Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:27, реферат
Цель: Определение и выявление основных критериев внедрения ЭВМ и средств ВТ в сферу образования.
Введение.
Принципы разработки ППС ВТ и целесообразность внедрения в процесс обучения ЭВТ.
Совершенствование организации работы педагога, его функций в условиях внедрения АОС.
Принципы организации автоматизированного занятия в школе.
Изменение методики работы педагога в условиях подготовки информации для АОС.
Принцип доступности обучения. Обучение должно быть доступным и посильным возрасту, способностям и уровню развития обучаемых - так гласит принцип доступности. На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, предмета изучения и других факторов. Следовательно приступая к отбору материала для ППС ВТ, необходимо знать особенности тех учащихся, для которых предназначена составляемая программа. Лучше всего эти особенности видят и знают преподаватели, непосредственно работающие с данными учащимися. Следовательно, только с их участием можно составить нужные ППС ВТ. В то же время следует учитывать, что программное средство не может быть оптимальным для всех людей одновременно. Принцип наглядности. Традиционная трактовка этого принципа сводится к тому, чтобы создать у учащегося чувственное представление об изучаемом объекте. Образность, яркость, динамичность демонстраций, реализованных с помощью компьютерной цветной мультипликации для раскрытия наиболее сложных явлений и процессов, значительно расширяют возможности изобразительной наглядности в учебно-воспитательном процессе. Однако объем материала, включаемого в программу, должен быть оптимальным. Не следует перегружать образную и эмоциональную память учащихся. В ППС ВТ нужно вводить лишь то, что безусловно необходимо для достижения намеченных целей обучения. Составители программ часто допускают ошибку, перегружая программу цветовыми эффектами, большим количеством ярких картинок т.д., полезными лишь с точки зрения "украшения" ППС ВТ. В то же время в процессе создания ППС ВТ следует максимально использовать возможности компьютерной графики для реализации наглядности в обучении.
Таким образом, компьютеризированное обучение подчиняется той же системе дидактических принципов, что и безмашинное. Задача разработчиков ППС ВТ заключается в том, чтобы, учитывая специфику компьютеризированного обучения, реализовать эти принципы в программном продукте ЭВМ, определить, каким образом максимально приблизить его к природе познавательной деятельности учащихся.
Совершенствование организации работы педагога, его функций в условиях внедрения АОС
Подготавливая информацию для АОС, педагог должен понимать, что и сам процесс "перемещения" информации из подготовленного плана в реальный компьютер, и последующее использование АОС требуют изменения организации труда. Лишь на базе новых, соответствующих требованиям компьютерного обучения, условий организации работы педагога и его функций возможно внедрение в учебный процесс АОС. Кроме того, что педагог включается в работу на основе использования сложной программной технологии создания ППС ВТ, он должен также иметь в виду, что организационный компонент в его деятельности развивается и еще в одном аспекте. При подготовке информации для АОС необходимо помнить, что все то, что не определено этой информацией, остается для личностного управляющего воздействия преподавателя. Если учебная информация - это в основном логические построения и процедуры, то деятельность педагога - это в большей степени эмоциональная и организационная его активность.
В самом общем виде можно вести речь о взаимной дополнительности между работой педагога и функционированием АОС. В функции машины передается то, что с ее помощью выполняется в процессе обучения лучше, чем без нее (анализ, сообщение строгих, по структуре, областей знаний, активность диалога и т. д. ). Задача педагога - гуманизация обучения и воспитания. Для того чтобы более подробно рассмотреть изменение функций педагога при работе АОС, определим возможность использования этих систем на разных этапах обучения и покажем, как конкретно при этом изменяются функции педагога. Автоматизированные обучающие системы могут применяться во всех видах и формах обучения. При этом любой подход к определению области использования таких систем всегда должен выбираться преподавателями. Ими принимаются решения о дидактической целесообразности применения АОС на конкретном уроке.
Практически невозможно
В
связи с этим перед педагогом
встают задачи использования
этой информации для
3. На заключительном этапе применения АОС позволяет преподавателю:
учащихся от прогнозируемых результатов;
Во
всех случаях использования
При выборе соотношения между автоматизированной и неавтоматизированной частями учебного процесса следует помнить, что необоснованное перенесение части учебного материала в АОС без учета внутри предметных связей, простая попытка подмены преподавателя машиной при решении педагогических задач могут не только не достичь желаемого эффекта и не принести преподавателям удовлетворения работой, но и не позволят выявить специфические особенности, сильные стороны использования ЭВМ, новые возможности интенсификации учебного процесса в условиях компьютерного обучения. Для передачи автоматизированным обучающим системам некоторого содержания обучения необходима такая его структуризация, которая в наибольшей степени соответствует дидактическим возможностям использования ЭВТ в учебном процессе. При этом не следует ориентироваться только на технические возможности ЭВМ, имеющиеся в данный момент в школе. Опыт внедрения АОС позволяет сделать вывод о том, что принципиальные трудности, препятствующие применению машин в обучении, имеют не технический, а явно выраженный педагогический характер. Нисколько не преуменьшая значения в АОС технических возможностей ЭВМ, все-таки следует признать неверным абсолютизацию преобладающего влияния техники на внедрение автоматизированного обучения в учебный процесс училищ. Такой подход тормозит развитие методики использования АСС, поиск путей их эффективного применения. Поэтому определение рационального соотношения количества занятий с АОС и без нее, апробирование различных методических приемов построения машинных программ обучения, выделение для передачи через АОС наиболее целесообразной для этого группы информации представляет предмет практического и научного поиска. Иногда поднимаются вопросы исключительности, самостоятельности этих средств в управлении учебным процессом. Может быть и не прямо, но развиваются мысли о том, что если создаются ЭВМ пятого и будут создаваться компьютеры более новых поколений, обладающие искусственным интеллектом, то они сами станут учить учащихся.
Подчеркнем, что именно педагог является центральной фигурой обучения и воспитания учащихся, а вся учебно-воспитательная среда (в том числе компьютеры, другие дидактические средства) выполняет роль инструментов в воздействии педагога (преподаватель, мастер и т. л.) на учащихся. Конечно, компьютеры - очень сложная техника, поэтому для их обслуживания необходимы технические кадры и многоуровневая система управления функционированием и использованием компьютеров в обучении. Однако сохраняется действенность самой основы обучения: педагог так трансформирует структуру процесса обучения, строит методику обучения, организует учебный процесс, чтобы, используя компьютеры, интенсифицируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность их обучения и воспитания.
Принципы организации автоматизированного занятия в школе
Выявление основных
человеческой деятельности. Кроме того, оно связано с внутренними проблемами развития целей, содержания, методов, форм и средств обучения, тенденцией развития этих категорий в конкретном типе учебного заведения.
На
современном этапе в
Внедрение вычислительной техники в учебный процесс, несомненно, в значительной степени интенсифицирует процесс реализации поставленных задач. ЭВМ может и должна стать инструментом, позволяющим углубить и закрепить экспериментальные умения учащихся, ибо способствует расширению рамок традиционных методов учебного экспериментирования, дополняя их такими важными компонентами, как планирование, моделирование эксперимента, автоматизированная обработка его результатов.
При этом
создается реальная
Изменение методики работы педагога в условиях подготовки информации для АОС
Широкое использование AOС, разработка педагогических программных средств ВТ, отбор и подготовка для них учебной информации существенно изменяют методику работы педагога. Традиционно методика работы педагога направлена на обеспечение его непосредственного контакта с учащимися, формирование у них знаний, умений, навыков, на развитие будущих рабочих. В соответствии с принципом оптимизации обучения педагог так трансформирует учебный процесс, структурирует содержание, выбирает необходимые методы, средства обучения, его формы, условия, так активизирует самостоятельную деятельность учащегося, чтобы в итоге достигался максимально высокий эффект учебно-воспитательного воздействия.
Информация о работе Основные тенденции применения ЭВМ в сфере образования