Организация и методология служебного расследования по фактам нарушения правил защиты конфиденциальной и служебной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:33, реферат

Описание

С момента начала использования компьютерных технологий во всех сферах деятельности человека, появилось много проблем, связанных с защитой конфиденциальности. Главным образом это связано с обработкой документов с применением компьютерных технологий. Многие административные меры по защите конфиденциальности частных лиц и организаций утратили свою силу в связи с переходом документооборота в абсолютно новую среду.

Содержание

Введение 3
1. Что такое конфиденциальная и служебная информация? 4
2. Проведение служебного расследования по фактам утечки конфиденциальной информации, утраты носителей, содержащих такие сведения, а так же по фактам иных нарушений режима конфиденциальности.. 5
2.1. Обязанности членов комиссии по проведению служебного расследования 6
2.2. Права членов комиссии по проведению служебного расследования. 7
Рис.1 Общая схема проведения внутреннего служебного расследования в компаниии 9
3. Цели и задачи служебного расследования по фактам разглашения персоналом конфиденциальной информации. 10
3.1. Цели служебного расследования. 10
3.2. Задачи служебного расследования. 10
4. Ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации предприятий. 11
5. Окончание служебного расследования. 13
Заключение. 16
Список использованных источников: 17

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

     По  фактам утраты (в том числе временной) конфиденциальных документов (носителей, изделий), разглашения охраняемой законом информации, а также другим нарушениям режима коммерческой или служебной тайны проводятся внутренние расследования.  

    1. Расследования имеют целью:
    • поиск утраченного документа (носителя, изделия); изучение (анализ) ситуации для принятия мер по предотвращению (пресечению) повторения выявленного нарушения;
    • создание доказательной базы для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
 
    1. Задачами  внутреннего расследования являются:
    • установление обстоятельств нарушения, в том числе времени, места и способа его совершения;
    • обследование мест возможного нахождения утраченного конфиденциального документа (носителя, изделия и т. п.);
    • установление лиц, непосредственно виновных в данном нарушении;
    • выявление причин и условий, способствовавших нарушению. 5
 
  1. Ответственность работников за разглашение  конфиденциальной информации предприятий.
 

     Под утратой носителей конфиденциальной информации (документов, материалов, изделий) понимается выход (в том числе на непродолжительное время) этих носителей из владения работника, который в установленном порядке допущен к ним в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей, в результате чего данные носители стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.

     За  разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

       Дисциплинарная ответственность  работников предприятий предусмотрена  ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса  РФ. В соответствии со ст. 57 в  заключаемом работодателем и  работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).

     В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный  с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания.

       Определенные ст. 192 Трудового кодекса  РФ: замечание, выговор, увольнение  по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных  взысканий определен в ст. 193 кодекса.

       Увольнение работника осуществляется  в соответствии с положениями  ст. 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение  трудового договора по инициативе  работодателя». В соответствии  с подп. 6в указанной статьи  трудовой договор с работником  может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

       Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 кодекса, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.

       Административная ответственность  за разглашение конфиденциальной  информации, доступ к которой  ограничен в соответствии с  законодательством РФ, определена  ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях.

     В соответствии с положениями указанной  статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным  законом (за исключением случаев, когда  разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
    • на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
 

     Уголовная ответственность за преступления в  сфере защиты государственной тайны  предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ.

       Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином  РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

       Разглашение сведений, составляющих  государственную тайну, лицом,  которому она была доверена  или стала известна по службе  или работе, без признаков государственной  измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

       Согласно ст. 284 УК РФ, нарушение  лицом, имеющим допуск к государственной  тайне, установленных правил обращения  с содержащими государственную  тайну документами или с предметами, сведения о которых составляют  государственную тайну, повлекшее  их утрату и наступление тяжких последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.6 

  1. Окончание служебного расследования
 

     По  окончании служебного расследования комиссия обязана представить  руководителю  предприятия  на рассмотрение следующие  документы:

    • заключение о результатах проведенного служебного расследования;
    • письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии;
    • акты проверок наличия носителей конфиденциальной информации на предприятии, осмотра и проверки служебных помещений, хранилищ и т.п.;
    • другие документы, имеющие отношение к служебному расследованию.
 

     Так же по окончании внутреннего расследования комиссия представляет руководителю организации (предприятия) заключение, в котором излагаются:

    • основания и время проведения расследования;
    • проделанная работа (кратко);
    • время, место и обстоятельства факта нарушения;
    • причины и условия совершения нарушения;
    • виновные лица и степень их вины;
    • наличие умысла в действиях виновных лиц;
    • предложения по возмещению ущерба;
    • предлагаемые меры наказания (учитывая личные и деловые качества виновных лиц) или дальнейшие действия;
    • рекомендации по исключению подобных нарушений;
    • предложения по прекращению поиска конфиденциального документа (носителя, изделия) и списанию его с учетных форм;
    • другие вопросы, поставленные перед комиссией (об актуальности конфиденциальной информации, о размерах ущерба и т. д.).
 

     В случае нахождения во время расследования утерянного документа (носителя, изделия) в заключении комиссии отражаются причины его временного отсутствия.

     К заключению прилагаются:

    • письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии;
    • акты (справки) проверок конфиденциальных документов (носителей, изделий), осмотров помещений, хранилищ и т. д.;
    • другие документы (копии документов), относящиеся к расследованию, в том числе заключения экспертной комиссии и комиссии по определению размеров ущерба (убытков).
 

     Заключение  должно быть подписано всеми членами  комиссии. При несогласии с выводами или содержанием отдельных положений член комиссии, подписывая заключение, приобщает к нему свое особое мнение (в письменном виде).

     Заключение  по результатам расследования подлежит утверждению должностным лицом, назначившим это расследование.

     Заключения  экспертной комиссии и комиссии по определению ущерба (убытков) должны быть подготовлены до окончания проведения внутреннего расследования. Это необходимо для того, чтобы принять исчерпывающие меры по локализации последствий данного нарушения и объективно определить меру ответственности виновных лиц.  

     Одновременно  с комиссией по проведению служебного расследования руководителем предприятия создается комиссия по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации).

       Результаты работы комиссии по  определению (уточнению) степени  секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации) отражаются в мотивированном заключении, которое в предельно короткий срок, но не позднее десяти дней со дня создания комиссии должно быть представлено на утверждение руководителю предприятия. По результатам работы комиссии руководитель предприятия принимает меры по локализации последствий разглашения конфиденциальной информации (утраты носителей информации). Он также направляет заключение комиссии с приложением в случае необходимости копий материалов служебного расследования руководителю вышестоящей организации (если она имеется) и в орган безопасности. Один экземпляр заключения и материалы служебного расследования хранятся в режимно-секретном подразделении (службе безопасности) предприятия.

       Если комиссия по определению  (уточнению) степени секретности  разглашенной информации (грифа  секретности утраченных носителей  информации) установит, что степень  секретности этой информации (гриф  секретности носителей информации) не соответствует их содержанию, то заключение комиссии утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется) или руководителем органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

       В случае выявления такого  несоответствия руководитель предприятия принимает решение об исключении этой информации из соответствующего перечня конфиденциальной информации предприятия и снятии в установленном порядке грифа конфиденциальности и реквизитов с носителей информации.

       При необходимости по решению руководителя вышестоящей организации, а в случае отсутствия такой организации — по решению руководителя органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, может быть проведено дополнительное служебное расследование или создана новая комиссия.

       Степень секретности (конфиденциальности) разглашенной информации, утраченных  носителей информации, поступивших  из другой организации, определяется (уточняется) комиссией этой организации либо комиссией вышестоящей организации (если она имеется) и утверждается руководителем соответствующей организации.

       Списание с учета утраченных  носителей конфиденциальной информации  осуществляется на основании  утвержденного руководителем предприятия  акта с результатами служебного расследования.

Информация о работе Организация и методология служебного расследования по фактам нарушения правил защиты конфиденциальной и служебной информации