- построения моделей распространения
эпидемий, реализации алгоритмов гибели-размножения;
- реализации эволюционно-генетических
алгоритмов;
- реализации игровых алгоритмов;
- программно-целевого планирования
(управления проектами).
Для работы с текстовыми
документами требуются следующие
средства:
- частотный анализ текстов;
- выявление ассоциативных
связей и их частотного анализа;
- определение отношения
оценочной направленности текста
по отношению к интересующему субъекту,
объекту, факту (негативное, позитивное,
нейтральное);
- рубрикация текстов с
использованием их семантических
портретов.
Указанные средства должны
позволять работать не только со статьями
СМИ или страницами Интернета, но и с содержанием
блогов, виртуальных конференций.
Средства информационного
сопровождения должны включать:
-средства создания презентаций
(в том числе в оперативном режиме проведения
совещаний),
-средства проведения телеконференций
и трансляций на средства коллективного
отображения с мест событий.
2.3 Программные
продукты, используемые в работе
Ситуационного центра.
К программным и техническим
решениям, применяемым в СЦ, относят:
- технологии обработки текстовой информации, обеспечивающие поиск информации по сложным запросам, построение гипертекстов, выявление смысла текста и т.п.;
- системы оперативного анализа данных (OLAP);
- расчетно-аналитические технологии, обеспечивающие расчеты по моделям конкретных предметных областей, построение прогнозов, нахождение тенденции развития в нечетких параметрических пространствах, статистическую обработку информации;
- образно-когнитивные технологии, объединяющие информационные технологии графического отображения проблемных ситуаций и средства представления вариантов решений для облегчения процесса концептуального осмысления пользователем проблемной ситуации, а также ГИС-технологии, технологии построения графических образов, распознавания образов, анимации изображений.
Программные продукты, используемые
в работе СЦ можно разделить на
две группы:
- специальные программные и технические решения СЦ – используются в определенных предметных областях;
- настраиваемые программные и технические решения СЦ, предназначенные для широкого использования.
Примеры используемых
программных продуктов в СЦ:
- Федеральное казенное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ситуационный центр МЧС России) - единый многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, который решает задачи координации, оперативного управления, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
- системы «Антистихия», ЕСИМО, ОКСИОН, «Цунами», система объективного контроля объектов - мониторинг территории страны и состояния промышленных объектов;
- единая дежурно-диспетчерская служба ЕДДС-112 - автоматизированное получение информации от объектов экономики и субъектов РФ, выдача систематизированной информации руководству;
- система ОКСИОН - автоматизация процессов оповещения населения в случаях угрозы возникновения либо поступления информации о факте ЧС с возможностью обратной связи в режиме реального времени;
- система ГЛОНАСС-GPS - организация контроля и сопровождения морских (речных), наземных, воздушных перевозок, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, осуществление контроля за перемещением особо опасных грузов, конвоев с гуманитарной помощью.
- "Триумф-Аналитика" фирмы "Парус" - программа для оперативного и стратегического управления предприятием оптовой и розничной торговли, супермаркетом, сбытовой сетью
- ситуационная комната "Галактика" - программно-аппаратной система принятия решений, ориентированная на высший менеджмент компаний-заказчиков. Этот комплекс должен помочь в решении таких задач, как мониторинг, анализ и прогнозирование деятельности предприятия, взятой в различных разрезах, анализ рисков, моделирование ситуаций, выработка бизнес-стратегии и пр.
- Обзор ситуационных центров в России.
Понятие «ситуационный центр»
еще не стало привычным даже для
ИТ-специалистов, и тем не менее развертывание
таких центров в нашей стране уже идет
полным ходом.
Ситуационные центры сегодня
используются:
- федеральными органами государственной власти (президент, правительство], федеральные министерства, агентства и др.);
- региональными органами субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.);
- крупными промышленными предприятиями в отраслях энергетики, нефтегазовой и др;
- образовательными учебными учреждениями и др.
В России процесс развертывания
СЦ начался «сверху», и в настоящее время
ситуационные центры существуют при президенте
страны, его полномочных представителях
в федеральных округах, региональных администрациях,
в отдельных министерствах и ведомствах.
На региональном уровне наибольший прогресс
в этом направлении достигнут в Ленинградской
области. В отраслевом плане безусловными
лидерами являются Министерство путей
сообщения и Министерство по чрезвычайным
ситуациям.
Сегодня СЦ в большинстве
случаев рассматриваются как
антикризисное решение, но их предназначение
– быть инструментом повседневного
управления. Для этого следует
обеспечить накопление знаний, регламентировать
обмен информацией между государственными
СЦ на федеральном и региональном уровнях.
По мере развития их взаимодействия, внедрения
«электронного правительства» в регионах
значение ситуационных центров будет
повышаться.
Внимание руководства
страны уже сфокусировано на развитии
данного направления, что подтверждается
реализацией инновационных проектов:
Сколково, технопарки, Агентство стратегических
инициатив и т. д. Их основная цель – улучшить
инвестиционный климат, особенно в российских
регионах.
ЛИТЕРАТУРА
- Павел Иванов. Информационно-аналитические системы для ситуационных центров.
«Computerworld Россия» , № 19, 2003
- Филиппович А. Ситуационные центры: определения, структура и классификация. // РС Week/PE00 (≪Компьютерная неделя≫), (392) 26, 2003
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Ситуационный центр