Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:03, реферат
Концепция Ситуационных Центров (далее СЦ), как комплексных информационно-аналитических систем поддержки и принятия управленческих решений является сегодня весьма популярной. В настоящий момент в мире существует около трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций.
РЕФЕРАТ | ||
Тема Обзор аналитических инструментов и программных продуктов, используемых в работе Ситуационного центра.
| ||
Выполнила: Сидорова Ольга Николаевна | ||
(Ф.И.О. полностью) | ||
| ||
Ярославль 2012
|
Концепция Ситуационных Центров (далее СЦ), как комплексных информационно-аналитических систем поддержки и принятия управленческих решений является сегодня весьма популярной. В настоящий момент в мире существует около трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. К примеру, в США существует около 150 таких центров, принадлежащих государственным структурам и крупным корпорациям, а президента этой страны обслуживает 5 ситуационных центров. Несколько десятков СЦ существует в Европе. В России сейчас наблюдается резкое увеличение интереса к ситуационному подходу в различных сферах человеческой деятельности: на крупных предприятиях создаются специальные комнаты и центры для анализа работы подразделений и филиалов; в аналитических отделах используются методы ситуационного моделирования для прогнозирования событий и реинжиниринга; в образовательных учреждениях внедряются методы ситуационного обучения.
Ситуационный центр - помещение (зал, комната, кабинет), оснащённое средствами коммуникаций (видеоконференцсвязь, конференц-связь и др.), предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов различной природы, ситуаций и других функций.
С технической точки зрения СЦ представляет собой программно-аппаратный комплекс, оснащённый средствами коммуникаций и интерактивного представления информации, предназначенный для оперативного управления, контроля и мониторинга объектов и ситуаций.
С административно-
Ситуационные центры можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние СЦ служат технической или информационной средой, необходимой оперативному персоналу для оценки ситуации.
Внутренние СЦ оперируют понятием ситуации на уровне отображения, моделирования, анализа или управления.
Структура СЦ, как и любой автоматизированной системы управления, включает различные виды обеспечения (программное, техническое, лингвистическое и т. д.). При этом они рассматриваются на четырех основных уровнях: научно-математическом, инженерном, программном и техническом.
Элементы системы СЦ должны включать следующие подсистемы:
Характерной чертой любого
СЦ является привязка ситуационной модели
к местности, поэтому в его
состав могут входить геоинформационны
Ситуационные центры можно классифицировать по ряду признаков.
2. По масштабу: стратегические СЦ - решает сложные, масштабные, ответственные задачи, направленные на структурную и функциональную перестройку; оперативные СЦ - решает задачи автоматической передачи оперативной информации в ситуационную модель, дающую первому лицу возможность оперировать "модулями" своего бизнеса в реальном времени; персональные СЦ - решает задачу экспресс-оценки ситуации, оперативного доступа к управляемому объекту и позволяет первому руководителю всегда "быть в курсе событий" независимо от времени, места управляющего субъекта.
3. По размещению: стационарные СЦ - привязаны к конкретным помещениям, где происходит анализ ситуаций; виртуальные СЦ.
4. По целевой направленности: СЦ контроля - наблюдение за состоянием сложного объекта или системы; СЦ управления - постоянное и активное управление объектом (группой объектов); кризисный СЦ - при возникновении экстренных (кризисных) ситуаций; СЦ обучения - направлены на обучение оперативного и обслуживающего персонала, подготовку специалистов в области СЦ; многоцелевой СЦ - сочетает в себе возможности различных центров.
6. По способу отображения ситуационной информации: коллективный – в СЦ установлен только экран коллективного пользования; индивидуальный- использование в СЦ только индивидуальных экранов; коллективно-индивидуальный - использование в СЦ экранов различного типа.
7. По универсальности: специальны
Помимо предложенных классификационных признаков можно выделить следующие: по степени автоматизации оценки ситуации, по количеству помещений, по количеству персонала, по необходимому времени принятия решения, по составу технических средств, по используемым технологиям, по уровню защиты, по предметной области.
Сегодня СЦ предоставляют следующие возможности:
Основными задачами ситуационных центров являются:
2.1 Ситуационный центр – инструмент поддержки управленческой деятельности.
Бурное развитие информационных
технологий в последние годы вызвало
появление больших массивов информационных,
коммуникационных, аудио-видео данных,
которые необходимо осознать, структурировать
и анализировать для принятия
грамотных управленческих решений.
Одновременно с убыстрением темпов
развития информационных технологий сокращается
время, отпущенное на принятие управленческих
решений или, тем более, решений,
принимаемых в кризисных
Для того, чтобы принимать
оптимальные решения с
Для решения стоящих перед
ситуационными центрами задач требуются
большие объемы и высокая интенсивность
поступления входной
2.2 Аналитические инструменты, используемые в работе Ситуационного центра
Инструменты ситуационного центра целесообразно разделить на три группы средств:
Ориентировочный набор инструментальных средств рабочего места в типовом СЦ:
Информационное пространство типового ситуационного центра содержит:
- данные государственного статистического наблюдения,
- отраслевые показатели и данные о состоянии регионов в объёме, предусмотренном исходя из функционала СЦ;
- данные, характеризующие
программно-проектную
- картографическую информацию
(географические слои, административно-
- реестры экспертов;
- нормативную правовую базу России и регионов;
- энциклопедии, тематические словари и справочники.
- материалы СМИ, новостного и справочного контента сети Интернет.
- базы документов
- система профессионального анализа рынка и компаний или функционально подобной системы;
- справочная информация правоохранительных органов.
Средства анализа и синтеза должны включать программные модули для:
- математических расчётов (статистический анализ многомерных данных, подбор закона распределения выборки статистических данных, регрессионный анализ, интерполяции и экстраполяции, составление и решение систем уравнений и неравенств, решение дифференциальных уравнений, построение функций, разложение в ряд Фурье, в степенной ряд);
- решения задач исчисления предикат;
- проведения кластерного анализа;
- проведения факторного анализа;
- построения графов и решение на них сетевых задач, в том числе построение когнитивных карт на ориентированных графах, включая выявление контуров, и решение на них динамических задач;
- решения многокритериальных задач выбора альтернатив в условиях неопределённости с использованием функций полезности;
- ранжирования альтернатив методом построения иерархий Саати и его современных модификаций;
- ранжирования альтернатив методом попарного сравнения, в том числе при нечётких вербальных суждениях экспертов о результатах актов сравнения результатам;
- решения задач математического программирования;
- лексикографического
- реализации технологий
экспертного оценивания и
- решения задач расчёта параметров функционирования систем массового обслуживания;