялись с рычагом. Отклонение рычага на тот или иной угол позволяло вводить в счетчик однозначные числа и суммировать их. В машине Паскаля храповой привод был присоединен ко всем счетным шестерням, что позволяло суммировать и многозначные числа.

В 1642 г. англичане  Роберт Биссакар, а в 1657 году - независимо от него - С.Патридж разработали прямоугольную логарифмическую линейку, конструкция которой в основном сохранилась до наших дней.

 

 

 В 1673 г. Немецкий философ, математик, физик Готфрид Вильгельм Лейбниц(Gottfried Wilhelm Leibniz, 1646-1716) создал "ступенчатый вычислитель" - счетную машину, позволяющую складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать квадратные корни, при этом использовалась двоичная система счисления.

 

 

 

Это был более  совершенный прибор, в котором  использовалась движущаяся часть (прообраз каретки) и ручка, с помощью которой оператор вращал колесо. Изделие Лейбница постигла печальная судьба предшественников: если им кто-то и пользовался, то только домашние Лейбница и друзья его семьи, поскольку время массового спроса на подобные механизмы еще не пришло.

Машина являлась прототипом арифмометра, использующегося с 1820 года до 60-х годов ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счетные устройства 18 века.

 

В 1700 году Шарль  Перро издал "Сборник большого числа машин собственного изобретения  Клода Перро", в котором среди  изобретений Клода Перро (брата Шарля Перро) числится суммирующая машина, в которой взамен зубчатых колес используются зубчатые рейки. Машина получила название "Рабдологический абак". Названо это устройство так потому, что древние называли абаком небольшую доску, на которой написаны цифры, а Рабдологией - науку выполнения

арифметических  операций с помощью маленьких  палочек с цифрами.

 

 

В 1703 г. Готфрид  Вильгельм Лейбниц написал трактат "Expication de l'Arithmetique Binary"  - об использовании  двоичной системы счисления в вычислительных машинах. Первые его работы по двоичной арифметике относятся к 1679 году.

Член Лондонского  королевского общества немецкий математик, физик, астроном Христиан Людвиг Герстен  в 1723 году изобрел арифметическую машину, а двумя годами позже ее изготовил. Машина Герстена замечательна тем, что в ней впервые применено устройство для подсчета частного и числа последовательных операций сложения, необходимых при умножении чисел, а также предусмотрена возможность контроля за правильностью ввода (установки) второго слагаемого, что снижает вероятность субъективной ошибки, связанной с утомлением вычислителя.

 


В 1727 году Джакоб Леопольд (Jacob Leupold) создал счетную машину, в которой использовался принцип  машины Лейбница.

 

 

 

 

 

 

В отчете комиссии Парижской академии наук, опубликованном в 1751 году в "Журнале ученых", встречаются замечательные строки: "Виденных нами результатов метода г-на Перейры вполне достаточно, чтобы еще раз подтвердить мнение ... что такой метод обучения глухонемых в высшей степени практичен и что лицо, которое применяло его с таким успехом, достойно похвалы и поощрения...Говоря о прогрессе, который сделал ученик г-на Перейры за совсем небольшое время в знании чисел, мы должны добавить, что г-н Перейра использовал Арифметическую машину, которую сам изобрел". Эта арифметическая машина описана в "Журнале ученых", но, к сожалению, в журнале не приведены чертежи. В этой счетной машине использованы кое-какие идеи, заимствованные у Паскаля и Перро, но в общем она представляла собой совершенно оригинальную конструкцию. От известных машин она отличалась тем, что ее счетные колеса располагались не на параллельных осях, а на единственной оси, проходившей через всю машину. Это новшество, делавшее конструкцию более компактной, впоследствии широко использовалось другими изобретателями - Фельтом и Однером.

Информация о работе История развития вычислительной техники