Основы информатизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 14:12, лекция

Описание

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

Работа состоит из  1 файл

Лекция.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

Очевидно, что с одной стороны оба  указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования, являющейся одной  из областей деятельности человека. Таким образом, понятие "информатизация образования" может быть введено адаптацией этих двух определений.     

Информатизация  образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.     

Информатизация  образования на практике невозможна без применения специально разработанных компьютерных аппаратных и программных средств, которые называются средствами информатизации образования.     

Средствами  информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.     

Использование только средств информатизации образования  недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.      

Очевидно, что понятия средств информатизации образования и средств ИКТ  оказываются тесным образом связанными. Во многих случаях эти два понятия  означают одно и то же. При этом понятие  средств информатизации образования  является более широким и включает в себя средства ИКТ.      

Информатизация  образования, независимо от направления  ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования, и, без преувеличения, на жизнь всего  общества в целом.     

Особую  задачу представляет собой информатизация деятельности каждой отдельно взятой школы или другого учреждения общего среднего образования.     

Информатизация  конкретного учебного заведения  представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности процессов обработки информации во всех, без исключения, видах деятельности современного учреждения общего среднего образования.      

К сожалению, очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определяющее влияние на повышение качества подготовки школьников. Однако, изучая информатизацию образования, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности современной школы, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий.      

Приоритетным  направлением в обучении информатизации образования должен стать переход  от обучения техническим и технологическим  аспектам работы с компьютерными  средствами к обучению корректному  содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе.

1.2. Положительные и  отрицательные стороны  информатизации образования 

Целесообразность  и эффективность  использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование  средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это  именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.     

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

  • совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания общего среднего образования;
  • введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • внесения изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышения эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и ученика;
  • совершенствования механизмов управления системой общего среднего образования.

Процесс информатизации образования, поддерживая  интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует  разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.     

Перечисленные положительные стороны использования  информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании далеко не единственны. По мере изучения конкретных информационных технологий и областей информатизации образования будут описаны и другие многочисленные "плюсы" информатизации.     

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.     

В частности, чаще всего одним из преимуществ  обучения с использованием средств  информатизации называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

 

     Другим существенным недостатком повсеместного использования  средств ИКТ в общем среднем  образовании является свертывание  социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.     

Наибольшую  трудность представляет собой переход  от информации, циркулирующей в системе  обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.      

Определенные  трудности и негативные моменты  могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие  учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.     

Колоссальные  объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как  электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать  внимание в процессе обучения.     

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек  способен уверенно помнить и оперировать  одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику  одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.     

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания школьников.

 

     Определенную  опасность таит внешнее поверхностное  использование средств ИКТ и  информационных ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном плане групповых и индивидуальных проектов.      

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В  этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в  настоящее время тоже не являются редкостью.      

Средства  ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.     

Во многих случаях использование средств  информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что  негативно сказывается на результатах обучения.     

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование  большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.      

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.      

Внедрение средств ИКТ в рамках второго  направления приводит к изменению  содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации  учебного процесса, построению целостных  курсов, основанных на использовании  содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.      

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно. Необходимо учитывать несколько групп таких потребностей, определяемых, как в отношении собственно учебного процесса, так и в отношении других сфер деятельности учителей школ.     

В первую группу можно отнести потребности, связанные с формированием у школьников определенных систем знаний. Такие потребности возникают при знакомстве с содержанием сразу нескольких дисциплин, при проведении занятий, имеющих межпредметный характер. Кроме того, они возникают при изучении элементов микро и макромиров, а также в случае необходимости изучения ряда понятий, теорий и законов, которые при традиционном обучении не могут найти требуемого опытного обоснования (изучение невесомости, знакомство с понятием бесконечность).     

Информация о работе Основы информатизации образования