Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:02, лекция
Историю развития цивилизации можно представить как непрерывный процесс развития отношений, связанных с созданием, распределением и потреблением ресурсов. Характер используемых ресурсов на протяжении веков неоднократно менялся, менялись также политические, экономические, правовые, религиозные, философские и многие другие системы общественных отношений. Обмен ресурсами является одной из основ общественного развития.
Введение
Вплоть до XVI столетия деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, на овладение веществом, т. е. на познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом все более сложных орудий труда.
Отсюда и исторические этапы жизни человеческого общества: каменный век, бронзовый век и т.д.
Человеческий разум постиг создание орудий труда, способов приготовления пищи, одежды, использования полезных ископаемых нашей планеты для удовлетворения социальных потребностей и надобностей существования человеческого общества вначале в виде рода, племени, народности и т.д., а потом в виде государственного образования.
Затем на первый план вышла проблема овладения энергией - тепловой, энергией ветра и воды, потом электрической и, наконец, атомной.
Изменения, происходящие в обществе в связи со сменой определяющего ресурса, непременно вызовут в ближайшие годы соответствующие изменения в правовых системах, ведь одна из функций права состоит в законодательном или ином оформлении отношений, сложившихся в обществе, что дает возможность их регулирования. По большей части этот вопрос предстоит решать в будущем, но начальная стадия уже доступна для изучения и анализа. Так, например, начиная с 1995 года, во многих государствах были приняты законодательные акты, регламентирующие электронный документооборот вообще и устанавливающие правовой режим электронной цифровой подписи в частности. В настоящее время актуальным является создание нормативно- правовой базы, регулирующей вопросы электронной коммерции, функционирования электронных платежных систем, принципы налогообложения сделок, заключаемых в электронной форме, и множество других взаимосвязанных вопросов и проблем.
В таком контексте информатика выходит за рамки узкой технической дисциплины, относящейся к средствам вычислительной техники и информационным технологиям. Информатика в XXI веке становится естественной наукой, занимающей положение между естественными, техническими и общественными науками. Ее предмет составляют информационные процессы, протекающие в природе, обществе и технических системах. Ее методы в своем большинстве основаны на взаимодействии программных и аппаратных средств вычислительной техники с другими техническими системами, с человеком и обществом. Ее цель – научное обоснование эффективных приемов создания, распределения и потребления всех типов информационных ресурсов и методологическое обеспечение разработки новых информационных систем. Ее центральная роль заключается в предоставлении своего аппарата и понятийной базы другим естественным, общественным и техническим дисциплинам.
1. Информатика как наука и учебная дисциплина.
1.1. Информатика как наука.
Процесс информатизации общества, охвативший большинство сфер человеческой деятельности, не обошел стороной и правоохранительные органы. Компьютер стал средством, «орудием» труда сотрудника ОВД. Вместе с тем, появились и новые виды преступности, связанные по своей сути с незаконным хищением, копированием и распространением информации, так называемое «компьютерные» преступления. Очевидно, все это требует соответствующей подготовки в области современных информационных технологий, соответствующей информационной культуры. Квалификация современного специалиста в области юридической и правоохранительной деятельности включает в себя понимание устройства и основных принципов работы компьютера; необходимые навыки алгоритмизации и программирование задач; современных принципов сбора, хранения и переработки информации.
Термин «Информатика» возник в середине 60-х годов прошлого столетия во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработки информации с помощью ЭВМ и трактовался как «информационная автоматика». В Англии и США соответствовал «науке о компьютерной технике».
Ему предшествовал другой термин – «документалистика», употребляющийся для определения деятельности по сбору, хранению и распространению документов. С годами поле деятельности документалистики резко возросло - она превратилась в научную дисциплину по сбору, распространению, переработке и использованию информации.
В середине 70-х гг. появилась новая тенденция в определении информатики, связанная с процессами обработки и передачи информации.
В нашей стране в 1983 г. термин «информатика» трактовался академией наук СССР как «комплексная научная инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики».
На сегодняшний день существует много различных определений информатики, которые характеризуют многогранность функции информатики. Одно из наиболее общих определений информатики выглядит следующим образом:
Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой обитания.
Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.
Как и другие науки, которые принято делить на теоретические и прикладные (например, физику, биологию), информатика тоже состоит из научных направлений, которые можно назвать теоретической и прикладной информатикой. Каждый из этих разделов в свою очередь можно делить и дальше. Назовем основные направления информатики.
Основные направления информатики.
1. Теоретическая информатика. Это математическая дисциплина, она использует методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики. Она распадается на ряд самостоятельных дисциплин (математическую логику; вычислительную математику и вычислительную геометрию; теорию информации и теорию кодирования и др.)
2. Кибернетика. Наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах. Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности, от управления отдельным объектом (станком, промышленной установкой, автомобилем и т.п.) до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей. Наиболее активно развивается техническая кибернетика, результаты которой используются для управления в промышленности и науке.
3. Программирование. Полностью связано с вычислительными машинами. Создание отдельных программ и пакетов прикладных программ, разработка языков программирования, создание операционных систем, организация взаимодействия компьютеров с помощью протоколов связи.
4. Искусственный интеллект. Основная цель работ в области ИИ- стремление проникнуть в тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Для этого необходимо раскрыть те глубинные механизмы, с помощью которых человек способен научится практически любому виду деятельности. Если суть этих механизмов будет разгадана, то удастся реализовать их подобие в искусственных системах. ИИ- наука не чисто теоретическая. Она занимается и прикладными вопросами. Например, робототехникой (создание роботов), создание баз знаний и экспертных систем на основе этих баз знаний. Некоторые из экспертных систем находят применение в ОВД (маньяк, блок- раскрытие хищений на строительстве и т.п.).
5. Информационные системы. ИС- система, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей.
Современное состояние развития информационной технологии характеризуется следующими тенденциями:
1. Наличие большого количества банков данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества.
2. Создание локальных, многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения.
В России созданы банки данных содержащие научную, технологическую, и другую информацию, в т.ч. правовую (Системы “Кодекс”, “Гарант”, “Консультант” и др.). В ОВД информация хранится в виде различных учетов (дактилоскопический, пофамильный, пулегильзотеки, похищенных и обнаруженных вещей и др.). Часть из них переведена в электронную форму, однако это лишь относительно небольшая часть. Задача перевода всех учетов в электронную форму и организация доступа к ним через вычислительную сеть является одной из наиболее актуальных.
Для организации доступа к централизовано или распределенно хранящейся информации создаются информационно-вычислительные сети разного уровня. Для этого необходима разработка специфического оборудования, программного обеспечения, развитие средств связи и коммуникации (последнее особенно актуально для России с её большими расстояниями и традиционно плохим качеством линий связи).
6. Вычислительная техника. Развитие вычислительной техники- это самостоятельное направление, в котором часть задач не имеет прямого отношения к информатике (микроэлектроника). Однако при разработке, проектировании и производстве ЭВМ наиболее широко используются достижения информатики.
В целом информатику можно рассматривать с трех позиций:
как отрасль народного хозяйства (совокупность предприятий, занимающихся производством компьютерной техники, программного обеспечения);
как фундаментальную науку (получение фундаментальных знаний об информационных системах и разработка методологии процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем);
как прикладную дисциплину (изучение закономерностей в информационном процессе, создание информационных моделей, систем и технологий в конкретных предметных областях).
Центральное место в прикладной информатике занимает компьютер как основное техническое средство информатики. Кроме компьютера к техническим средствам информатики (рис. 1) следует отнести средства тиражирования (полиграфическое оборудование, копировальные аппараты), средства связи (телефон, факс, радио), технику управления и конторского труда (счетные и множительные приборы и аппараты).
Рис. 1. Группы технических средств информатики
1.2. Дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к базовой (обязательной части) информационно-правового цикла и базируется на школьной учебной дисциплине «Информатика».
Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин: «Основы теории национальной безопасности», «Криминалистика», «Юридическая техника», «Тактико-специальная подготовка», предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030901.65 – «Правовое обеспечение национальной безопасности», а также дисциплин вариативной части информационно-правового и профессионального цикла «Основы информационной безопасности в органах внутренних дел», «Основы личной безопасности в органах внутренних дел», «Основы управления в органах внутренних дел».
Задачи дисциплины
Изучить:
основные методы и средства хранения, поиска, систематизации, обработки, передачи информации;
состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного обеспечения;
функции и конкретные возможности профессионально-
нормативные правовые акты в области защиты информации и противодействия техническим разведкам;
основные методы, способы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности в профессиональной деятельности.
Научиться:
решать с использованием компьютерной техники различные служебные задачи;
работать в локальной и глобальной компьютерных сетях;
самообучаться в современных компьютерных средах;
организовывать свое автоматизированное рабочее место;
использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну и иной служебной информации.
Овладеть:
навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;