Факторы внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание

Основные факторы или элементы внешней среды, воздействующие на поведение организации, подразделяются на четыре большие группы: политические и правовые, экономические, социальные и культурные, технологические. Они представляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязанными элементами.

Работа состоит из  1 файл

1 глава.docx

— 30.04 Кб (Скачать документ)

    1      Общая характеристика факторов внешней среды

    1. Классификация факторов внешней среды

    Основные  факторы или элементы внешней  среды, воздействующие на поведение  организации, подразделяются на четыре большие группы: политические и правовые, экономические, социальные и культурные, технологические. Они представляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязанными элементами.

    Государство оказывает влияние на организацию: через налоговую систему; государственную  собственность и бюджет; законодательные  акты.

    Организации обязаны соблюдать требования государственных  органов, которые представляют собой  комиссии по торговле, лицензированию, квотированию, ценным бумагам, управление по надзору за качеством и охраной  труда, а также окружающей среды. На организации оказывают влияние  местные органы власти: выдвигают  требования приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для  ведения дела, облагают предприятия налогами.

    Совокупность  факторов внешней среды классифицируется по группам: факторы макроокружения – политические, экономические, социальные, культурные, технологические; непосредственного  окружения – законы, органы государственного управления, потребители услуг, трудовые ресурсы, материалы и т.д.

    Политические  факторы - намерения органов государственной  власти в отношении развития общества и средства, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. Действия правительства могут проявляться  в виде: налогообложения доходов  корпораций; установления налоговых  льгот или льготных торговых пошлин; законодательства по защите потребителей, контролю цен и заработной платы. Организация должна знать базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства; насколько стабильно правительство; насколько оно в состоянии проводить свою политику; какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

    Этот  элемент или подсистема окружающей обстановки является ареной борьбы организаций  и групп интересов (стейкхолдеров) за ресурсы, должное внимание со стороны органов власти к перспективам развития отрасли и конкретных корпораций, за составление законопроектов и их прохождение в Федеральном Собрании и за принятие подзаконных актов, способствующих успешному бизнесу компаний. Он также демонстрирует, как другие организации пытаются повлиять на правительство и как в действительности правительство влияет на них. Подверженный постоянным изменениям, этот элемент воздействует на конкуренцию. По этой причине организации должны тщательно анализировать политику и философию государства. Антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, отрасли промышленности, выбранные для дерегулирования, или наоборот, которые предполагается взять под больший контроль со стороны государства, законодательство об обучении работников, а также уровень обязательств по отношению к образовательным учреждениям являются теми областями, в которых государственная политика может оказывать воздействие на общий ход деятельности и производительность отраслей промышленности.

    Различные факторы законодательного и государственного характера могут ограничивать деятельность организации и влиять на уровень  существующих возможностей и угроз. Национальные и иностранные правительства  могут быть для ряда организаций  основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Некоторые организации, в большой степени зависят  от правительственных контрактов и  субсидий. Это может означать, что  для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через  детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Таких факторов много, еще больше их различных сочетаний, мы же выделим наиболее часто встречающиеся при проведении анализа среды.

    Политические  и правовые факторы могут быть представлены следующим образом:

    - изменения в налоговом законодательстве;

    - расстановка политических сил;

    - отношения между деловыми кругами и правительством;

    - патентное законодательство;

    - законодательство об охране окружающей среды;

    - правительственные расход;

    - антимонопольное законодательство;

    - денежно-кредитная политика;

    - государственное регулирование;

    - федеральные выборы;

    - политические условия в иностранных государствах;

    - размеры государственных бюджетов;

    - отношения правительства с иностранными государствами.

    Социокультурные факторы: установки, жизненные ценности и традиции общества; демографическая обстановка; отношения организации с местным населением; отношение людей к работе и качеству жизни; рост населения; уровень образования; мобильность людей и т.п. Данная группа факторов оказывает влияние на формирование спроса населения; трудовые отношения; уровень заработной платы; условия труда; имидж фирмы; услуги предприятия. Социокультурные факторы изменяются медленно, но эти изменения приводят к существенным изменениям в окружении организации и оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений.

    Благополучие  национальной экономики оказывает  решающее влияние на эффективность  деятельности частных фирм и отраслей промышленности. Поэтому разработчики стратегии тщательно изучают  экономическую внешнюю среду, чтобы определять происходящие перемены, новые тенденции, и их стратегические последствия. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывает курс обмена валют, сколько придется заплатить налогов и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия окажут влияние на спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные могут обеспечить простор для роста.

    Основные  экономические факторы могут  быть представлены следующим образом:

    - ставки процента;

    - инфляция;

    - структура потребления и ее динамика;

    - ставки денежного рынка;

    - экономические условия в иностранных государствах;

    - показатели торгового баланса;

    - изменение спроса;

    - денежно-кредитная и финансовая политика;

    - тенденции на фондовой бирже;

    - уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста.

    Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность  потребителей покупать определенные товары и услуги. Изучение состояния экономики  основывается на анализе величины валового национального продукта; темпов инфляции; уровня безработицы; процентной ставки; производительности труда; норм налогообложения; платежного баланса; норм накопления; общего уровня экономического развития; добываемых природных ресурсов; климата; типа и уровня развитости конкурентных отношений; структуры населения; уровня образованности рабочей силы; величины заработной платы и т.д. На одни организации конкретные изменения в состоянии экономики могут оказать положительное воздействие, на другие - отрицательное.

    Международное окружение характеризуется высокой  сложностью, так как экономика, культура, количество и качество трудовых и  материальных ресурсов, законы, государственные  учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране. Выделяют следующие формы международного взаимодействия: посреднические службы или экспортные отделы для координации экспорта, которые будут облегчать заключение сделок с иностранными покупателями; лицензирование; создание совместных предприятий; многонациональные корпорации.

    Социальные, культурные, демографические и географические факторы формируют стиль жизни, работы, потребления и оказывают  значительное воздействие практически  на все организации. Новые тенденции  создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах  и услугах, других стратегиях организации.

    Технологический элемент среды как системы  включает в себя организации и  деятельность, связанные с появлением новых знаний и их применением  на практике, в результате чего и  появляются новые продукты, технологии, материалы.

    Влияние технологических факторов часто  столь очевидно, что их считают  основным двигателем производственного - и шире - социального прогресса. Революционные технологические  перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью  роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютером, новые  виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют серьезные возможности и угрозы, которые менеджеры должны осознавать и оценивать их воздействие. Некоторые новшества могут как создавать новые отрасли промышленности, так и закрывать старые. Хороший пример - изобретение аудиодисков. Гигантские заводы, выпускавшие виниловые грампластинки, подобные подмосковному Апрелевскому, закрылись или перепрофилировались, а их рыночную нишу поделили между собой множество небольших производств аудио-дисков. Так как технологические изменения происходят очень быстро, фирме чрезвычайно важно тщательно научать различные элементы технологического сегмента. Многие производители автомобилей, например, могут проявлять интерес к последним достижениям в области дизайна Mazda Corp. и производить собственные сходные товары, "дружески" заимствуя опыт корпорации. Подобные достижения подтверждаются, например, тем, как компания пытается усовершенствовать двигатель на водородном топливе.

    Воздействие технологических факторов можно  оценивать как процесс созидания  нового и разрушения старого. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают  среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации  должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например, на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями, или проблема увольнения избыточной рабочей силы, высвобождающейся вследствие внедрения новых, более производительных технологических процессов), или, например, на маркетинговые службы, перед которыми ставится задача разработки методов продажи новых видов продукции.

    Важность  прогнозирования внешнего окружения (иногда называемое аудитом внешнего окружения) возрастала за последние 15 лет по мере того, как организации расширяли горизонт прогноза, включая анализ причинных факторов.

    Для того, чтобы изменить атмосферу в организациях, препятствующую единению людей, различающихся в культурном, этническом, образовательном отношении, по половому признаку, в некоторых компаниях менеджеры высшего звена проводят тренинги, связанные с развитием лидерского потенциала женщин и этнических меньшинств. Для устранения вероятности возникновения труднопреодолимых барьеров в организации, может потребоваться изменение ее структуры и практики менеджмента, а для эффективного управления в неоднородной среде могут потребоваться специальные навыки. Эти усилия по развитию навыков управления в неоднородной среде повышают эффективность компаний.

    После того как собранная информация будет  оценена, возникшие вопросы обсуждаются  на встречах с руководством, задачей  которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, разработка базовых показателей  эффективности доя действий в  соответствии с выявленными возможностями  и угрозами. Руководители высшего  звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который  передается в подразделения и  распространяется в организации.

    Если  рассматривать факторы как частные  показатели объекта или процессов, протекающие в системе и оказывающие  влиянию на функцию, то управленческие факторы могут определять показатели качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технический уровень  производства, уровень социального  развития коллектива, связи с внешней  средой.

    Составляющими элементами системы управления являются цели и стратегии развития организации, состояние системы менеджмента, качество работ, состояние портфеля заказов, структуру производства и  управления, наличие капитала и рабочей  силы, уровень цен и инфляции, доходы потребителей, финансовая и  налоговая политика правительства.

    В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения  могут отличаться не по всем факторам. Но чем меньше учтенных факторов, тем  меньше точность прогноза эффективности инвестиций.

    Научно-технический  прогресс отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию в числе основных факторов внешней среды.

Информация о работе Факторы внешней среды