Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:48, курсовая работа
С моделями и моделированием мы сталкиваемся в нашей жизни каждый день. В детстве ребенка окружают игрушки – машинки, кук¬лы, кубики и т.д. - модели, повторяющие отдельные свойства реально существующих предметов. Играя, ребенок получает важные знания о них. В процессе мышления человек оперирует образами объектов ок¬ружающего мира, которые являются разновидностями моделей – ког¬нитивными (мысленными) моделями. В широком смысле произведе¬ния живописи, скульптуры и литературы можно также считать моде¬лями реальных объектов.
В ходе написания курсовой работы я пришла к выводу: осуществить моделирование в состоянии даже неопытный пользователь, обладающий начальными навыками работы в программе Mathcad.
Введение 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Основные понятия моделирования 5
1.2. Основные виды моделей 6
1.3. Основные свойства моделей 7
1.4. Основные принципы моделирования 7
1.5. Технология моделирования 8
1.6. Основные методы решения задач моделирования 9
1.7. Контроль правильности модели 12
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТА КАМНЯ И БРОУНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ 14
2.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТА КАМНЯ 14
2.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ БРОУНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ 15
2.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТОЧКИ КОЛЕСА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 19
В настоящее время самой распространенной технологией моделирования является комплексное моделирование, под которым понимается математическое моделирование с использованием средств вычислительной техники. Соответствующие технологии комплексного моделирования представляют выполнение следующих действий:
На этой стадии необходимо среди многих характеристик (параметров) объекта выделить существенные. Мы уже говорили о том, что для одного и того же объекта при разных целях моделирования существенными будут считаться разные свойства.
Концептуальная модель (содержательная модель) - это абстрактная модель, определяющая состав и структуру объекта, свойства элементов и причинно-следственные связи, присущие анализируемой объекту и существенные для достижения целей моделирования. В концептуальной модели обычно в словесной форме приводятся сведения о природе и параметрах (характеристиках) элементарных явлений исследуемого объекта, о виде и степени взаимодействия между ними, о месте и значении каждого элементарного явления в общем процессе функционирования объекта.
Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией.
Позволяет исследователю осуществлять поэтапный процесс корректировки модели, добиваясь необходимой точности. Он прост в применении, а получаемый результат дает четкую картину динамики поведения всей системы, при этом контроль результатов осуществляется как визуально, так и численно, посредством наблюдения погрешностей получаемого решения.
Планирование модельных
- сокращение общего объема испытаний при соблюдении требований к достоверности и точности их результатов;
- повышение информативности каждого из экспериментов в отдельности.
Реализация многофакторных планов реального эксперимента требует значительных материальных и временных ресурсов, знаний и опыта.
Успех имитационного эксперимента с моделью системы существенным образом зависит от правильного решения вопросов обработки и последующего анализа и интерпретации результатов моделирования. Особенно важно решить проблему текущей обработки экспериментальной информации при использовании модели для целей автоматизации проектирования систем.
Результаты комплексного моделирования используются как основа для дальнейших исследований и разработок, в том числе дорогостоящих натурных испытаний.
На этапе программной реализации модели и реализации плана экспериментов необходим выбор методов решения задач моделирования. При этом используются три основные группы методов:
Аналитическое решение удается получить редко и чаще лишь при упрощенной формулировке задачи в линейном приближении. Основным средством решения является алгоритмический подход, реализующий вычислительный эксперимент на ЭВМ. Получаемое на ЭВМ решение почти всегда содержит некоторую погрешность.
Наличие погрешности решения
Погрешности 1 и 2 - неустранимые на данном этапе решения, для их уменьшения приходится возвращаться вновь к построению математической, а и иногда и концептуальной модели, проводить дополнительное экспериментальное уточнение условий задачи.
Оценка обусловленности вычислительной задачи - еще одно обязательное требование при выборе метода решения и построении математической модели.
Пусть вычислительная задача корректна. Теоретически устойчивость задачи означает, что ее решение может быть найдено со сколь угодно малой погрешностью, если только гарантировать достаточно малую погрешность входных данных. Однако на практике их точность ограничена (и величиной гораздо большей, чем sм=TP+l - машинная точность, p - порядок, округление производится усечением).
Как влияют малые, но конечные погрешности входных данных на решение? Как сильно они искажают результат? Ответ на это дает понятие обусловленности задачи, то есть чувствительность решения вычислительной задачи к малым погрешностям входных данных.
Задачу называют хорошо обусловленной, если малым погрешностям входных данных отвечают малые погрешности решения, и плохо обусловленной, если возможны сильные изменения решения. Часто возможно ввести количественную оценку степени обусловленности – число обусловленности - его можно интерпретировать как коэффициент возможного возрастания погрешности в решении по отношению к вызвавшей их погрешности входных данных.
Разработка математической модели. После получения концептуальной модели системы (содержательной постановки задачи) нужно построить ее математическую модель. Этот процесс называется формализацией задачи.
Математическая модель ИСО включает в себя
Выбор метода и алгоритма решения. Для нахождения оптимального решения задачи в зависимости от вида и структуры целевой функции и ограничений используют те или другие методы теории оптимальных решений (методы математического программирования).
Проверка адекватности и корректировка модели. В сложных системах, к которым относятся и системы организационного типа, модель лишь частично отражает реальный объект (или процесс). Поэтому необходимо проводить проверку степени соответствия (или адекватности) модели и реального процесса. Проверку можно проводить путем сравнения выходных характеристик модели или предвиденного поведения модели с фактическими характеристиками объекта при изменении значений внешних факторов, а также (при возможности) параметров системы
Возможна корректировки
Поиск решения на модели. После достижения удовлетворительного уровня адекватности модели применяют соответствующий метод или алгоритм для нахождения оптимального (или субоптимального, не самого плохого) решения на математической модели. Это решение может принимать разные формы: аналитическую, численную, или алгоритмическую (в виде набора процедур, правил, и т.п.).
Реализация найденного решения на практике. Это один из важнейших этапов, завершающий операционное исследование. Внедрение в практику найденного на модели решения можно рассмотреть как самостоятельную задачу. По полученной на модели оптимальной стратегии управления лицу принимающему решения необходимо предоставить соответствующую содержательную форму в виде инструкций и правил, что и как делать, которая была бы понятной для административного персонала данной фирмы или организации и легкой для выполнения в производственных условиях.
Для контроля правильности полученной модели может использоваться ряд приемов: