Перспективы реализации интегрированной концепции применения ИКТ в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:07, статья

Описание

Современный период развития общества называют этапом информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств обработки, передачи, хранения информации на базе средств электронно-вычислительной техники. Одним из важнейших направлений процесса информатизации общества является информатизация образования. Повысить эффективность образовательного процесса позволяет использование новых информационных технологий.

Работа состоит из  1 файл

статья.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)


Перспективы реализации  интегрированной концепции применения ИКТ в образовании.

Современный период развития общества называют этапом информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств обработки, передачи, хранения информации на базе средств электронно-вычислительной техники. Одним из важнейших направлений процесса информатизации общества является информатизация образования. Повысить эффективность образовательного процесса позволяет использование новых информационных технологий.

Под средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в настоящее время понимают целый комплекс технических, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники,  современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией.

Информационно-коммуникационные технологии в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИКТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИКТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационно-коммуникационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса.

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но, в то же время, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Всевозрастающая изменчивость мира, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, требует от педагога готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными  технологиями. Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных  технологий  в своей профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическая ИКТ-компетентность  - это готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях.

Внедрение новых информационных технологий должно удовлетворять стандартным методическим требованиям: должна реализовываться идея фундаментальности и гуманитаризации образования и, кроме того, происходить постоянное совершенствование способов передачи знаний по каждому учебному предмету, что требует повышения уровня квалификации и профессионализма педагога. Эффективность использования информационных технологий может быть достигнута при выполнении следующих условий:

информатизация обучения должна быть направлена на все компоненты обучения, а не только на внедрение компьютерных средств обучения;

информационные технологии должны быть направлены, прежде всего, на развитие личности обучаемого.

Информационная технология обучения, основанная на применении компьюте­ров, позволяет по-новому решить многие педагогические задачи. В на­стоящее время разработано достаточно обучающих программ, которые предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя забывать и о психологическом факторе: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой – государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно “подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Но самое главное, самое принципиально новое в процессе обучения с появлением обучающих программ заключается в том, что школьники получают возможность не только строить идеальные модели и изучать их свойства, но и работать с этими моделями как с реальными сущностями. Это способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении. Это ги­гантски расширяет возможности методики обучения, методики развития творческих способностей.

С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом - повышают качество образования.

 

Необходимо также отметить, что использование компьютеров превращает уроки в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает. Уроки такого типа привлекают учащихся, работа за компьютером создаёт у них положительный эмоциональный настрой к учё­бе. Подобные занятия помогают сделать процесс обучения более эффектив­ным, наглядным и динамичным.

Если в кабинете имеется локальная сеть, когда учитель со своего рабочего места может руководить действиями любого учащегося и в нужный момент оказать необходимую помощь, возникает оптимальный вариант использования мультимедийных учебников и пособий. При этом необходимо учитывать гигиенические нормы работы школьников за компьютером, а также меры безопасности при работе с компьютерной техникой.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Использование ИКТ в организации воспитательного процесса классного коллектива – основной путь таких изменений. Электронные энциклопедии, ресурсы глобальной сети сделают процессы подготовки и проведения любых внеклассных мероприятий более увлекательными, красочными, информативными.

По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, которое обязательно проводится не реже одного раза в четверть. На нём даётся анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Данная информация представленная в виде электронной презентации, позволит наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.

В школе серьёзную помощь всем участникам образовательного процесса мог бы оказывать  «Электронный журнал», размещенный на сайте школы, в который ежедневно вносятся оценки учеников по всем изучаемым предметам. Это дает следующие преимущества:

       возможность в конце четверти/полугодия оперативно выставить отметки;

       в течение четверти или полугодия увидеть возможные итоговые "двойки";

       своевременно спланировать шаги по преодолению тревожной ситуации;

       постоянный доступ к информации об успеваемости учащихся класса;

       отсутствие необходимости вручную дублировать отметки из бумажного классного журнала для выставления в дневники;

       возможность предоставить полную и актуальную информацию об успехах учащегося;

       максимально оперативный контроль за образовательным процессом, что существенно экономит человеческие и временные ресурсы;

       эффективный инструмент для принятия своевременных управленческих решений и подготовки бесчисленных отчетов, справок, служебных записок;

       удобство контроля за выполнением графика контрольных работ и своевременным выставлением отметок в журнал, за соблюдением сроков выставления четвертных/ полугодовых и годовых отметок, за доведением их до сведения учащихся и их родителей.

В настоящее время рассматривается проблема создания единой для всех образовательных учреждений информационной среды. В этих условиях необходимо отчётливо осознавать потенциал ИКТ, их влияние на парадигму образования.

Создание единой информационной среды образовательных учреждений позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям. А это решает массу проблем, связанных с поиском необходимой информации, её обработкой и использованием в учебно-воспитательном процессе:

•       информационное взаимодействие с управляющими структурами;

•          работа с базами данных учащихся и педколлектива (анализ траектории развития  классов, отдельных учащихся);

•          школьное делопроизводство;

•          автоматизация обработки данных медико-психологической службы;

•          автоматизация педагогических исследований, (мониторинг педагогической деятельности);

•          автоматизация работы по школьному расписанию;

•          оперативное взаимодействие с управляющими структурами (РОО, МО);

•          организация повышения квалификации педкадров, аттестация.

 

Применение информационно-коммуникационных технологий в административно-управленческой деятельности позволяет быстро увидеть результаты проведенной работы, даст возможность более точно провести анализ  дел и более конкретно поставить задачи перед педагогическим  коллективом. повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство. А в результате перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.

 

Сегодня главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Это система, в которой задействованы и на информационном уровне связанны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Администрация использует эту систему в сфере управления, учителя – в области повышения эффективности процесса обучения.

Общая база данных учебного заведения как ядро единого информационного пространства должна содержать и предоставлять возможность обновления следующей информации:

 

       общая информация об учебном заведении;

       кадровые данные о преподавателях и личные данные об учащихся;

       формализованные информационные блоки: учебный план, штатное расписание, материально-техническая база и т.п.

Информация о работе Перспективы реализации интегрированной концепции применения ИКТ в образовании