ВНТР_ВНШ
Определение стратегии
на основе матрицы «Внешних/Внутренних факторов».
Цель проведения –
освоить один из основных методов
стратегического анализа, применяемый
для обоснования решений руководства
компании. Обучающемуся необходимо понять
логику и освоить последовательность шагов по построению
всех матриц анализа: матрицы внешних
факторов и матрицы внутренних факторов,
получить опыт количественной оценки
их значимости путем присваивания веса
и рейтинга. Тщательное проведение этих
действий дает возможность обучающемуся
научиться определять, какая из эталонных
стратегий наилучшим образом соответствует
тому или иному товару (товарной группе,
бизнес-единице).
Формой отчетности по данной лабораторной
работе являются правильно заполненные
матрицы: внешних факторов и внутренних
факторов, сводная матрица анализа.
Исходными данными для выполнения
этой лабораторной работы является конкретная
ситуация, включающая описание компании
и возможных стратегий ее развития.
Порядок выполнения
- Построение «Матрицы оценки внешних факторов»
- Определите наиболее важные внешние факторы, оказывающие влияние на исследуемую компанию/фирму. В качестве стартовой основы могут служить «Возможности» и «Угрозы», приведенные в Приложении 1 лабораторной работы 1. Внесите эти факторы в колонку «Ключевые внешние факторы» матрицы оценки внешних факторов.
- Присвойте каждому фактору вероятностную характеристику - вес, отражающий значимость данного фактора для успешной деятельности компании: от 0.0 (не важный) до 1.0 (очень важный) при условии равенства суммы всех весов единиц.
- Присвойте каждому фактору рейтинг, отражающий направленность и силу действия данного фактора, от 1-цы до 4-х:
1 = фактор сильной угрозы;
2 = неблагоприятный фактор;
3 = благоприятный фактор;
4 = фактор успеха.
- Перемножьте по каждому фактору его вес на его рейтинг и суммируйте полученные произведения. Полученная сумма построчных произведений есть итоговый общий балл оценки внешних факторов, используемый в построении сводной таблицы.
- Построение «Матрицы оценки внутренних факторов»
- Определите наиболее важные внутренние факторы, оказывающие влияние на исследуемую компанию/фирму. В качестве стартовой основы могут служить «Сильные стороны» и «Слабые стороны», приведенные в Приложении 1 лабораторной работы 1. Внесите эти факторы в колонку «Ключевые внутренние факторы» матрицы оценки внутренних факторов.
- Присвойте каждому фактору вероятностную характеристику - вес, отражающий значимость данного фактора для успешной деятельности компании: от 0.0 (не важный) до 1.0 (очень важный) при условии равенства суммы всех весов единиц.
- Присвойте каждому фактору рейтинг, отражающий направленность и силу действия данного фактора, от 1-цы до 4-х:
1 = критически слабая
сторона компании;
2 = слабая сторона компании;
3 = преимущество компании;
4 = явное преимущество
компании.
- Перемножьте по каждому фактору его вес на его рейтинг и суммируйте полученные произведения. Полученная сумма построчных произведений есть итоговый общий балл оценки внутренних факторов, используемый в построении сводной таблицы.
- Построение сводной таблицы «Внешних/Внутренних» факторов.
- Внесите в таблицу итоговый балл оценки внешних факторов - отложить по оси ординат его значение: как слабое влияние – от 1,0 до 1,99; как среднее – от 2,0 до 2,99; либо как сильное от 3,0 до 4,0. Провести горизонтальную линию из полученной отметки.
- Внесите в таблицу итоговый балл оценки внутренних факторов - отложить по оси абсцисс его значение: как слабое влияние – от 1,0 до 1,99; как среднее – от 2,0 до 2,99; либо как сильное от 3,0 до 4,0. Провести вертикальную линию из полученной отметки.
- Определить местоположение относительно клеток таблицы точки пересечения линий, соответствующих итоговым общим баллам оценок. Пересечение общих баллов дает сводную оценку состояния и возможностей компании. Клеткам матрицы соответствуют определенные стратегии:
- Для I, II, IV целесообразны стратегии концентрированного роста (развитие продукта и рынка, рыночного проникновения), а также интеграционные (вертикальной и горизонтальной интеграции);
- Для III, V, VII больше соответствуют оборонительные стратегии (поддержания рыночной доли, усиления рынка);
- Для VIII, VI, IX целесообразны стратегии «сбора урожая» или сокращения производства.
Если имеется несколько
товарных групп, то в сводной матрице
можно отразить вклад каждого
товара (дивизиона, бизнес-единицы) в
общий объем продаж и прибыль.
Приложение 1. Матрицы
анализа «Внешних/Внутренних» факторов.
Матрица оценки
внешних факторов
Ключевые
внешние факторы
|
Вес |
Рейтинг |
Общий
балл |
|
|
|
|
Общий
балл |
1 |
|
|
Матрица оценки
внутренних факторов
Ключевые
внутренние факторы
|
Вес |
Рейтинг |
Общий
балл |
|
|
|
|
Общий
балл |
1 |
|
|
Сводная матрица
внешних и внутренних факторов
Внутренние факторы
Внешние факторы/общий
балл |
|
Общий балл |
Сильный 3.0-4.0
|
Средний 2.0-2.9
|
Слабый 1.0-1.99 |
Высокий
3.0-4.0 |
I |
II |
III |
Средний
2.0-2.99 |
IV |
V |
VI |
Слабый
1.0-1.990 |
VII |
VIII |
IX |