Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:02, лекция
Историю развития цивилизации можно представить как непрерывный процесс развития отношений, связанных с созданием, распределением и потреблением ресурсов. Характер используемых ресурсов на протяжении веков неоднократно менялся, менялись также политические, экономические, правовые, религиозные, философские и многие другие системы общественных отношений. Обмен ресурсами является одной из основ общественного развития.
Реквизит 1 Цвет | Реквизит 2 Модель | Реквизит 3 Гос. номер | Реквизит N Год выпуска |
Красный | ВАЗ2106 | А153АА31 | 1992 |
Белый | ВАЗ2106 | А231РС31 | 1993 |
Синий | ВАЗ2107 | А813РС31 | 1993 |
Рис. 5. Пример реляционной системы классификации информации
3. Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Органы внутренних дел располагают как наиболее полной информацией о преступности, так и разнообразными и реальными возможностями непосредственного воздействия на нее - от применения специальных средств и методов предупреждения и раскрытия преступлений до осуществления мер по исправлению и перевоспитанию преступников.
Вместе с тем, за последние годы довольно существенно изменился характер преступности. Причины этих изменений необходимо изучать, уметь предвидеть, прогнозировать возможное развитие криминологических процессов, чтобы наиболее рационально осуществлять борьбу с преступностью. Разработка научно обоснованных методик, позволяющих повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, в современной обстановке приобретает особую актуальность. Добиться этого можно, только используя все современные достижения науки и техники, новые подходы или, как принято сейчас говорить, новые информационные технологии.
Сотрудники ОВД оперируют таким понятием как оперативная обстановка, то есть многомерным понятием, отражающим текущее состояние общественной безопасности в обществе или на конкретной территории, обслуживаемой сотрудниками ОВД.
Под современными информационными технологиями анализа и оценки оперативной обстановки деятельности ОВД следует понимать совокупность принципиально новых компьютерных средств и методов обработки данных, объединяемых в специальные технологические системы и обеспечивающих целенаправленную обработку исходной информации с целью выработки и отображения информационного продукта, характеризующего реально существующие условия правоохранительной деятельности ОВД.
Анализ и оценка оперативной обстановки должны быть максимально ориентированы на принятие управленческих решений в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.
В настоящее время для решения выше приведенных задач наука выделяет как минимум четыре информационные технологии для :
- анализа и оценки объекта воздействия ОВД, т.е. преступности и иных правонарушений, а также личности преступников и правонарушителей;
- анализа и оценки факторной среды функционирования ОВД: социальной, экономической, политической, этнической, демографической, экологической и физико-географической;
- анализа и оценки статических характеристик ОВД: организационной структуры, расстановки сил и средств, кадровой и технической оснащенности;
- анализа и оценки динамических характеристик ОВД: результатов оперативно-служебной деятельности в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью.
Целью функционирования перечисленных технологий является единый анализ и единая оценка оперативной обстановки на обслуживаемой органом внутренних дел территории. По этой причине вся соответствующая информационно-технологическая структура должна отличаться единством, комплексностью и системностью.
Поэтому основными технологическими этапами информационного обеспечения анализа и оценки оперативной обстановки:
- сбор и обработка имеющейся информации в системе ОВД и дополнительных данных из иных источников о внешних и внутренних факторах функционирования правоохранительных органов;
- динамический анализ собранной информации с целью получения характеристик состояния оперативной обстановки;
- оценка состояния оперативной обстановки по результатам анализа;
- оценка изменения состояния оперативной обстановки по сравнению с предыдущим периодом, выявление динамических тенденций развития оперативной обстановки;
- оценка соответствия деятельности ОВД характеру и параметром оперативной обстановки;
- формирование видов итоговых результатов для принятия управленческого решения.
Исследования вопроса размерности аналитической модели оперативной обстановки современной деятельности ОВД показывают, что аналитические работники штабных подразделений и должностные лица старшего начальствующего состава, принимающие решения, способны запросить до 20 одновременных измерений данных. Поэтому стандартная для системы МВД России технология динамического анализа и оценки оперативной обстановки должна быть в состоянии обеспечить в общей аналитической модели деятельности ОВД не менее 15 измерений данных, а в модели напряженной оперативной обстановки - 20 измерений данных. Более того, каждое из этих родовых измерений ("Количество преступлений", количество сил и средств", "количество мигрантов", "средний душевой доход населения" и т.д.) должно допускать практически неограниченное число определяемых пользователем уровней группирования по любому заданному пути консолидации данных.
Процесс компьютеризации анализа и оценки внешней среды функционирования ОВД включает три важных организационно-технологических этапа:
- формирование системы показателей, наиболее полно и объективно характеризующих все элементы внешней среды функционирования ОВД;
- разработка алгоритма анализа показателей внешней среды функционирования ОВД (формирование цели анализа, последовательность перебора статистических показателей, включение критериев отбора тех показателей, которые свидетельствуют о наличии проблемной ситуации);
- создание специального программно-аналитического блока обобщенной оценки, способного в агрегированном виде сформировать интегральную оценку анализируемой среды функционирования ОВД и подготовить итоговый отчет для должностного лица, принимающего решение.
Информационной базой рассматриваемой аналитической процедуры являются статистические данные о преступности в горрайорганах, подчиненных данному МВД, УВД. Эти данные должны содержаться в базах данных типовых АИС и АРМ МВД, УВД, соответствующих перечню Единого территориально-распределенного информационного фонда программно-технических средств информатизации ОВД Российской Федерации[1][1] (АИСС "Уголовная статистика", АИС "Дежурная часть", АРМ "Статистика РОВД" и др.). Извлечение этих данных из БД и представление в виде, пригодном для анализа, является одной из задач информационно-технологической процедуры).
Исследуемые данные целесообразно представлять в виде матрицы и разместить в среде одного из табличных процессоров, например, Microsoft Excel.
Использование математических методов для достижения указанных целей позволяет субъекту управления вырабатывать не только логические, но и количественные основы управленческих решений, и в конечном итоге добиваться существенного сокращения затрат живого и овеществленного труда и времени в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел при лучшей ее результативности.
2
[1][1] Приказ Министра внутренних дел России № 263 от 10.07.95 г.