Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:07, статья
Современный период развития общества называют этапом информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств обработки, передачи, хранения информации на базе средств электронно-вычислительной техники. Одним из важнейших направлений процесса информатизации общества является информатизация образования. Повысить эффективность образовательного процесса позволяет использование новых информационных технологий.
Перспективы реализации интегрированной концепции применения ИКТ в образовании.
Современный период развития общества называют этапом информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств обработки, передачи, хранения информации на базе средств электронно-вычислительной техники. Одним из важнейших направлений процесса информатизации общества является информатизация образования. Повысить эффективность образовательного процесса позволяет использование новых информационных технологий.
Под средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в настоящее время понимают целый комплекс технических, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе средств вычислительной техники, современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией.
Информационно-коммуникационные технологии в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения ИКТ в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИКТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационно-коммуникационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса.
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но, в то же время, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Всевозрастающая изменчивость мира, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, требует от педагога готовности к постоянному обновлению и непрерывному совершенствованию своих профессиональных возможностей. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных
Педагогическая ИКТ-компетентность - это готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях.
Внедрение новых информационных технологий должно удовлетворять стандартным методическим требованиям: должна реализовываться идея фундаментальности и гуманитаризации образования и, кроме того, происходить постоянное совершенствование способов передачи знаний по каждому учебному предмету, что требует повышения уровня квалификации и профессионализма педагога. Эффективность использования информационных технологий может быть достигнута при выполнении следующих условий:
информатизация обучения должна быть направлена на все компоненты обучения, а не только на внедрение компьютерных средств обучения;
информационные технологии должны быть направлены, прежде всего, на развитие личности обучаемого.
Информационная технология обучения, основанная на применении компьютеров, позволяет по-новому решить многие педагогические задачи. В настоящее время разработано достаточно обучающих программ, которые предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя забывать и о психологическом факторе: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой – государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно “подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.
Но самое главное, самое принципиально новое в процессе обучения с появлением обучающих программ заключается в том, что школьники получают возможность не только строить идеальные модели и изучать их свойства, но и работать с этими моделями как с реальными сущностями. Это способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении. Это гигантски расширяет возможности методики обучения, методики развития творческих способностей.
С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом - повышают качество образования.
Необходимо также отметить, что использование компьютеров превращает уроки в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает. Уроки такого типа привлекают учащихся, работа за компьютером создаёт у них положительный эмоциональный настрой к учёбе. Подобные занятия помогают сделать процесс обучения более эффективным, наглядным и динамичным.
Если в кабинете имеется локальная сеть, когда учитель со своего рабочего места может руководить действиями любого учащегося и в нужный момент оказать необходимую помощь, возникает оптимальный вариант использования мультимедийных учебников и пособий. При этом необходимо учитывать гигиенические нормы работы школьников за компьютером, а также меры безопасности при работе с компьютерной техникой.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Использование ИКТ в организации воспитательного процесса классного коллектива – основной путь таких изменений. Электронные энциклопедии, ресурсы глобальной сети сделают процессы подготовки и проведения любых внеклассных мероприятий более увлекательными, красочными, информативными.
По-прежнему работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Но универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание, которое обязательно проводится не реже одного раза в четверть. На нём даётся анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Данная информация представленная в виде электронной презентации, позволит наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков.
В школе серьёзную помощь всем участникам образовательного процесса мог бы оказывать «Электронный журнал», размещенный на сайте школы, в который ежедневно вносятся оценки учеников по всем изучаемым предметам. Это дает следующие преимущества:
возможность в конце четверти/полугодия оперативно выставить отметки;
в течение четверти или полугодия увидеть возможные итоговые "двойки";
своевременно спланировать шаги по преодолению тревожной ситуации;
постоянный доступ к информации об успеваемости учащихся класса;
отсутствие необходимости вручную дублировать отметки из бумажного классного журнала для выставления в дневники;
возможность предоставить полную и актуальную информацию об успехах учащегося;
максимально оперативный контроль за образовательным процессом, что существенно экономит человеческие и временные ресурсы;
эффективный инструмент для принятия своевременных управленческих решений и подготовки бесчисленных отчетов, справок, служебных записок;
удобство контроля за выполнением графика контрольных работ и своевременным выставлением отметок в журнал, за соблюдением сроков выставления четвертных/ полугодовых и годовых отметок, за доведением их до сведения учащихся и их родителей.
В настоящее время рассматривается проблема создания единой для всех образовательных учреждений информационной среды. В этих условиях необходимо отчётливо осознавать потенциал ИКТ, их влияние на парадигму образования.
Создание единой информационной среды образовательных учреждений позволяет мобильно, качественно и оперативно создавать, сопровождать и пополнять информационный банк данных школы по различным направлениям. А это решает массу проблем, связанных с поиском необходимой информации, её обработкой и использованием в учебно-воспитательном процессе:
• информационное взаимодействие с управляющими структурами;
• работа с базами данных учащихся и педколлектива (анализ траектории развития классов, отдельных учащихся);
• школьное делопроизводство;
• автоматизация обработки данных медико-психологической службы;
• автоматизация педагогических исследований, (мониторинг педагогической деятельности);
• автоматизация работы по школьному расписанию;
• оперативное взаимодействие с управляющими структурами (РОО, МО);
• организация повышения квалификации педкадров, аттестация.
Применение информационно-коммуникационных технологий в административно-управленческой деятельности позволяет быстро увидеть результаты проведенной работы, даст возможность более точно провести анализ дел и более конкретно поставить задачи перед педагогическим коллективом. повысить оперативность выполнения решений, снизить временные затраты на подготовку и ведение документации, модернизировать делопроизводство. А в результате перевести всю деятельность школы на более качественный современный уровень.
Сегодня главная цель внедрения информационно-коммуникационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения. Это система, в которой задействованы и на информационном уровне связанны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Администрация использует эту систему в сфере управления, учителя – в области повышения эффективности процесса обучения.
Общая база данных учебного заведения как ядро единого информационного пространства должна содержать и предоставлять возможность обновления следующей информации:
общая информация об учебном заведении;
кадровые данные о преподавателях и личные данные об учащихся;
формализованные информационные блоки: учебный план, штатное расписание, материально-техническая база и т.п.
Информация о работе Перспективы реализации интегрированной концепции применения ИКТ в образовании