Обзор аналитических инструментов и программных продуктов, используемых в работе Ситуационного центра.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:03, реферат

Описание

Концепция Ситуационных Центров (далее СЦ), как комплексных информационно-аналитических систем поддержки и принятия управленческих решений является сегодня весьма популярной. В настоящий момент в мире существует около трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций.

Работа состоит из  1 файл

Реферат_ситуационный центр_обзор ПП.docx

— 41.36 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема

Обзор аналитических инструментов

и программных  продуктов, используемых в работе

Ситуационного центра.

 

 

 

 

 

Выполнила:      Сидорова Ольга Николаевна

 

(Ф.И.О. полностью)

   
 

 

Ярославль 2012

 


 

 

  1. Определение, структура, классификация ситуационных центров и их задачи.

Концепция Ситуационных Центров (далее СЦ), как комплексных информационно-аналитических систем поддержки и принятия управленческих решений является сегодня весьма популярной. В настоящий момент в мире существует около трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. К примеру, в США существует около 150 таких центров, принадлежащих государственным структурам и крупным корпорациям, а президента этой страны обслуживает 5 ситуационных центров. Несколько десятков СЦ существует в Европе. В России сейчас наблюдается резкое увеличение интереса к ситуационному подходу в различных сферах человеческой деятельности: на крупных предприятиях создаются специальные комнаты и центры для анализа работы подразделений и филиалов; в аналитических отделах используются методы ситуационного моделирования для прогнозирования событий и реинжиниринга; в образовательных учреждениях внедряются методы ситуационного обучения.

    1. Определение ситуационного центра.

            Ситуационный центр - помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и др.), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.

С технической точки  зрения СЦ представляет собой программно-аппаратный комплекс, оснащённый средствами коммуникаций и интерактивного представления  информации, предназначенный для  оперативного управления, контроля и  мониторинга объектов и ситуаций.

С административно-организационной  точки зрения, СЦ – это высокотехнологичный  элемент системы поддержки выработки  и принятия оперативных решений  системного характера, обеспечивающий единую «точку входа» в нужные области  данных, с использованием, в том  числе, экспертных технологий.

    1. Структура ситуационных центров.

Ситуационные центры можно  разделить на внешние и внутренние.

Внешние СЦ служат технической или информационной средой, необходимой оперативному персоналу для оценки ситуации.

Внутренние  СЦ оперируют понятием ситуации на уровне отображения, моделирования, анализа или управления.

Структура СЦ, как и любой  автоматизированной системы управления, включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое  и т. д.). При этом они рассматриваются  на четырех основных уровнях: научно-математическом, инженерном, программном и техническом.

Элементы  системы СЦ должны включать следующие подсистемы:

      • сбора информации (компьютеры, сервера, базы данных);
      • передачи информации (локальная и глобальная сеть, каналы связи);
  • анализа и структурирования информации (информационные системы, специализированное ПО, модели, OLAP);
    • визуализации информации (специализированное ПО, дисплейные системы, управление выводом информации, озвучивание, интерактивные средства);
  • хранения информации (сервера, специализированное оборудование для записи и хранения);
  • обеспечения безопасности информации.

Характерной чертой любого СЦ является привязка ситуационной модели к местности, поэтому в его  состав могут входить геоинформационные системы.

    1. Классификация ситуационных центров

Ситуационные центры можно  классифицировать по ряду признаков.

  1. По составу систем ситуационного моделирования: СЦ наблюдения (отображения); аналитические СЦ; полнофункциональные СЦ - совмещают функции отображения, моделирования и анализа ситуаций.

2. По масштабу: стратегические СЦ - решает сложные, масштабные, ответственные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку; оперативные СЦ - решает задачи автоматической передачи оперативной информации в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оперировать "модулями" своего бизнеса в реальном времени; персональные СЦ - решает задачу экспресс-оценки ситуации, оперативного доступа к управляемому объекту и позволяет первому руководителю всегда "быть в курсе событий" независимо от времени, места управляющего субъекта.

3. По размещению: стационарные СЦ - привязаны к конкретным помещениям, где происходит анализ ситуаций; виртуальные СЦ.

4. По целевой направленности: СЦ контроля - наблюдение за состоянием сложного объекта или системы; СЦ управления - постоянное и активное управление объектом (группой объектов); кризисный СЦ - при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций; СЦ обучения - направлены на обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовку специалистов в области СЦ; многоцелевой СЦ - сочетает в себе возможности различных центров.

6. По способу отображения  ситуационной информации: коллективный – в СЦ установлен только экран коллективного пользования; индивидуальный- использование в СЦ только индивидуальных экранов; коллективно-индивидуальный - использование в СЦ экранов различного типа.

7. По универсальности: специальные СЦ - подавляющее большинство таких СЦ не может быть использовано в других предметных областях для решения новых задач; настраиваемые СЦ - программные и технические решения СЦ, предназначенные для широкого использования.

Помимо предложенных классификационных  признаков можно выделить следующие: по степени автоматизации оценки ситуации, по количеству помещений, по количеству персонала, по необходимому времени принятия решения, по составу технических средств, по используемым технологиям, по уровню защиты, по предметной области.

    1. . Возможности и основные задачи ситуационных центров.

Сегодня СЦ предоставляют  следующие возможности:

  • оптимизации принимаемых решений путем их оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;
  • повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий;
  • обеспечения интеграции средств связи, аналитической обработки данных и визуализации информации.

Основными задачами ситуационных центров являются:

        • мониторинг состояния объекта управления с прогнозированием развития ситуации на основе анализа поступающей информации;
        • моделирование последствий управленческих решений, на базе использования информационно-аналитических систем;
        • экспертная оценка принимаемых решений и их оптимизация;
        • управление в кризисной ситуации.
    1. Аналитические инструменты и программные продукты, используемые в работе Ситуационного центра.

2.1 Ситуационный  центр – инструмент поддержки  управленческой деятельности.

Бурное развитие информационных технологий в последние годы вызвало  появление больших массивов информационных, коммуникационных, аудио-видео данных, которые необходимо осознать, структурировать  и анализировать для принятия грамотных управленческих решений. Одновременно с убыстрением темпов развития информационных технологий сокращается  время, отпущенное на принятие управленческих решений или, тем более, решений, принимаемых в кризисных ситуациях.

Для того, чтобы принимать  оптимальные решения с минимальными затратами времени, создается такой  инструмент как ситуационный центр.

Для решения стоящих перед  ситуационными центрами задач требуются  большие объемы и высокая интенсивность  поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым  использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности  приема, воспроизведения и восприятия информации.

2.2 Аналитические  инструменты, используемые в работе Ситуационного центра

Инструменты ситуационного  центра целесообразно разделить  на три группы средств:

  • информационное пространство аналитика: сбор, поиск, хранение информации и её выдача в регламентом режиме и по запросам - состоит из баз данных и баз документов, включая мультимедийные формы.
  • средства анализа и синтеза: аналитическая обработка данных для прогнозирования и выбора вариантов решений. Можно условно разделить на специальные (для решения конкретных целевых задач) и функциональные (универсальное применение с точки зрения целевых задач).
  • средства информационного сопровождения: подготовка презентационных материалов и информационное сопровождение мероприятий, проводимых в СЦ.

Ориентировочный набор инструментальных средств рабочего места в типовом СЦ:

Информационное  пространство типового ситуационного центра содержит:

      • В сегменте, принадлежащем СЦ:

- данные государственного  статистического наблюдения,

- отраслевые показатели и данные о состоянии регионов в объёме, предусмотренном исходя из функционала СЦ;

- данные, характеризующие  программно-проектную деятельность  в рамках задач, отслеживаемых конкретным СЦ;

- картографическую информацию (географические слои, административно-территориальное деление, промышленная и техническая инфраструктура, инфраструктура населённых пунктов, природные ресурсы, климат);

- реестры экспертов;

- нормативную правовую  базу России и регионов;

- энциклопедии, тематические  словари и справочники.

      • В удалённом сегменте информационного пространства:

- материалы СМИ, новостного  и справочного контента сети  Интернет.

- базы документов регистрирующих  государственных органов;

- система профессионального анализа рынка и компаний или функционально подобной системы;

- справочная информация  правоохранительных органов.

Средства анализа  и синтеза должны включать программные модули для:

- математических расчётов (статистический анализ многомерных данных, подбор закона распределения выборки статистических данных, регрессионный анализ, интерполяции и экстраполяции, составление и решение систем уравнений и неравенств, решение дифференциальных уравнений, построение функций, разложение в ряд Фурье, в степенной ряд);

- решения задач исчисления  предикат;

- проведения кластерного  анализа;

- проведения факторного  анализа;

- построения графов и  решение на них сетевых задач,  в том числе построение когнитивных карт на ориентированных графах, включая выявление контуров, и решение на них динамических задач;

- решения многокритериальных  задач выбора альтернатив в  условиях неопределённости с использованием функций полезности;

- ранжирования альтернатив  методом построения иерархий  Саати и его современных модификаций;

- ранжирования альтернатив  методом попарного сравнения,  в том числе при нечётких вербальных суждениях экспертов о результатах актов сравнения результатам;

- решения задач математического  программирования;

- лексикографического упорядочивания  альтернатив;

- реализации технологий  экспертного оценивания и выбора  решений, включая методы агрегирования экспертных оценок и их статистического анализа, методы анализа согласованности мнений экспертов и выявления их коалиций, учёт и оперативное представление на средства отображения документов, предоставляемых экспертами для обоснования своей позиции;

- решения задач расчёта параметров функционирования систем массового обслуживания;

Информация о работе Обзор аналитических инструментов и программных продуктов, используемых в работе Ситуационного центра.