Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:29, контрольная работа
Федеральная целевая программа “Электронная Россия” (2002-2010 годы) занимает одно из ведущих мест в программе экономико-политических реформ России. Она затрагивает все стороны развития государства и общества, подразумевает проведение обширного комплекса действий в рамках экономической, технической и технологической политики государства. Успешная реализация всех этих действий, эффективность реализации программы в целом требуют активной деятельности по ее информационному сопровождению. Пресс-центр “Электронная Россия” несет основную нагрузку по организации и структурированию эффективных коммуникаций между бизнес сообществом, научными и общественными организациями, государственными органами власти, прессой и широкой общественностью.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОГРАММЫ “ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ……………………………………………………………………..…5
1.1. Характеристика и задачи “электронной России”……………..…5
1.2. Текущее состояние и основные проблемы программы…….......9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОГРАММЫ “ЭЛЕКТРОННАЯ РЕСПУБЛИКА КОМИ”…………………………….…………………………...13
2.1. Общая характеристика и основные задачи программы………..13
2.2. Текущее состояние и основные проблемы программы...……...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…23
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОГРАММЫ “ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ………………………………………………………………
1.1. Характеристика и задачи “электронной России”……………..…5
1.2. Текущее состояние и основные проблемы программы…….......9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОГРАММЫ “ЭЛЕКТРОННАЯ РЕСПУБЛИКА КОМИ”…………………………….…………………………...
2.1. Общая характеристика и основные задачи программы………..13
2.2. Текущее состояние и основные проблемы программы...……...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…23
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная целевая программа “Электронная Россия” (2002-2010 годы) занимает одно из ведущих мест в программе экономико-политических реформ России. Она затрагивает все стороны развития государства и общества, подразумевает проведение обширного комплекса действий в рамках экономической, технической и технологической политики государства. Успешная реализация всех этих действий, эффективность реализации программы в целом требуют активной деятельности по ее информационному сопровождению. Пресс-центр “Электронная Россия” несет основную нагрузку по организации и структурированию эффективных коммуникаций между бизнес сообществом, научными и общественными организациями, государственными органами власти, прессой и широкой общественностью. В рамках “Электронной России” были разработаны региональные программы в число которых входит и “Электронная Республика Коми”. Планируется, что программа позволит экономить большие суммы бюджетных средств, обеспечит прозрачность действий правительства Республики Коми. Власть будет более доступна и открыта перед людьми, появится возможность прямого общения руководства региона с населением и бизнесом. Федеральная целевая программа “Электронная Россия” – это тот самый путь, пройдя который, можно ожидать, что работа госучреждений и предприятий станет быстрее и эффективней.
Таким образом, можно сказать, что программы “Электронная Россия” и “Электронная Республика Коми” являются актуальными явлениями.
Цель данной контрольной работы состоит в определении сущности программ “Электронная Россия” и “Электронная Республика Коми”.
Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные задачи, стоящие перед программами;
Изучить и охарактеризовать текущее состояние программ;
Проанализировать основные проблемы реализации программ.
В данной работе объектом исследования является информационная система, как неотъемлемая часть развития России.
Предмет исследования – целевые программы “Электронная Россия” и “Электронная Республика Коми”.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОГРАММЫ “ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ”
1.1 Характеристика и задачи программы “Электронная Россия”
Федеральная целевая программа “Электронная Россия 2002-2010” - своеобразная попытка рывка в “цифровое будущее”, которое для развитых стран уже стало настоящим.
Идея “Электронной России” возникла в 2000 году, когда Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (РФ) работало над стратегическим планом развития страны до 2010 года. Для сокращения экономического отставания от развитых стран, необходимо развивать сектор высоких технологий. А без компьютеров и мощной телекоммуникационной инфраструктуры добиться этого нельзя. В феврале 2001 года глава правительства Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке программы, а 28 января 2002 года “Электронная Россия” была одобрена правительством России. Координатором программы назначили Министерство РФ по связи и информатизации [1].
Проект был разработан в ГУ- Высшая школа экономики с учетом предложений Минэкономразвития, Министерства по связи и информатизации, Министерства образования, Федерального агентства правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке “Электронной России” принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Разнообразие группы, занимавшейся подготовкой программы, позволило учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.
Цели и задачи программы определены в развитие основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества (они учитывают социально-экономическую стратегию развития России до 2010 года), подписанной Президентом РФ 26 июля 2000г., “Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов” [2].
К экономическим целям можно отнести построение экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи[1] :
1) сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере информационных и коммуникационных технологий, регулирующую в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
2) повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий;
3) обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования информационных и коммуникационных технологий в экономической и социальной сфере;
4) повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе информационных и коммуникационных технологий;
5) содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения информационных и коммуникационных технологий в их деятельность;
6) содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
7) сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;
8) сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.
Решение задач, определенных в “Электронной России”, позволит обеспечить жителей России: широкополосными линиями связи как стационарными, так и беспроводными во всех регионах страны; пользователи персональных компьютеров и мобильных коммуникаторов смогут выходить в интернет всегда и везде; образование и квалифицированная медицинская помощь станут доступны населению по всей территории России; даст возможность приобрести либо реализовать товары по приемлемым ценам, найти или предложить на рынке труда свои услуги в любой точке земного шара.
Программа “Электронная Россия” разделена на три больших этапа[1] :
В течение 2002 года было предложено провести анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной. Предложено провести аудит законодательно-правовой базы информационных технологий, и изучить опыт их внедрения. На этом этапе начать реализовывать первые проекты перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а так же проекты модернизации системы образования, снабжение школ России компьютерами. В программе уделено внимание информатизации государственного управления, концепция “Электронного правительства” предполагает изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через интернет. В открытом доступе будут представлены различные информационные и статистические базы данных.
На втором этапе (2003-2004 годы) продолжить развитие подобных проектов, и начать работу по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий. Планировалось сформировать единую телекоммуникационную инфраструктуру для публичного и образовательного интернета, а также базу для подготовки и переподготовки специалистов. Для этих целей планируется проведение мероприятий, направленных на продвижение российских компаний на мировых рынках, создание России имиджа страны, специализирующейся на производстве интеллектуальных продуктов.
Третий этап (2005-2010годы) ознаменуется массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Кроме того, будут созданы предпосылки для реализации прав граждан на доступ к информации. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри- , так и на межведомственном уровне.
Таким образом, реализация программы позволит: обеспечить эффективность государственного управления на всей территории России; удастся эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере информационных и коммуникационных технологий; повысится конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг; произойдет рост качества жизни населения, будет равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.
1.2 Текущее состояние и основные проблемы программы
Федеральная целевая программа “Электронная Россия 2002-2010” - своеобразная попытка рывка в “цифровое будущее”, которое для развитых стран уже стало настоящим.
По прогнозам Министерства РФ по связи и информатизации к 2010 г количество пользователей интернета в стране вырастет в 8 раз, число компьютеров в стране увеличится в 4 раза, объем рынка инфокоммуникационных технологий вырастет в 5-6 раз, тарифы на услуги в сфере инфокоммуникаций к 2010 г. снизятся в 2 раза.
В данный момент не все задуманное реализовано, поэтому правительство продолжает решать поставленные программой задачи.
В настоящее время прорабатываются вопросы, касающиеся прозрачности информации. Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных, эффективность – за счет перевода в электронною форму значительных объемов документооборота. Продолжают развиваться и совершенствоваться банковские электронные операции, внедрение документооборота в организациях[4].
Мининформсвязи РФ поручено ускорить создание “электронного правительства”, а также темпы введения электронных документов и цифровой подписи (на сегодняшний день это наиболее надежное средство, обеспечивающее подтверждение подлинности электронных документов) [1].
Рассматривается вопрос об изменении Федерального закона “Об электронной цифровой подписи”, т.к. в указанном законе присутствует ряд непоследовательных и неоднозначных формулировок, влекущих за собой возможность неверного толкования и снижение эффективности правоприменения, также планируется внести дополнения и изменения в федеральный закон “Об электронном документообороте”. Все еще остается актуальной проблема неполноты и устаревшей нормативно-правовой базы, которая разрабатывалась без учета возможностей, предоставляемых современными информационными технологиями.
В ближайшее время планируется организовать подготовку большего количества специалистов в области информационных технологий. Отдельно предусматривается помощь в освоении новых технологий средствами массовой информации, в первую очередь – региональным.
Сейчас продолжают возрастать возможности доступа населения к интернету, хотя с каждым годом все больше образовательных учреждений, библиотек, снабжают компьютерами и интернетом, все еще не достаточно развито информационное образование во многих населенных пунктах, существует нехватка преподавателей информатики. Также не везде есть телефонные линии. Поэтому можно не согласится со словами министра информационных технологий и связи, который утверждает, что цифровое телевидение, которое начало развиваться, охватит всю Россию к 2015 году[4].