Обзор Российского законодательства в сфере информатизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:29, реферат

Описание

Программные продукты и базы данных являются предметом интеллектуальной деятельности труда специалистов. Процесс их создания связан с материальными и трудовыми затратами, следовательно в мире существует необходимость по защите прав как разработчиков так и самих продуктов. Так и в нашей стране разработан ряд нормативно правовых актов направленных на защиту информационной безопасности.

Содержание

Введение.
Основные типы нормативных правовых актов относящейся к защите информации.
Конституция Российской Федерации.
Уголовный кодекс.
Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Закон "Об электронной цифровой подписи".

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 45.80 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Вятский  государственный гуманитарный университет»

Юридический факультет 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине: «Правовая информатика»

Тема: «Обзор Российского законодательства в  сфере информатизации» 
 
 
 
 
 

 Выполнил  студент

очной формы  обучения

группа  Ю-22

      Муравьев  Сергей

Преподаватель:

Целищева  А. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Киров

2011

План

  • Введение.
  • Основные типы нормативных правовых актов относящейся к защите информации.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс.
  • Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
  • Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  • Закон "Об электронной цифровой подписи".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Программные продукты и базы данных являются предметом  интеллектуальной деятельности  труда  специалистов. Процесс их создания связан с материальными и трудовыми  затратами, следовательно в мире существует необходимость по защите  прав как разработчиков так и самих продуктов. Так и в нашей стране разработан ряд нормативно правовых актов направленных на защиту информационной безопасности.

Основные  типы нормативных  правовых актов относящейся  к защите информации.

  • Конституция Российской Федерации,
  • системообразующие (рамочные) законы, регулирующие базовые отношения в сфере применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • видовые законы, относящиеся к правоотношениям в отдельных областях применения ИКТ или в отдельных составляющих деятельности по созданию и использованию ИКТ;
  • отраслевые законы, регулирующие информационные правоотношения в отдельных (специфических) сферах социально-экономической жизни;
  • законодательные акты общего характера (в том числе кодексы), содержащие нормативные правила по отдельным аспектам применения ИКТ.
  • подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления и иные акты Правительства Российской Федерации, акты иных органов государственной власти), относящиеся к сфере применения ИКТ;
  • законодательство субъектов Российской Федерации в информационной сфере;
  • международные соглашения (включая двусторонние) в области разработки и применения ИКТ, участником которых является Российская Федерация.

Конституция Российской Федерации является фундаментом  для развития законодательства в  области разработки и применения ИКТ. Она устанавливает основные права и обязанности участников информационных правоотношений, базирующиеся на свободе личности и свободе  экономической деятельности, к которым, в частности, относятся:

  1. право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23 ч.1),
  2. право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 ч.2.),
  3. недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24),
  4. свобода мысли и слова (ст.29 ч.1),
  5. право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29 ч.4),
  6. свобода массовой информации и запрещение цензуры (ст.29 ч.5),
  7. свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; охрана интеллектуальной собственности законом (ст.44)
  8. ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41, ч. 3)
  9. право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42)
  10. свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28)

К системообразующим (базовым) законам в области разработки и применения ИКТ, в частности, относятся:

  1. Закон Российской Федерации “О государственной тайне” (1993 г.),
  2. Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (1993 г.),
  3. Федеральный закон “Об обязательном экземпляре документов” (1994 г.),
  4. Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” (1995 г.),
  5. Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене” (1995 г.).

К видовым  законам в сфере ИКТ относятся, в частности (всего таких законов  насчитывается несколько десятков):

  • Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации (1991 г.)”,
  • Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” (1992 г.),
  • Закон Российской Федерации “О правовой охране топологий микросхем” (1992 г.),
  • Патентный закон Российской Федерации (1992 г.),
  • Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.),
  • Федеральный закон “О рекламе” (1995 г.),
  • Федеральный закон “О связи” (1995 г.),
  • Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи” (2002 г.).
 

Конституция Российской Федерации.

Основным  законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.

В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В принципе, право на информацию может реализовываться  средствами бумажных технологий, но в  современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными  органами информационных серверов и  поддержание доступности и целостности, представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

Статья 23 Конституции гарантирует право  на личную и семейную тайну, на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение  конфиденциальности данных, в том  числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

Уголовный кодекс.

Весьма  продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 - "Преступления в  сфере компьютерной информации" - содержит три статьи:

• статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;

• статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

• статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Первая  имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая - с вредоносным  ПО, третья - с нарушениями доступности  и целостности, повлекшими за собой  уничтожение, блокирование или модификацию  охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.

Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает  наказание за нарушение тайны  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

Интересы  государства в плане обеспечения  конфиденциальности информации нашли  наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне" (с  изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 года). В нем государственная  тайна определена как защищаемые государством сведения в области  его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может  нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение  средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и  другие средства, предназначенные для  защиты сведений, составляющих государственную  тайну; средства, в которых они  реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.

Закон "Об информации, информационных технологиях и  о защите информации".

Основополагающим  среди российских законов, посвященных  вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информационных технологиях и о  защите информации" от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий  Федеральный закон регулирует  отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в  настоящем Федеральном законе

В настоящем  Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо  от формы их представления;

2) информационные  технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и  способы осуществления таких  процессов и методов;

3) информационная  система - совокупность содержащейся  в базах данных информации  и обеспечивающих ее обработку  информационных технологий и  технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная  сеть - технологическая система,  предназначенная для передачи  по линиям связи информации, доступ  к которой осуществляется с  использованием средств вычислительной  техники;

5) обладатель  информации - лицо, самостоятельно создавшее  информацию либо получившее на  основании закона или договора  право разрешать или ограничивать  доступ к информации, определяемой  по каким-либо признакам;

6) доступ  к информации - возможность получения  информации и ее использования;

7) конфиденциальность  информации - обязательное для выполнения  лицом, получившим доступ к  определенной информации, требование  не передавать такую информацию  третьим лицам без согласия  ее обладателя;

8) предоставление  информации - действия, направленные  на получение информации определенным  кругом лиц или передачу информации  определенному кругу лиц;

9) распространение  информации - действия, направленные  на получение информации неопределенным  кругом лиц или передачу информации  неопределенному кругу лиц;

10) электронное  сообщение - информация, переданная  или полученная пользователем  информационно-телекоммуникационной  сети;

11) документированная  информация - зафиксированная на  материальном носителе путем  документирования информация с  реквизитами, позволяющими определить  такую информацию или в установленных  законодательством Российской Федерации  случаях ее материальный носитель;

12) оператор  информационной системы - гражданин  или юридическое лицо, осуществляющие  деятельность по эксплуатации  информационной системы, в том  числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Информация о работе Обзор Российского законодательства в сфере информатизации